Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
3 шага к сокращению фудкоста и увеличению прибыли ресторана
Учет
Про iiko

статья

3 шага к сокращению фудкоста и увеличению прибыли ресторана

09 дек. 2022
10214
4 мин

Наш опыт работы с рестораторами показывает, что заведения теряют до 50% прибыли из-за некорректного учета. Например, несбалансированные товарные запасы приводят к списаниям и стоп-листам, а значит — к потере выручки. В этой статье разбираемся, какие ошибки учета мешают бизнесу зарабатывать и расти. 

1. Избавляемся от двух “НЕ” — НЕэффективного меню и НЕсбалансированных запасов

Предположим, у вас заведение с итальянской кухней, в меню есть паста с морепродуктами. Это блюдо имеет высокую себестоимость, но пользуется низким спросом у гостей — условно, 5 заказов в месяц. При этом морепродукты вы, вероятно, закупаете больше, чем на 5 блюд. В итоге остатки приходится списывать, а значит — терять деньги. 

Или представим другую ситуацию: в ресторане резко вырос спрос на пиццу “Пепперони”, а продуктов для нее закупили недостаточно. В итоге вы поставили блюдо на “стоп” и снова потеряли выручку, потому что гости ушли поесть любимую пиццу в другое место. 

Обе эти ситуации возникают из-за того, что менеджмент ресторана не анализирует меню. Чтобы понимать, какие блюда в топе и приносят доход, а какие позиции непопулярны и неприбыльны, нужно проводить регулярный портфельный аудит.  

Возможно, у вас есть высокомаржинальные блюда, которые не очень активно продаются? Тогда можно попробовать замотивировать официантов, чтобы они чаще рекомендовали их гостям. Эти и многие другие нюансы можно выявить только при условии регулярного анализа меню и контроля запасов.


Хотите подключить портфельный анализ меню? Оставляйте заявку, и мы поможем!


 

2. Контролируем закупочные цены и управляем себестоимостью

Нередко рестораны переплачивают за товары, потому что не проверяют и не сравнивают закупочные цены. Например, закупают молоко по 100 руб./ литр, в то время, как другой поставщик продает такое же молоко за 80 руб./ литр.

Как не переплачивать? Например, подключить систему учета iiko — в ней есть инструмент, который помогает контролировать закупки. Вы вносите в систему данные о поставщиках и их расценках и получаете детальный отчет о предложениях для сравнения. Это позволит понять, нужно ли скорректировать список поставщиков и искать более выгодные предложения. 

Кроме того, на этапе создания документов на закупку можно выставить фильтры: 

  1. Запрет проведения конкретного документа, пока ответственный не подтвердит данные; 
  2. Предупреждение о том, что по некоторым позициям цена выше указанного порога. 

 

Управление запасами по технологии MIN/MAX.

В iiko предусмотрен отчёт, позволяющий контролировать остатки. Главная фишка — для каждого товара указывается минимальное и максимальное количество на складе.

Закупщик формирует отчёт об остатках с фильтром “меньше минимального” и сразу видит, чего не хватает на складе. Это поможет вовремя дозаказать недостающие продукты, не дожидаясь, пока блюда встанут на “стоп”. 

Очень быстрая инвентаризация

Для многих ресторанов инвентаризация — это проблема, поскольку уходит уйма времени, а показатели не всегда сходятся. С помощью iiko эту процедуру можно сделать вдвое быстрее. 

Как это работает: внутри iiko есть модуль iikoWeb (работает только в облачной версии) с функционалом для мобильной инвентаризации. Вы заранее делаете заготовки для поваров (список позиций для проверки), и дальше по этому плану они проверяют наличие товаров на складе. Это сокращает время инвентаризации до 3-х часов, а сотрудники не пропустят ни один продукт. После завершения инвентаризации система отправит оповещение руководителю.

3. Ведем учёт

Отчёт о прибылях и убытках — один из ключевых для ресторанного бизнеса. Что важно контролировать с его помощью:

Выручку

В отчете iiko выручка разбита на три 3 показателя: 

  • выручка с учетом скидок;
  • торговая выручка без учёта скидок (основная деятельность заведения);
  • выручка от дополнительной деятельности (аренда залов, банкеты, кейтеринг и т.д.)

 

Расходы

Здесь видим процент фудкоста. Считается, что нормальный фудкост должен составлять около 27%. Но даже если у вас так, это еще не значит, что все процессы в ресторане идеально отлажены.

Себестоимость нужно смотреть в разрезе разных статей — например, по показателю “порчи готовых блюд” или по показателю инвентаризации, которая выявила недостачу продуктов. 

Аналогичная история происходит с излишками, т.е. если товаров на складе фактически больше, чем должно быть по документам. Это значит, что ваши гости получили блюда, в составе которых не хватало каких-то ингредиентов. 

В отчете о расходах отслеживаются остальные траты, разбитые по фондам — заработной платы, обязательных платежей (аренда, коммуналка, телефония) и т.д. 

Анализируем отчет

Итак, получив итоговый фудкост 27% и изучив отдельные показатели, мы обнаружили массу излишков. Если среди них есть скоропортящиеся продукты, то мы рискуем потерять деньги. 

Только регулярный управленческий учёт позволяет собственнику напрямую влиять на расходы и доходы заведения. Иначе можно ежемесячно терять 30-40% прибыли своего бизнеса.

Бухгалтерский учёт

По нашему опыту, бухгалтер тратит 30% рабочего времени на заведение первичных документов в 1С вручную. При этом нередко возникают ошибки. Чтобы этого избежать, можно использовать систему iiko: она позволяет выгружать данные в 1С автоматически. Это экономит время сотрудников и уменьшает риски ошибок.

Безусловно, это только первые шаги к качественному учету. Но, соблюдая эти правила, вы сможете начать путь к самостоятельному контролю расходов и прямому влиянию на доходы бизнеса. 


Хотите провести аудит учета в своем заведении? Тогда оставляйте заявку, мы обязательно вам поможем!


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь