Маркировка — один из самых сложных и запутанных аспектов в работе общепита. Как правильно принять от поставщика молочную продукцию, пиво, бутилированную воду, а в скором будущем еще и безалкогольные напитки? По обороту каких товаров нужно обязательно отчитаться перед "Честным знаком" и какие IT-инструменты помогут справиться с этими задачами. Разберем в статье.
Зачем нужна маркировка?
Для начала напомним, что маркировку придумали, чтобы защитить потребителя от контрафактной продукции. По задумке авторов идеи, специальные наклейки с QR-кодом или марки наносят на упаковку. Покупатель может их отсканировать и получить полную информацию о происхождении товара. Чтобы регулировать весь этот сложный процесс, работает национальная система маркировки и прослеживания продукции — "Честный знак". С этой системой нужно “подружиться” всем заведениям общепита, которые работают со следующими группами товаров:
- молочная продукция
- упакованная вода
- пиво и слабоалкогольные напитки
- газированная вода (пока в качестве эксперимента).
Бизнесу, который имеет дело с этими товарами, нужно обязательно являться участником оборота в "Честном знаке". То есть процесс движения продукции должен включать три шага:
- Приемка товаров с марками от вашего поставщика и регистрация в Честном знаке. Поставщик заявляет себя в качестве разработчика данной товарной группы. Ресторатор выступает как приемщик товарной группы. Все марки, наклеенные на товар, должны быть переданы от поставщика ресторатору. Учет может быть помарочным и объемно-сортовым. Весь процесс передачи идет в системе "Честный знак".
- Приемка товаров через УПД (универсальный передаточный документ, где хранится накладная по поставке и счет-фактура) в юридически значимом документообороте.
- Отчет о принятых товарах, о списании и выбытии из оборота. Ресторатор должен предоставить в "Честных знак" информацию о том, что сделали с товаром — пустили в производство, продали гостю или списали из-за истечения срока годности.
За продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке, без подачи сведений в "Честный знак" бизнесу может грозить крупный штраф.
Когда и о чем нужно отчитаться перед "Честным знаком"?
Процесс введения обязательной маркировки продукции идет постепенно. Вот как это происходит в ресторанном бизнесе с разными группами товаров:
Упакованная вода
С 1 марта 2023 года — обязательная регистрация в "Честном знаке" и ЭДО (электронный документооборот), приемка поставки через УПД с принятием на баланс в "Честный знак". Списание с баланса воды через кассу при продаже.
С 1 декабря 2023 года — списание с баланса воды, используемой в производстве.
Молочная продукция
С 1 сентября 2022 года — обязательная регистрация в "Честном знаке" и ЭДО, приемка поставки через УПД с принятием на баланс в "Честный знак". Списание с баланса молочной продукции через кассу при продаже.
С 1 декабря 2023 года — списание с баланса молочной продукции, используемой в производстве.
Важно! С 1 декабря 2023 года все участники оборота в сегменте HoReCa должны будут подавать в систему маркировки данные о выводе из оборота молочных товаров и всей бутилированной воды — даже если она приобреталась для производственных нужд (приготовления блюд, напитков и т.д.).
Пиво и слабоалкогольные напитки
С 1 апреля 2023 года — обязательная регистрация в "Честном знаке" и ЭДО, приемка поставки через УПД.
По информации на официальном сайте системы “Честный знак”, с 15 января 2024 года предприятия сферы HoReCa, а также розничные магазины, которые продают пиво и слабоалкогольные напитки в кегах, должны будут передавать в систему маркировки данные о частичном выбытии пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в кеги, при их реализации в розлив.
А с 1 июня 2024 года бизнес, который реализует пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке, также должен будет передавать в систему маркировки данные о продажах.
Безалкогольные напитки
С 1 июня по 31 августа 2023 года проходит эксперимент по введению маркировки для сладких, сокосодержащих и газированных напитков. Уже с 1 сентября этого года их маркировка станет обязательной. Подробнее узнать об этом можно почитать в статье.
Если у вас остались вопросы по работе с маркировкой, записывайтесь на консультацию. Специалисты “Леммы” помогут вам разобраться.
Как правильно настроить работу с "Честным знаком"?
Если вы собираетесь стать участником системы цифровой маркировки "Честный знак", то нужно выполнить следующие действия:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП.
- Установить программное обеспечение для работы с электронной подписью.
- Зарегистрироваться в системе мониторинга.
- Обновить прошивку онлайн-кассы.
- Обновить систему товарного учета, если это необходимо.
- Подключить 2D-сканер штрихкода
- Настроить систему электронного документооборота — ЭДО.
Весь этот сложный процесс придется пройти самостоятельно, если вы планируете работать с "Честным знаком" напрямую. Однако есть и другой вариант — воспользоваться сервисом электронного документооборота для ресторанов DocsInBox.
Как работают рестораны с сервисом DocsInBox:
- Ресторан и поставщик работают вместе у одного и того же провайдера ЭДО. Сервис сам настроит работу ЭДО для ресторана и подключит к работе поставщиков.
- Ресторан принимает маркированные товары от поставщика в DocsInBox. Любой сотрудник с любого устройства увидит накладную и сможет принять товар. Сервис сам подпишет УПД в ЭДО.
- Принятый товар автоматически зачисляется на баланс в "Честном знаке". Ресторан выбирает, какой товар будет продаваться через кассу, а какой — будет списываться на производство. Сервис автоматически передает данные в "Честный знак". Также есть функционал работы с остатками: если забыли что-то списать, сервис позволит внести изменения, убрать с баланса выбранные товары.
Хотите подключить DocsInBox или подробнее узнать об условиях работы сервиса. Оставляйте заявку, наши специалисты ответят на все возникшие вопросы.
Комментарии