Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Стоит ли ресторану становиться франшизой: преимущества и риски
Франшиза

статья

Стоит ли ресторану становиться франшизой: преимущества и риски

25 мая 2020
757
4 мин

Предприниматели нашей страны активно пробуют франчайзинг применительно к своему бизнесу. Сфера общепита традиционно находится в авангарде франчайзинга по всему миру. 

Инструменты франчайзинга помогают бизнесу быстро и стремительно масштабироваться, привлекая все новых и новых партнеров. Именно это и привлекает сторонников этого пути развития. 
Вместе с тем, находятся предприниматели, которые являются противниками франчайзинга из-за тех рисков, которые они видят во франчайзинге. 

В нашей статье мы постараемся проанализировать две полярные позиции в отношении к франчайзингу, определить и проанализировать причины, которые проиллюстрируем примерами из реальной жизни.

Таким образом, у нас есть два противоположных лагеря:
адептов франчайзинга 
противников франчайзинга.

Логично предположить, что каждая позиция основана на преимуществах или рисках франчайзинга соответственно. Поэтому, если мы разберемся детально в плюсах и минусах франчайзинга, мы можем составить собственное отношение к явлению.

Преимущества франчайзинга.

Итак, за что любят и выбирают франчайзинг:

1. За прибыль в виде франчайзинговых платежей, роялти и паушального взноса от франчайзи. 
Действительно, зачастую, паушальный взнос составляет внушительную, шестизначную сумму, которая сама по себе может быть привлекательной и очень нужной любому бизнесу.

2. За возможность быстрого роста сети.
Открывать собственные точки – затратный процесс: по времени и по вложениям. Когда вы продаете франшизу, вы можете открывать десятки точек за год, что очень привлекательно для собственника.

3. За эффект масштаба.
Существенную разницу в цене представляет закупка для одной точки или для 30 точек. Независимо от того, покупаете ли вы упаковку, оборудование, продукты, посуду или униформу. Чем больше объем закупки, тем выгоднее цена.

4. За региональную экспертизу.
Россия – огромная страна, на территории которой действуют различные бизнес-традиции, порядки, а иногда и законодательство. Открывать собственные точки в других регионах - сложная, а порой и не обоснованная задача. 

5. За рост силы бренда
Если ваш бренд выходит на федеральный уровень, его узнаваемость, его сила, а значит, и его стоимость растет. 

Рассмотрим на примере, как может генерироваться прибыль внутри франчайзинговой сети. Условный бренд объявляет о продажах франшизы, из чего будет формироваться его прибыль?

- В первую очередь, продажа франшизы приносит паушальный взнос, который обычно составляет от 1-2 миллионов рублей и более. 
- Каждая франшиза приносит роялти, это 3-5% от оборота. Если средний оборот нашего условного бизнеса 5-7 миллионов, то и роялти будет от 150 000₽ в месяц.
- Наша франшиза также может осуществлять наценку на централизованные поставки сырья, оборудования, упаковки и тд. Доли и проценты сильно зависят от особенностей бизнеса.

Говоря подробнее про региональную специфику, могу сказать, что любой продавец франшизы пытается выбрать самого сильного и самого опытного партнера в регионе. Продать франшизу не составляет большого труда. Однако, чтобы существовать в конкретном городе, взаимодействовать с поставщиками, властью, конкурентами партнер должен обладать опытом, репутацией и ресурсами. Когда у вас есть такой представитель в регионе, море по колено.

Риски франчайзинга.

Преимущества мы описали, теперь необходимо очертить позиции противоположного лагеря. Ведь действительно, некоторые предприниматели с подозрением относятся к франчайзингу потому что:

1. Франчайзи может навредить репутации бренда.
Когда партнер франшизы говорит что-то или совершает какие-то поступки в публичном поле, он делает это в том числе и как представитель бренда, франшизу которого он приобрел. Если франчайзи позволяет себе неоднозначные или некорректные действия и высказывание – это может нанести ущерб доброму имени сети. 

2. Франчайзи может из партнера превратиться в конкурента.
Это довольно распространенное явление, когда предприниматель приобретает франшизу, запускается под крылом сильного партнера, а потом в какой-то момент отделяется от сети, меняет вывеску и из партнера превращается в конкурента, который полностью знаком с “внутренней кухней” вашего бренда 

3. Франчайзи может уронить качество.
Если партнер франшизы не следует правилам и стандартам сети – это бросает тень на репутации всей сети и бренда в целом. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если некорректно настроена система контроля в сети. Например, если основатель не проводит инспекции и проверки в принципе, это практически всегда ведет к падению качества. Конечный потребитель вашего продукта не различает, где ваша собственная точка, а где партнерская, для него вся сеть – это одно целое. Так например, если ему не понравится бургер, который он купил у вашего франчайзи, он перестанет покупать не в конкретной точке, он не захочет иметь дело с всем вашим брендом впринципе. 

4. На разработку франшизы требуется бюджет.
На разработку франшизы расходуется время высококвалифицированных сотрудников. Поэтому это стоит дорого. Не у всех компаний есть средства на этот шаг. При этом, не обязательно, что самостоятельная упаковка получится дешевле или быстрее, чем сотрудничество с привлеченными специалистами. 

5. Франшиза требует серьезного сопровождения.
Помимо вложений в разработку франшизы, необходимо вести постоянную работу по сопровождению всех точек. На это требуется серьезный организационный и финансовый ресурс вашей компании.

Попробуем привести пример, чтобы стало понятно, через какие шаги происходит падение качества во франчайзинговой сети.

- Чтобы понравиться франчайзи и чтобы сэкономить на сопровождении в сети снижается уровень контроля.
- В отсутствии контроля снижается качество продукции.
- Продукцию перестают покупать потребители.
- Обороты снижаются.
- Потенциальные франчайзи не хотят покупать франшизу с таким низкокачественным продуктом и не хотят бизнес, который не генерит оборот;
- Франчайзи недоволен вашей франшизой, закрывается с негативным отзывом в СМИ.

Итогом из-за желания упростить жизнь франчайзи рушится вся сеть. 

В качестве вывода можно сказать, что как обычно бывает, истина где-то посередине. Не все риски срабатывают, и от многих из них есть готовое решение, которое поможет защититься от негативных последствий, но и преимущества не делают франчайзинг панацеей от всех проблем и невзгод. Франчайзинг – это безусловно сильное средство, которое вместе со своими полезными свойствами имеет ряд побочных явлений. Франчайзинг - это лишь инструмент, который можно применять для достижения определенных бизнес-задач. 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь