Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Как сделать SWOT-анализ для ресторана или кафе?
Маркетинг
Как открыть

статья

Как сделать SWOT-анализ для ресторана или кафе?

19 янв. 2022
26048
5 мин

Важная часть финансового планирования ресторанного проекта  —  это SWOT-анализ.  В этой статье расскажем: что это такое, как его проводить, и, главное, как использовать полученные результаты? 

Первым делом немного теории. SWOT  — это аббревиатура, под которой скрываются четыре слова:

  • Strengths (Сильные стороны), 
  • Weaknesses (Слабые стороны), 
  • Opportunities (Возможности), 
  • Threats (Угрозы). 

 

По сути метод SWOT-анализа состоит в том, чтобы сформулировать и упорядочить все значимые для бизнеса факторы и выявить те, которые надо использовать/устранить для дальнейшего роста.

ШАГ № 1

Первый шаг SWOT-анализа  —  это составление первичной SWOT-матрицы. Обычно она выглядит так:
 
 

Сильные стороны Слабые стороны

1.
2.
3.

1. 
2.
3.

Возможности Угрозы

А. 
В.
С.

А.
В.
С.

 

Главная сложность, которая может возникнуть на этом этапе  —  отнесение того или иного фактора к правильной группе. Важно помнить, что группы «Сильные стороны» и «Слабые стороны» должны включать в себя исключительно внутренние факторы, не связанные с рыночной средой: например, опытный шеф-повар, оригинальный дизайн зала, высокий/низкий фудкост или наличие/отсутствие денег на инвестиции. И наоборот: группы «Возможности» и «Угрозы» должны объединить исключительно внешние факторы, связанные с ситуацией на рынке, например: закрытие заведения-конкурента, рост трафика, изменение условий у поставщиков, падение курса рубля. 

На практике разделить факторы на внутренние и внешние бывает непросто, и это часто ведет к ошибкам. Например: у кофейни есть деньги на приобретение второй кофе-машины. Является ли это сильной стороной компании? Безусловно. Является ли это рыночной возможностью? Нет. Новая кофемашина позволит делать в два раза больше кофе — но будут ли его покупать в два раза чаще? Возможностью в данном случае мог бы быть рост спроса на кофе с собой, увеличение трафика.

Еще одна проблема SWOT-анализа  — не всем и не всегда удается объективно оценить свои сильные и слабые стороны, здраво оценить свои достоинства и признать недостатки.

Другой нюанс (на первый взгляд, абсурдный): иногда бывает сложно отличить возможности от угроз. Например: вы продаете только поке, тогда как прямые конкуренты делают и поке, и суши, и онигири (и пиццу). В данном случае ограниченность ассортимента можно рассматривать как угрозу (т.е.слабость перед конкурентам), а можно   —  как часть вашего УТП: поке  —  это то, на чем вы действительно съели собаку — сосредоточили все свои усилия и ресурсы.

ШАГ № 2

Составление первичной матрицы — важный и сложный, но лишь первый шаг SWOT-анализа. Чтобы он не превратился в обычный список плюсов и минусов, с которым непонятно, что делать, нужно перейти к анализу данных: построению вторичной матрицы, или матрицы взаимного влияния. Она поможет ранжировать факторы и определить, какие из них наиболее значимые. 

Эта матрица может выглядеть так:

в этом случае каждой паре факторов необходимо дать оценку и посчитать итоговый балл для каждого фактора. Например, если сильная сторона важна для реализации рыночной возможности (скажем, у вас есть деньги на вторую кофе-машину, а трафик в кофейне вырос), она получает 2 балла; если очень важна  —  один, если неважна совсем  —  ноль (скажем, у вас есть деньги на кофе-машину, а у гостей резко вырос спрос на смузи). 

  Возможности Угрозы           

Итоговый

балл

Сильные стороны А В С А В С  
1 1 балл 2 балла 0 баллов 1 балл 2 балла 1 балл 7
2 2 балла 0 баллов

2   балла

2 балла 1 балл 1 балл 8
3 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 0 баллов 2 балла 6
Слабые стороны              
1 1 балл 0 баллов 0 баллов 2 балла 2 балла 0 баллов 5
2 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл 2 балла 0 баллов 7
3 2 балла 0 баллов 2 балла 1 балл 2 балла 2 балла 9
Итоговый балл: 8 5 7 8 9 6  

 

Далее в каждой группе надо выбрать лидеров по количеству баллов: самые сильные и слабые стороны, самые благоприятные возможности и самые опасные уязвимости. 

Другой вариант вторичной матрицы: 

для него нужно предварительно ранжировать факторы по значимости, от самых важных (1) к самым несущественным (3). Таким образом самые значимые факторы автоматически окажутся в левом верхнем углу, а самые малозначимые  —  в правом нижнем. В ячейки на пересечении необходимо вписать действие, которое нужно предпринять, чтобы использовать сильную сторону 1 для реализации возможности 1 и т.д.

  Возможности Угрозы         
Сильные стороны 1 2 3 1 2 3
1 действие          
2   действие        
3     действие      
Слабые стороны       действие    
1         действие  
2           действие
3            

 

Шаг № 3 

Итогом SWOT-анализа должны стать ответы на вопросы:

  1. Какие сильные стороны позволяют использовать лучшие рыночные возможности? (на пересечении S и O) Что нужно для этого сделать?
  2. Какие слабые стороны больше всего мешают использовать рыночные возможности? (W и О). Что нужно, чтобы это исправить?
  3. Какие сильные стороны нужно использовать, чтобы избежать угроз /минимизировать их? (S и T) Что нужно для этого сделать?
  4. Какие слабые стороны особенно опасны в условиях существующих угроз? (W и T) Что нужно, чтобы это исправить?


Есть и вторая стратегия: начать с проработки самых несущественных слабых сторон и устранения самых незначительных угроз. Во-первых, это проще всего. Во-вторых, часто малые проблемы, наваливаясь одна на другую, влекут за собой большие сложности. И иногда, устранив из, будет легче распутать самые сложные задачи. 

В любом случае помните, что результатом SWOT-анализа должен стать конкретный план действий,  — иначе вы потратили время впустую.


SWOT-анализ имеет несколько неоспоримых плюсов. Во-первых, это универсальная методика: его используют не только для построения бизнес-стратегий, но, и например, для составления плана личностного роста.

Кроме того, это инструмент, который можно использовать постоянно (а не только перед запуском проекта): раз в год бизнесу имеет смысл проводить SWOT-анализ заново, чтобы актуализировать представление о себе и своем месте на рынке.


Нужна помощь со SWOT-анализом вашего ресторанного проекта? Есть вопросы по финансовому моделированию и учету?

Оставьте заявку, и наш специалист перезвонит вам и ответит на все вопросы.


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь