ИИ прочно вошел в нашу жизнь — и в бизнес в том числе. Сегодня уже никого не удивить изображениями и текстами, созданными нейросетью. Сфера HoReCa в этом деле — активный пользователь. Рассказываем, как российские рестораторы используют возможности искусственного интеллекта — возможно, какие-то из этих идей пригодятся и вам.
Идея №1: для обновления меню
В питерской сети итальянских ресторанов Bona Capona ИИ использовали в разработке меню для корпоративной доставки обедов. Рецепты и ингредиенты шеф-повару помогал подбирать ChatGPT. Весь процесс занял около трех дней.
«Я закрылся на кухне на все это время. Отправлял запросы — например, «какие региональные особенности обедов существуют в итальянской кухне и какие блюда обедов из этих регионов стоит попробовать?» Готовил предложенные ИИ варианты, пробовал, вносил в таблицу эксперимента корректировки», — рассказал шеф-повар сети Василий Еремин.
Процесс кулинарно-цифровой магии выглядел так: запрос от шеф-повара — ответ GPT — повторное приготовление блюда — снятие пробы — корректировки. Каждую позицию приходилось отрабатывать 5-7 раз.
На следующем этапе все блюда прошли внутреннюю дегустацию. Ее провели с участием топ-менеджмента сети. Оценивали еду по множеству параметров: фракции, текстура, вкус, послевкусие.
Как отметил управляющий сети Bona Capona, примерно 40% блюд, предложенных GPT, пришлось отбраковать из-за слабого вкуса или слишком смелых сочетаний продуктов. В число таких попала позиция «Лосось с мятным соусом и горчичным картофельным пюре». Выяснилось, что союз горчичного пюре и мятного соуса оказался негармоничным, а компоненты не сочетались по текстуре.
По мнению шеф-повара Василия Еремина, лучшими блюдами в этом эксперименте стали «Салат с кальмаром, кукурузой и устричным майонезом», «Салат с фунчозой и курицей» и «Ригатони с брокколи и цыпленком».
После запуска нового меню от ИИ клиенты сети за месяц заказали больше 300 обедов. Примечательно, что 40% потребителей — IT-компании, 40% — технические и инжиниринговые, 20% — производственные. При этом вкусовые предпочтения не зависят от сферы.
«Спрос растет, видимо, работает сарафанное радио», — приводит статистику Нана Беридзе, директор по развитию сектора B2B. Для того чтобы дальше продвигать меню от ИИ, сеть Bona Capona проводит для бизнеса бесплатные тестовые дегустации.
Идея №2: для создания постов в соцсетях и рекламных текстов
Сеть ресторанов «Тануки» использовала возможности искусственного интеллекта для рекламной кампании. Бренд вынес изображения, сгенерированные ИИ, на уличные билборды. Их разместили в Красногорске, Уфе, Нижнем Новгороде и Краснодаре.
«Тануки» попросила нейросеть Midjourney нарисовать плакаты для продвижения своей службы доставки роллов. В итоге получилось несколько десятков картинок. Среди них — изображение ненасытного кота. Он-то и стал лицом рекламной кампании.
Более того, сеть ресторанов разместила на новостных лентах пресс-релиз о необычных билбордах. Этот текст также создала нейросеть.
«Данный пресс-релиз был составлен также при помощи нейросети, а именно мной — ChatGPT. Я являюсь крупной языковой моделью, обученной OpenAI, и моя задача состоит в том, чтобы предоставлять качественные и информативные ответы на любые вопросы», — говорилось в сообщении.
Идея №3: для качественных фуд-фото
Хорошие качественные фотографии блюд — залог высоких продаж и головная боль многих ресторанов: нередко самые вкусные блюда на снимках выглядят совершенно неаппетитно. Кроме того, во многих заведениях меню меняется каждый сезон. А услуги профессионального фотографа стоят недешево, да и ждать результатов приходится долго. Поэтому и здесь на помощь сфере общепита пришел искусственный интеллект. В этом году американская компания Lunchbox запустила генератор изображений еды. По задумке разработчиков, он должен помогать бизнесу создавать картинки для меню, веб-сайтов и страниц в социальных сетях. В теории все просто и удобно. Но вот на практике могут возникнуть казусы. Наши коллеги протестировали сервис и выяснили, что ставить задачи такому боту лучше на английском языке. Иначе, например, по запросу «Салат Оливье» можно получить изображение салата с оливками.
Кроме того, уже известны случаи, когда клиенты подавали иски в суды против компаний с мировым именем за то, что последние использовали в рекламных изображениях блюда, отличающиеся от реальных.
Так что с этой функцией искусственного интеллекта рестораторам следует быть осторожными.
Идея №4: для креативного нейминга
Мы в редакции «Леммы» тоже решили поэкспериментировать с искусственным интеллектом и попросили генератор бизнес-названий renderforest предложить нам хороший нейминг и лого для бистро грузинской кухни. И вот какие варианты подобрал нам искусственный интеллект. Некоторые получились весьма интересными.
Кстати, ИИ может придумать не только имя для заведения — можно попросить сгенерировать необычное название для коктейля или сочное, продающее описание блюд в меню.
Идея №5: для персонализации маркетинга
Использование искусственного интеллекта в ресторанном бизнесе может принести хорошие результаты в маркетинге. Например, при работе с гостевой базой. Так функционирует ИИ от SWiP. Этот IT-сервис способен увеличивать выручку, привлекать новых клиентов и одновременно сокращать расходы на программы лояльности. Все благодаря тому, что система умеет собирать данные по каждому гостю, анализировать их и разрабатывать для каждого клиента персональные предложения, не растрачивая время и финансы на массовые акции.
О том, как ИИ от SWiP помог увеличить выручку кофейни на 1 млн рублей, можно почитать в кейсе.
Хотите узнать больше о сервисе от SWiP или подключить его для своей сети, тогда переходите по ссылке.
Комментарии