Феноменальный успех корейского сериала «Игра в кальмара» окончательно показал, что мы переходим от экономики впечатлений в эпоху экономики игр.
Как считают специалисты (к примеру, телеканал «Культура» сделал репортаж с анализом феномена этого сериала), именно сочетание ярких впечатлений и эффекта игры является причиной столь огромного успеха шоу от Netflx. А лидер ресторанного рынка по бизнес-результатам и инновациям Борис Зарьков на своих мастер-классах приводит в пример фильм «Игра» Дэвида Финчера, говоря о фокусе своей работы – создании впечатлений.
На самом деле игровые технологии в ресторанном бизнесе неосознанно используют практически все. От рейтингов, спортивных мероприятий и мотивационных программ для сотрудников до винного казино и геймификации на сайте (бонусы, баллы за заказ или рекомендации) для гостей. Вопрос в том, чтобы научиться использовать игры в бизнесе осознанно и системно.
Кстати, сериал «Игра в кальмара» сразу подтолкнул рестораторов к созданию игровых активностей. Розовые костюмы курьеров, бонусы, связанные с известными теперь всем геометрическими фигурами, и даже карамельная фигурка, которую нужно «правильно обломать» и положить как сахар в кофе.
Игровые технологии в обучении персонала используются меньше, в основном — на выездных корпоративных обучениях.
Вспомним «конус обучения» Эдгара Дейла и обратим внимание на то, что нам всегда важно эффективно донести ИНФОРМАЦИЮ. И сотрудникам при обучении, и гостям — для повышения среднего чека и лояльности к заведению.
Видно, что максимально эффективно это получается
- в театрализованном представлении («зритель» – сотрудник при обучении или гость, когда делает заказ или наблюдает некое яркое эмоциональное действо).
- при участии в имитации реального действия. Это как раз и может быть игра, имитирующая реальное действие, но в необычной ситуации. И это уж 200% успеха, так как сотрудники или гости активно участвуют в ситуации.
Вот почему пользуется такой популярностью, несмотря на высокий ценник, ресторан «Красота» и активно развивающийся сейчас формат chef-s table. Ведь это и есть театр — т.е. максимально интересная, а, значит, эффективная форма работы с гостями. Авторы таких форматов объясняют также их экономическую выгоду, ведь билет (т.е счет за сет) оплачивается заранее, меньше сотрудников задействовано и практически нет издержек по продуктам, ведь все готовится под конкретный заказ.
А ведь можно сделать и следующий шаг: превратить театр в игру, вовлекая гостей в действие. И сделать это можно и при отсутствии огромных инвестиций, которыми обладают топовые рестораторы. Например, сделать игру в виде карты Италии с дегустацией двух-трех видов пиццы с подходящим вином с карточками-вопросами об истории региона или географии — достаточно простой и недорогой вариант ужина от шефа, вызывающий дополнительный интерес к заведению и расширяющий знание ваших гостей о меню. Или просто десертный сет с восточными сладостями и хорошим кофе с игрой по мотивам сказок «1001 ночь» или «Али-баба и 40 разбойников».
И, конечно, игры можно и нужно использовать для доставки и праздников на дому с набором еды из ресторана. И недаром именно в этой области одними из первых появились примеры игрофикации. Пример — игры в сторис в «Додо пиццы» с ингредиентами из пиццы; или игра Pac-Man, которую можно запустить в дополненной реальности, считав QR-код на коробках Pizza Hut. А вот еще более простой пример:
Рынок таких предложений пока еще совершенно не заполнен и дает огромные возможности. Чтобы вашему проекту выделиться, завоевать интерес новых и укрепить лояльность постоянных клиентов, игра – самый эффективный инструмент. Ведь что еще можно добавить к основным критериям выбора доставки (качество продукта, скорость, удобство сервисов заказа и возможности по оплате, ассортимент)? Конечно, впечатления. Именно впечатления и игровые техники мотивируют гостей заказывать доставку именно у вас, позволят узнать больше о вашем меню и вообще о вашем ресторане.
А если это будут еще и игры или игрушки для детей или с детьми (форма семейного досуга), родители точно станут приверженцами именно вашего заведения. И, если еще раз вернуться к конусу Эдгара Дейла, информация о вашем заведении в домашней обстановке или в офисе, где нет антуража и атмосферы ресторана, а есть только коробка для доставки, может быть донесена ярко и эффективно именно с помощи игры.
События последних двух лет показали, что ресторанный бизнес может попасть под ограничения в любой момент. А закон о введении QR-кодов, который скорее всего будет принят в 2022-м году, станет серьезным испытанием для отрасли. Причем придется он на период традиционно «хлебный» (череда весенних праздников, свадьбы и выпускные вечера). И вынужденный уход на доставку для многих заведений — при использовании игр и игровых технологий — может стать не только способом выживания, но и возможностью создания совершенно новых форматов и проектов.
И, конечно, игровые технологии – это самый современный подход к обучению сотрудников. Причем как менеджеров среднего и высшего звена, так и линейного персонала. Также активно используются эти техники для оценки персонала при приеме на работу. Не секрет, что вопрос кадров и текучка, а также вопросы командопостроения в фуд-индустрии стоит очень остро. Официанты, которые являются лицом вашего кафе или ресторана и несут гостям ценности и философию вашего заведения, в основном — молодые люди, представители поколения Z. Для них игры – это один из основных способов общения с миром. Обучаться и представлять гостям предложения заведения в игровом формате им будет интересней. Эффективность обучения повышается, а желание работать именно у вас укрепится.
Следует добавить, что сейчас есть возможность проводить игры и использовать игровые техники в онлайн режиме, в том числе с мобильных устройств. Возможен также и смешанный вариант, который многое упрощает с точки зрения соблюдения санитарных норм. С помощью игр можно использовать современный подход в обучении — микроленинг (короткие блоки обучения), проводить интервальные сессии. Это очень актуально именно для обучения линейного персонала, где нужно регулярно «прокачивать» знание меню, санитарных норм, навыки работы с гостями и пр., но нет времени и возможности проводить длительное обучение или выездной тренинг. Такие же формы могут быть использованы, например, при марафоне по здоровому питанию для кафе и ресторанов с ЗОЖ-позиционированием.
В наши непростые времена игрофикация для ресторанов и кафе, которые не планировали до карантина заниматься доставкой и активно разворачивать dark kitchen, для которых особенно важны атмосфера и интерьер, качество продукта и вина, для проектов со своей философией и ценностями, — незаменимый инструмент. Ведь ваши ценности могут быть «зашиты» в игру, как в волшебный кристалл, и их можно будет «развернуть» в любом месте: на пикнике, романтическом свидании, на корпоративной зум-вечеринке, свадьбе и юбилее. И в таком виде то, что вам очень важно и ради чего вы создавали свой такой бизнес, как на подводной лодке может быть сохранено и преумножено в столь непростом океане сегодняшнего времени. А кого-то игры могут подтолкнуть к совершенно новым идеям и проектам.
Комментарии