В прошлой статье разобрали вопрос внутреннего и внешнего аудита по стандартам ХАССП системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Сегодня расскажу о проверках со стороны надзорного органа.
На территории РФ в отношении качества и безопасности пищевой продукции, оказании услуг питания населению проводят проверки.
2 контрольно-надзорных органа:
- Роспотребнадзор;
- Россельхознадзор.
Поговорим о проверках со стороны Роспотребнадзора. Роспотребнадзор – государственная структура, которая контролирует работу организаций с целью защиты прав потребителя и здоровья людей. В его состав включены курируемые им Центры гигиены и эпидемиологии, а также все территориальные СЭС. Они осуществляют комиссии и реагируют на жалобы граждан о фактах несоблюдения санитарных норм. Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки.
На каждый календарный год формируется список организаций, которые ожидает плановая проверка. На сайте Роспотребназора находите вкладку «Планы плановых проверок», нажимаете и выбираете, например, 2020 год. Затем отмечаете регион и вводите данные своей организации. Появится информация о цели проверки, дате ее начала, сроке и формы проведения. Периодичность проверок каждые 3 года (кроме медицинских предприятий). Органы надзора должны заранее предупреждать руководителя о посещении, минимум за 3-е суток. В отсутствии начальника предприятия или старшего сотрудника на рабочем месте проверка не может производиться.
Внеплановая проверка – это проверка по жалобе конечного потребителя. С 2015 года, после изменения федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Роспотребнадзор вправе проводить внеплановые проверки без предупреждения!
Основания для внеплановой проверки:
- плохое качество продукции, оказываемых услуг;
- проверка по жалобе потребителя.
Жалобу конечный потребитель имеет право оставить на горячей линии контрольно-надзорного органа, отправить обращение на почту или написать на сайте по заданной форме. Запомните, что анонимные жалобы не принимаются.
На сайте Роспотребнадзора 2 формы:
- Жалоба с подтверждением через сайт госуслуг, если требуется выезд на объект.
- Жалоба без подтверждения на портале госуслуг, если выезд на объект не требуется.
При обращении заявитель указывает: ФИО, место проживания, паспортные данные, причину обращения. Жалобе присваивается внутренний номер. В течение 30 рабочих дней приходит официальный ответ контрольно-надзорных органов.
Чем грозит проверка Роспотребнадзора?
К предприятиям общепита служба надзора проявляет повышенное внимание. Это логично и объяснимо: то, что мы едим, должно быть безопасно для здоровья. В случае выявления несоответствий требованиям закона грозят следующие меры:
- предписание для исправления обнаруженных нарушений;
- штраф;
- приостановление деятельности предприятия на срок, необходимый для исправления нарушений;
- подача заявления в суд, при наличии угрозы или уже имеющегося факта массового заболевания/заражения по вине предприятия.
К нам обращаются рестораны и кафе. В них уже была проверка по жалобе конечного потребителя в отношении нарушения работы предприятия по противодействию новой коронавирусной инфекции COVID -19.
Самые распространенные ошибки:
- отсутствие запаса моющих дезсредств;
- нарушение сотрудниками правил ношения спецодежды;
- нарушение сотрудниками правил ношения средств индивидуальной защиты;
- отсутствие процедуры: «обработка дезинфицирующими средствами поверхности, с которыми контактируют конечные потребители».
Проверки на предмет отсутствия и несоблюдения принципов ХАССП и нарушений по СанПиНу также проходят. На их основании выносятся постановления, в том числе с административной ответственностью на юрлиц и на индивидуальных предпринимателей.
Мой вам совет: следите за изменениями в законодательстве, поддерживайте в рабочем состоянии принципы ХАССП, соблюдайте санитарные правила и никакая ответственность вам не страшна.
Советуем к изучению:
Комментарии