Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
«Грабли», на которые лучше не наступать: 5 ошибок при ребрендинге ресторанного бизнеса
Управление
Маркетинг

статья

«Грабли», на которые лучше не наступать: 5 ошибок при ребрендинге ресторанного бизнеса

21 нояб. 2025
113
6 мин

Ребрендинг может обратить на вас внимание медиа, увеличить лояльность аудитории и привести к росту выручки, но без должной подготовки и внимательного контроля за цифрами вы рискуете потратить бюджеты в никуда. Как избежать ненужной смены логотипа? Что делать, если необходимость в ребрендинге есть, а плана и шаблонных решений нет? И какие действия точно не стоит совершать, если вы не хотите снизить количество чеков и недосчитаться выручки спустя год? Вместе с Надеждой Турбановой, директором по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group, разбираем ошибки при ребрендинге ресторанного бизнеса.

Ошибка №1. Делать ребрендинг не вовремя

Ребрендинг действительно нужен не всегда. Иногда достаточно точечных корректировок — нового слогана или доработки интерфейса мобильного приложения. Радикальные изменения без соответствующей подготовки могут привести к очередному витку маркетингового кризиса. Так, например, в 2023 году произошло с брендом Nokia, который представил полностью новый логотип. Он показался аудитории плохо читаемым, что, в свою очередь, разочаровало адептов бренда и снизило узнаваемость в новых сегментах ЦА.

Во многих случаях рационально использовать правило 70/30: менять 70% элементов, оставляя 30% узнаваемых деталей для преемственности визуального образа и смыслов бренда.

И все же ребрендинг зачастую может вывести бизнес из кризиса, усилить и масштабировать его. Вот ключевые признаки того, что пора действовать, в разрезе ресторанной отрасли.

  • Экономические показатели. Устойчивое снижение выручки к прошлому году без очевидных внешних причин, таких как сезонность или кризис. Если гости приходят реже либо заказывают меньше — это веский повод сразу же проанализировать проблему и начать действовать.
  • Изменение ЦА. Новые вкусы и запросы аудитории, а также ваше желание выйти на другие сегменты. Здесь стоит как можно меньше полагаться на собственные впечатления и отслеживать статистику.
  • Усиление конкуренции. Обновление ключевых конкурентов, свежие тренды в digital-пространстве, размытие ваших УТП, конкуренция на уровне цены-качества без эмоциональной привязки. В таком случае ребрендинг может вдохнуть в бизнес новую жизнь и заново «влюбить» гостей в ресторан. К ребрендингу может подтолкнуть и банальная теснота в нише. Например, в 2024 году рынок баров увеличился на 18,1% по отношению к 2023-му, с учетом инфляции реальный рост — 8,6% (данные аналитического агентства «Гидмаркет»). Это заставило собственников и управляющих дать гостям максимум выгодных и уникальных впечатлений, конкурируя за каждого посетителя.
  • Проблемы с репутацией. Рост негативных отзывов, череда плохих новостей или разовая крупная кризисная ситуация — все это может стать поводом для ребрендинга.

 

Получается, ребрендинг нужен тогда, когда бренд перестает работать на бизнес? Именно так — новое позиционирование способно не только поддержать компанию в сложной ситуации, но и повлиять на рост ключевых показателей. 

Ошибка №2. Действовать без плана, бюджета и дедлайнов

Определив, что ребрендинг необходим, нужно сосредоточиться на плане, сроках и бюджете. Самостоятельный процесс ребрендинга для небольшого бизнеса может быть достаточно сложным. Например, «перезагрузить» единственный в своем роде ресторан, полностью обновив его концепцию, маркетинговые составляющие, меню и вывеску — достаточно трудоемкий процесс.

Иногда в таком случае выгоднее подключиться к уже узнаваемой франшизе, получив помощь опытных рестораторов, поддержку в виде бизнес-плана с проверенной эффективностью и даже рекомендации по обновлению интерьера. Если же вы хотите остаться в рамках собственной концепции, за основу можно взять следующий алгоритм:

  • проанализировать финансовые показатели (выручка, прибыльность, LTV);
  • сформулировать три ключевые цели, обязательно в цифрах и со сроками (например, повысить количество чеков на 600 в месяц к марту 2026 года);
  • создать смысловую и визуальную основу обновленного бренда;
  • просчитать бюджет изменений.

 

Последний пункт может показаться особенно сложным для руководителей и предпринимателей без соответствующего опыта. Рассмотрим вопрос бюджетирования более детально.

Для начала нужно провести аудит и диагностику существующего ресторана, проанализировать внутренние процессы. Оттолкнуться от вводных: плана помещения, перечня оборудования, отчетов по продажам с делением на время суток. Увидев все текущие цифры, определить средний чек, ЦА и, как следствие, позиционирование новой концепции.

