Важная часть финансового планирования ресторанного проекта — это SWOT-анализ. В этой статье расскажем: что это такое, как его проводить, и, главное, как использовать полученные результаты?
Первым делом немного теории. SWOT — это аббревиатура, под которой скрываются четыре слова:
- Strengths (Сильные стороны),
- Weaknesses (Слабые стороны),
- Opportunities (Возможности),
- Threats (Угрозы).
По сути метод SWOT-анализа состоит в том, чтобы сформулировать и упорядочить все значимые для бизнеса факторы и выявить те, которые надо использовать/устранить для дальнейшего роста.
ШАГ № 1
Первый шаг SWOT-анализа — это составление первичной SWOT-матрицы. Обычно она выглядит так:
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. |
1. |
Возможности | Угрозы |
А. |
А. |
Главная сложность, которая может возникнуть на этом этапе — отнесение того или иного фактора к правильной группе. Важно помнить, что группы «Сильные стороны» и «Слабые стороны» должны включать в себя исключительно внутренние факторы, не связанные с рыночной средой: например, опытный шеф-повар, оригинальный дизайн зала, высокий/низкий фудкост или наличие/отсутствие денег на инвестиции. И наоборот: группы «Возможности» и «Угрозы» должны объединить исключительно внешние факторы, связанные с ситуацией на рынке, например: закрытие заведения-конкурента, рост трафика, изменение условий у поставщиков, падение курса рубля.
На практике разделить факторы на внутренние и внешние бывает непросто, и это часто ведет к ошибкам. Например: у кофейни есть деньги на приобретение второй кофе-машины. Является ли это сильной стороной компании? Безусловно. Является ли это рыночной возможностью? Нет. Новая кофемашина позволит делать в два раза больше кофе — но будут ли его покупать в два раза чаще? Возможностью в данном случае мог бы быть рост спроса на кофе с собой, увеличение трафика.
Еще одна проблема SWOT-анализа — не всем и не всегда удается объективно оценить свои сильные и слабые стороны, здраво оценить свои достоинства и признать недостатки.
Другой нюанс (на первый взгляд, абсурдный): иногда бывает сложно отличить возможности от угроз. Например: вы продаете только поке, тогда как прямые конкуренты делают и поке, и суши, и онигири (и пиццу). В данном случае ограниченность ассортимента можно рассматривать как угрозу (т.е.слабость перед конкурентам), а можно — как часть вашего УТП: поке — это то, на чем вы действительно съели собаку — сосредоточили все свои усилия и ресурсы.
ШАГ № 2
Составление первичной матрицы — важный и сложный, но лишь первый шаг SWOT-анализа. Чтобы он не превратился в обычный список плюсов и минусов, с которым непонятно, что делать, нужно перейти к анализу данных: построению вторичной матрицы, или матрицы взаимного влияния. Она поможет ранжировать факторы и определить, какие из них наиболее значимые.
Эта матрица может выглядеть так:
в этом случае каждой паре факторов необходимо дать оценку и посчитать итоговый балл для каждого фактора. Например, если сильная сторона важна для реализации рыночной возможности (скажем, у вас есть деньги на вторую кофе-машину, а трафик в кофейне вырос), она получает 2 балла; если очень важна — один, если неважна совсем — ноль (скажем, у вас есть деньги на кофе-машину, а у гостей резко вырос спрос на смузи).
Возможности | Угрозы |
Итоговый балл |
|||||
Сильные стороны | А | В | С | А | В | С | |
1 | 1 балл | 2 балла | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 1 балл | 7 |
2 | 2 балла | 0 баллов |
2 балла |
2 балла | 1 балл | 1 балл | 8 |
3 | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 0 баллов | 2 балла | 6 |
Слабые стороны | |||||||
1 | 1 балл | 0 баллов | 0 баллов | 2 балла | 2 балла | 0 баллов | 5 |
2 | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 1 балл | 2 балла | 0 баллов | 7 |
3 | 2 балла | 0 баллов | 2 балла | 1 балл | 2 балла | 2 балла | 9 |
Итоговый балл: | 8 | 5 | 7 | 8 | 9 | 6 |
Далее в каждой группе надо выбрать лидеров по количеству баллов: самые сильные и слабые стороны, самые благоприятные возможности и самые опасные уязвимости.
Другой вариант вторичной матрицы:
для него нужно предварительно ранжировать факторы по значимости, от самых важных (1) к самым несущественным (3). Таким образом самые значимые факторы автоматически окажутся в левом верхнем углу, а самые малозначимые — в правом нижнем. В ячейки на пересечении необходимо вписать действие, которое нужно предпринять, чтобы использовать сильную сторону 1 для реализации возможности 1 и т.д.
Возможности | Угрозы | |||||
Сильные стороны | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1 | действие | |||||
2 | действие | |||||
3 | действие | |||||
Слабые стороны | действие | |||||
1 | действие | |||||
2 | действие | |||||
3 |
Шаг № 3
Итогом SWOT-анализа должны стать ответы на вопросы:
- Какие сильные стороны позволяют использовать лучшие рыночные возможности? (на пересечении S и O) Что нужно для этого сделать?
- Какие слабые стороны больше всего мешают использовать рыночные возможности? (W и О). Что нужно, чтобы это исправить?
- Какие сильные стороны нужно использовать, чтобы избежать угроз /минимизировать их? (S и T) Что нужно для этого сделать?
- Какие слабые стороны особенно опасны в условиях существующих угроз? (W и T) Что нужно, чтобы это исправить?
Есть и вторая стратегия: начать с проработки самых несущественных слабых сторон и устранения самых незначительных угроз. Во-первых, это проще всего. Во-вторых, часто малые проблемы, наваливаясь одна на другую, влекут за собой большие сложности. И иногда, устранив из, будет легче распутать самые сложные задачи.
В любом случае помните, что результатом SWOT-анализа должен стать конкретный план действий, — иначе вы потратили время впустую.
SWOT-анализ имеет несколько неоспоримых плюсов. Во-первых, это универсальная методика: его используют не только для построения бизнес-стратегий, но, и например, для составления плана личностного роста.
Кроме того, это инструмент, который можно использовать постоянно (а не только перед запуском проекта): раз в год бизнесу имеет смысл проводить SWOT-анализ заново, чтобы актуализировать представление о себе и своем месте на рынке.
Нужна помощь со SWOT-анализом вашего ресторанного проекта? Есть вопросы по финансовому моделированию и учету?
Оставьте заявку, и наш специалист перезвонит вам и ответит на все вопросы.
Комментарии