Почти все начинающие рестораторы совершают одну ошибку — сначала придумывают концепцию, а потом пытаются переложить ее на реальность: стоимость аренды, проходимость, средний чек. Как изначально выбрать концепцию для ресторана, основанную на цифрах, рассказывает предприниматель и директор по маркетингу сервиса финучета Adesk Валерия Родионова.
Что такое концепция и причем тут цифры
Концепция — это набор свойств будущего ресторана или кафе, на основании которых подбирается всё остальное: от дизайна интерьера до уровня шеф-повара.
Например, вы решаете открыть китайскую столовую и уже на берегу понимаете: обслуживание должно быть быстрым, продукты — дешевыми, а зал — вместительным. Или выбираете ресторан скандинавской кухни: тут нужен грамотный персонал, дорогой шеф и продукты высокого качества.
Часто начинающие предприниматели выбирают концепцию интуитивно или основываясь на собственных предпочтениях. Когда я открывала свой первый проект, то действовала плюс-минус также — основывалась на ощущениях и опыте коллег из других городов (сделала только поправку на средний чек и не стала сразу нанимать много людей).
Но у такого подхода есть две проблемы:
- Подсмотренная где-то идея может не лечь на ту локацию, где вы открываете ресторан. Например, вы вдохновились московским заведением и решили открыть что-то похожее в регионе, но тут и проходимость другая, и менталитет, и покупательская способность отличается.
- Концепция может потребовать больше денег, чем у вас есть. Если у вас неограниченный бюджет — это не проблема, но если вы хотите открыть ресторан высокой японской кухни, а бюджета хватает только на бистро, могут возникнуть трудности с реализацией.
И хотя эти два тезиса кажутся очевидными, на цифры свою концепцию перекладывают далеко не все предприниматели.
К чему может привести неправильный выбор концепции? Посмотрим на примере. Ниже — реальный кейс, с которым пришел ко мне на консультацию знакомый ресторатор.
Дано: ресторан работает уже год. Зал на 40 гостей, средний чек 1500 ₽. Купили заведение как готовый бизнес, инвестировать в развитие были готовы не больше 2 миллионов. Это значит, что заменить оборудование или серьезно обновить интерьер не получится.
Проблема: посетителей и прибыли нет, обороты низкие. Клиент хотел понять, что ему дальше делать с рестораном.
Что делать? Первое, что пришло собственнику в голову, — сменить шефа. Второе — заглянуть в сервис финучета и посмотреть, какую долю всех расходов отнимает фудкост. И то и другое собственники уже сделали до консультации, но это им не помогло.
И это ожидаемо, ведь ошибка тут намного серьезнее и допущена она еще на этапе открытия: владельцы выбрали концепцию, не переложив ее на цифры. В итоге непонятно: кто гость, зачем ему идти в этот ресторан и на какие результаты может рассчитывать владелец.
В ситуациях, когда ошибки в расчете концепции всплывают уже после открытия, нужно:
- Перевести всё на язык цифр. Как минимум, начать учитывать все расходы по статьям, если раньше этого не делали. Так вы сможете отслеживать все издержки и грамотно их оптимизировать.
- Проанализировать рестораны поблизости. Почему люди, живущие рядом, ходят именно туда?
- Пересмотреть меню с точки зрения ассортимента и стоимости. Возможно, стоит сократить или, наоборот, расширить меню и скорректировать стоимость блюд.
К чему пришли в итоге: после консультации стало понятно, что для того, чтобы привести ресторан в порядок, нужны существенные инвестиции: реновация кухни для увеличения скорости отдачи (если будет выбрана концепция фастфуда) или же дорогостоящее обновление интерьера и найм квалифицированного персонала (если будет выбрана концепция более высокого уровня). Клиент не был готов к таким вложениям и решил выставить ресторан на продажу.
Какой он, хороший ресторан, с точки зрения цифр?
Хороший ресторан — это, прежде всего, правильный баланс между расходами. Ниже приведу главные переменные расходы, от соотношения которых зависит выбор концепции (налоги, оплату ПО, маркетинг и другие менее волатильные статьи здесь учитывать не будем).
- аренда — 10-15% от общего оборота
- фонд оплаты труда — 15-25%*
- фудкост — не превышает 30%
- хозяйственные расходы — 5%
Максимальный процент обычно у ресторанов с высоким средним чеком, где нужно нанимать профессиональных официантов и хорошего повара.
Процент аренды может быть выше, но тогда придется сокращать другие расходы — например, зарплаты сотрудников или бюджет на закупку продуктов. Если при высокой аренде остальные издержки останутся на прежнем уровне, прибыли у заведения не будет.
Баланс расходов определяет концепцию и то, как именно будет зарабатывать ресторан:
- Фастфуд: зарабатывает за счет объема продаж. Основная часть затрат ложится на фудкост, а вот аренда и ФОТ где-то на нижних границах.
- Casual: переходный вариант с усредненными показателями расходов по всем статьям. Сюда отлично вписываются популярные сейчас гастротеки.
- Fine dining: зарабатывает за счет высокого чека и сервиса. Аренда колеблется в районе 15 процентов, ФОТ также отнимает значительную часть выручки, ведь для хорошего ресторана нужны профессиональные официанты и хороший повар. Фудкост — 25-30%.
Вместо итогов
Чтобы правильно выбрать концепцию ресторана и не столкнуться с ситуацией из кейса выше, смотрите на:
- стоимость аренды помещения;
- вместимость зала;
- проходимость при разных вариантах среднего чека;
- бюджет на открытие
Полученные цифры переложите на место, и тогда будет понятно, сходится ли экономика. Кроме подсчета концепции, не забудьте посмотреть и на другие показатели — рентабельность, срок окупаемости. Бывает такое, что несмотря на правильно выбранную концепцию, положить стартовый капитал в банк под проценты оказывается выгоднее.
Комментарии