Затем под задачу собрать меню, составить перечень оборудования, сверить его с тем, что уже есть в наличии, сформировать список на дополнительную закупку. Важный момент: при ребрендинге важно сохранить зонирование и привязку к текущим инженерным системам, так как перенос коммуникаций могут обойтись очень дорого. Добавить к этим расходам траты на адаптацию дизайна и обучение специалистов (в том числе, при необходимости, на перелеты и проживание). Заложить бюджет на рекламу и PR. Суммировать расходы — так вы получите нужный бюджет.

Ошибка №3. «Размывать» зоны ответственности

Планы и сроки не должны остаться «в вакууме» — важно распределить ответственность между всеми участниками процесса и зафиксировать задачи в договоре. При ребрендинге ресторана, как правило, стратегическая работа ложится на руководителя. Совместно со специалистами ему нужно разработать и утвердить:

  • концепцию и позиционирование;
  • коммуникационную стратегию;
  • новое меню;
  • редизайн.

 

Операционные же процессы обычно берут на себя ответственные менеджеры, а также привлеченные эксперты (дизайнер, строительная бригада во главе с прорабом). К таким задачам можно отнести:

  • адаптацию помещения;
  • технические работы, ремонт, контроль за реализацией проекта;
  • адаптацию персонала.

 

Весь процесс ребрендинга может занять от нескольких месяцев до года. Все это время важно оставаться на связи с командой. Согласно последним данным hh.ru, которыми поделилась «Лента.ру», почти 50% россиян в целом испытывают стресс от работы — информация об изменениях в компании может усилить этот эффект, убив вовлеченность и инициативность. Как не допустить потерю доверия и работоспособности команды:

  • регулярно проводите общие собрания;
  • предоставляйте обучающие материалы, скрипты, чек-листы, видеоинструкции;
  • давайте каждому возможность высказаться, в том числе и анонимно.

Ошибка №4. Работать по прежним маркетинговым стратегиям

Вспомним правило 70/30: вы действительно можете оставить часть прежних маркетинговых решений, например, сохранить механику программы лояльности, скрипты для работы с обратной связью. Но стратегию продвижения как таковую точно придется менять, в том числе и потому что у вас наверняка обновится целевая аудитория. В вашем плане действий до начала, в процессе и после ребрендинга обязательно должны быть:

  • новости о ребрендинге — на всех доступных платформах;
  • якорные акции для поддержки спроса и увеличения потока новых клиентов;
  • инструменты классического продвижения ресторана, адаптированные под ваши новые УТП.

 

Бюджет на локальный маркетинг при ребрендинге может составить 1-2 миллиона рублей. Важно включить в работу СМИ и инфлюенсеров. По данным сейлз-хауса  «СберСеллер» и платформы по работе с блогерами Perfluence, в категории гастрономии и путешествий взгляд лидера мнений важен для 39% россиян.

Вы не можете редактировать отзывы, но в ваших силах создать десятки поводов для положительной обратной связи. Дегустации и пресс-бранчи для приглашенных блогеров, специальные предложения и сюрпризы к важным датам постоянных гостей — вот лишь несколько идей для генерации UGC.

Часто самостоятельные игроки рынка подключаются к крупным ресторанным франшизам как раз потому, что те уже могут предложить работу в рамках узнаваемого бренда и готовые маркетинговые решения с рассчитанной эффективностью. Такой шаг помогает сократить расходы на продвижение, а также исключить ошибки. Для сравнения: заказать на аутсорсе разработку собственного приложения с программой лояльности или же воспользоваться готовым решением — экономия бюджета очевидна.

Ошибка №5. Не измерять ключевые показатели до и после ребрендинга

Здесь стоит вернуться к целям: для чего ресторан проводит ребрендинг и каких результатов ждет от него? В зависимости от этого еще до старта работ отмечаются ключевые показатели, требующие постоянного контроля. Это могут быть:

  • количество транзакций, сумма среднего чека, EBITDA, операционная прибыль, чистая выручка;
  • частота визитов, количество постоянных гостей, процент людей, пришедших по рекомендации;
  • оценки на крупнейших платформах, процент положительных отзывов;
  • счастье команды, вовлеченность сотрудников, процент текучести кадров.

 

Руководители ресторанных франшиз помогают франчайзи замерять показатели и вовремя определять точки, в которых теряется прибыль, снижается лояльность или «недорастает» чек. С шаблонами для отчетов работать гораздо проще: это отмечают многие предприниматели, которые, получив самостоятельный опыт, решили подключиться к большим командам. Идти по пути ребрендинга или присоединиться к франшизе — решение за вами, а этот гайд поддержит вас на любом из направлений.

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь