Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Франшиза простыми словами. Юридические аспекты, которые важно знать ресторатору
Франшиза
Юр.вопросы

статья

Франшиза простыми словами. Юридические аспекты, которые важно знать ресторатору

15 апр. 2021
3732
5 мин

Немного статистики

В топ-10 самых популярных франшиз 2020-го года из недавнего рейтинга РБК, составленного на основании данных Роспатента, попал лишь один общепит — сеть Cofix (она оказалась на четвертом месте). Издание отмечает, что пандемия сильно сказалась на динамике продаж, отдельный вклад внес и бюрократический фактор — документооборот перешел в онлайн и стал занимать еще больше времени, чем обычно. К тому же, многие предриниматели вообще решили отложить покупку до лучших времен.

В итоге десятка самых популярных ресторанных франшиз 2020-го из общего рейтинга РБК выглядит следующим образом:

  1. Cofix (99 контрактов)
  2. Domino's Pizza (63 контракта)
  3. «Крошка Картошка» (48 контрактов)
  4. Surf Coffee (46 контрактов)
  5. «Додо Пицца» (39 контрактов)
  6. «Томато» (34 контракта)
  7. «Маковка» (33 контракта)
  8. «Автосуши» (32 контракта)
  9. «Автопицца» (30 контрактов)
  10. «Суши Шоп» (29 контрактов).

 

Несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться за время локдауна бизнесу в целом и рестораторам в частности, интерес к запуску своего дела в сфере общепита у россиян не исчез и даже наоборот — достаточно посмотреть свежее исследование «Яндекса» о том, что ищут в поисковике люди, задумавшие открыть собственный бизнес. Слово «франшиза» в этих поисковых запросах встречается довольно часто: причем в то время как одни интересуются покупкой франшизы, другие наоборот принципиально хотят не иметь с ней дела.

В этой статье мы решили собрать ответы на самые базовые вопросы о франчайзинге, связанных с ним терминах, его юридической оболочке и подводных камнях, которые встречаются чаще всего.

Базовые термины

Сразу оговоримся: привычных всем терминов «франчайзер», «франчайзи», «роялти», «паушальный взнос» в законодательстве РФ нет. Так что для того, чтобы разобраться в юридической подоплеке франчайзинга, для начала придется перевести базовые понятия на язык российского права. Итак: 

Паушальный взнос.

От 100 тысяч рублей для маленьких заведений формата take away и до нескольких миллионов для ресторанов. На практике пользователи часто договариваются с правообладателями о разделении платежа: 50% после подписания договора и еще 50% - перед открытием заведения.
  • Франшиза = договор концессии
  • Франчайзер = правообладатель (тот, кто продает)
  • Франчайзи = пользователь (тот, кто покупает)
  • Паушальный взнос* = единовременный платеж, которые вносится сразу после подписания договора и до открытия франшизы
  • Роялти* = регулярный платеж раз в месяц/квартал/год (фиксированная сумма либо % от оборота). 
     

 

Что входит во франшизу ресторана?

Роялти

Сейчас составляют в среднем 3-5% от оборота заведения. Многие правобладатели предпочитают проценту от выручки фиксированную сумму, посколько ее легче контролировать. В этом случае договор предусматривает индексацию платежа. 

На человеческом языке:

  1. Бренд. Это секреты производства, то, что делает продукт уникальным. Рецепты, фирменный стиль, брендбук.
  2. Операционное руководство: бизнес-технологии, стандарты, программы обучения, всевозможные инструкции, формы отчетности и т.п. 


На языке гражданского кодекса коммерческая концессия (то есть франшиза) складывается из двух составляющих: объектов интеллектуальной собственности (это все, что перечислено выше: бренд, рецепты, бизнес-технологии и т.д.) и товарного знака.

Важно: нет товарного знака — нет коммерческой концессии, то есть франшизы! 

Об этом часто не знают как покупатели, так и сами продавцы франшиз. (О том, чем товарный знак отличается от бренда, как его регистрировать и что будет, если этого не сделать, читайте тут.)

Если коротко: купить франшизу без товарного знака, конечно, можно, — но крайне не рекомендуется. Если товарный знак находится в процессе регистрации прямо сейчас, есть два способа выйти из положения: 

  •  Подписать предварительный договор коммерческой концессии, оговорив в нем, что основной договор будет подписан после завершения регистрации.
  •  Заключить лицензионный договор на все объекты интеллектуальный собственности, которые передаются по франшизе, кроме товарного знака. Вместо него прописывается коммерческое обозначение, то есть название ресторана. После регистрации товарного знака нужно будет заключить на него отдельный лицензионный договор. 
     

И еще важно: все договоры, связанные с передачей прав на товарный знак — и договор коммерческой концессии, и лицензионный договор — обязательно должны быть зарегистрированы в Роспатенте. Без этого они недействительны! Срок регистрации в среднем — 1-2 месяца.

Сроки договора

Договор франшизы всегда срочный. В российской практике сроки обычно начинаются от двух лет. Часто используется схема 2+2 или 1+3, т.е.первоначальный срок + дальнейшая пролонгация в случае, если обе стороны хотят продолжать сотрудничество. 

 

Какую франшизу выбрать: 

Это зависит от того, какой вы франчайзи. В целом всех пользователей можно разделить на три категории: 

  1. Опытный ресторатор. Ему важен в первую очередь бренд, а бизнес-модель может быть вообще не принципиальна. 
  2. Стартапер. Ему важнее всего операционное руководство и помощь правообладателя в открытии. 
  3. Инвестор. Такой пользователь зачастую не хочет участвовать в операционном управлении, так что ему важно, предоставляет ли франчайзер услуги по управлению. 

 

Самые частые проблемы франчайзи:

(из тех, что можно предотвратить на этапе подписания договора)

  • Франчайзи юридически не защищен: не зарегистрирован товарный знак или договор коммерческой концессии.
  • Франчайзи покупает кота в мешке:не понимает, что именно входит в состав франчайзингового пакета, а в договоре это не зафиксировано. 
  • Франчайзи не получает помощи в открытии и управлении — потому что эта обязанность правообладателя не прописана в договоре

 

Узнать больше о юридических аспектах франчайзинга можно из вебинара Анны Фрадкин, на основании которого составлен этот текст.

 

Читайте также:

 

 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь