Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Стоит ли ресторатору запускать франшизу
Франшиза

статья

Стоит ли ресторатору запускать франшизу

12 июня 2020
1331
5 мин

Содержание

Критерии готовности бизнеса к франчайзингу:

Команда франчайзинга

Юрист со специализацией во франчайзинге

Бюджет на функционирование команды на год вперед

Преимущества франчайзинга:

Риски франчайзинга:

Сегодня собственная франшиза появляется у любого заметного заведения, независимо от региона, в котором он находится, а также продукта, который он предлагает. Франшиза - это мощный инструмент масштабирования, но вместе с тем, подходит далеко не всем бизнесам. В этой статье мы попробуем рассмотреть основные преимущества и недостатки франчайзинга, максимально объективно, чтобы читатель сам смог сделать выводы о применимости инструментов франчайзинга к своему бизнесу. 

Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению преимуществ и недостатков, мы предлагаем вам чек-лист проверки вашего бизнеса на готовность к франчайзингу. Если ваш бизнес не отвечает хотя бы одному условию, то он не готов к франчайзингу и этот путь пока еще вам не подходит. Итак, перечислим основные критерии готовности бизнеса к франчайзингу.

Бизнес является машиной по зарабатыванию денег

Любой предприниматель знает, прибылен ли его бизнес или нет. Если бизнес приносит прибыль и бизнес модель сможет дать франчайзи преимущество - это отличная основа для запуска франшизы. Если бизнес убыточен и франшиза - это способ вытащить хоть какие-то деньги из бизнеса и скинуть убытки на плечи других предпринимателей, от такого пути я рекомендую отказаться и даже не думать в этом направлении. Слишком мало глупых людей осталось в мире, чтобы франшизу убыточного бизнеса купил хотя бы кто-то. Скорее всего, вы и денег не заработаете и репутацию навсегда уничтожите.

Бизнес существует более 1 года 

Если ваш бизнес еще не прошел даже одного сезонного цикла, то он не подтвердил свою устойчивость, а значит бизнес-модель не готова для передачи потенциальными франчайзи

Открыто хотя бы 2 собственные точки

Франчайзинг - это во многом про умение повторить, клонировать успешный метод ведения бизнеса. Если вы пока еще не смогли масштабироваться внутри собственной сети, вы точно не готовы для передачи вашей модели другим предпринимателям. Если у вас есть одна точка и она успешна - это не всегда успех модели и метода, иногда - это просто результат успешного стечения обстоятельств. Если у вас открыто несколько точек, то это скорее всего результат работающей и устойчивой бизнес-модели.

Команда франчайзинга

Вам заранее стоит собрать команду франчайзинга, которая будет заниматься продажами франшизы, открытиями новых точек и сопровождением уже открытых точек. Большой ошибкой будет начать продажи, не имея в штате сотрудников, которые будут строить работу с франчайзи. 

Юрист со специализацией во франчайзинге

Договор коммерческой концессии - весьма сложная форма договора. Большинство юристов компаний не имеют опыта работы с этой формой. 

Особенность франчайзингового партнерства заключается в том, что переговоры, любые утверждения и согласования с франчайзи происходят при присутствии и участии юриста.

Бюджет на функционирование команды на год вперед

Франчайзинг - это игра на длинную дистанцию, и не стоит ожидать результата с первого же месяца. Чтобы развивать свою франшизу, вам просто необходимо иметь запас средств на содержание команды, офиса, поддержание рекламных активностей на год вперед. Разработка франшизы тоже дорогостоящая услуга, которую стоит заложить в бюджет.

Допустим, ваш бизнес отвечает всем перечисленным критериям и, технически, ваш бизнес готов стать франшизой. Следующим шагом мы рассмотрим основные плюсы и минусы пути франчайзинга, чтобы вы сами смогли сделать выводы, подходит ли франчайзинг конкретно вашему бизнесу. 

Преимущества франчайзинга

Начнем с преимуществ франчайзинга. 

Франчайзинг приносит прибыль 

Как же без этого пункта, ведь действительно, продажи франшизы приносят прибыль в форме паушального взноса и роялти. Это само по себе является важным преимуществом от запуска франшизы.

Франчайзинг это средство взрывного роста вашего бизнеса

Привлекая новых и новых франчайзи, вы можете добиться огромного количества новых открытий. Этого не всегда можно добиться только своими силами и своими средствами. Привлекая франчайзи, можно вырастить многочисленную сеть гораздо быстрее.

Франчайзинг позволяет получить региональную экспертизу

В каждом регионе нашей страны есть свои особенные традиции ведения бизнеса, свои обычаи, иногда и свое законодательство. Чтобы выйти в новый для себя регион, необходимо обладать знаниями и экспертизой об этом регионе. Если вы продаете франшизу, вы получаете партнера, который уже обладает знаниями, опытом, репутацией в конкретном регионе, что существенно усиливает вашу сеть.

Франчайзинг создает рынок сбыта для вашей продукции

Вы производите или поставляете какой-то продукт? Вы можете запустить франшизу, в которой ваш продукт станет основой бизнеса. Например, вы поставщик оборудования - запустите франшизу, в которой обязательно используется ваше оборудование. Вы поставщик мяса, запустите франшизу общепита, где мясо - главный ингредиент, франшизу бургерной, например. Таким образом, франшиза станет двигателем продаж вашей продукции.

Франчайзинг позволяет получить более выгодные условия и цены поставок

Очевидно, что закупка ингредиентов для одной точки и для 50 точек будет происходить по различным ценам и условиям. Таким образом, иногда становится выгодно нарастить количество точек в сети чтобы за счет сетевого эффекта получить более выгодные условия и цены поставок.


Риски франчайзинга


Как видно из списка, франчайзинг дает бизнесу действительно уникальные преимущества. Франчайзинг может стать инструментом головокружительного взлета бренда, но вместе с тем франчайзинг несет ряд стандартных угроз для бизнеса.

Партнерской точкой сложнее управлять

Это не самый очевидный пункт. Основатели франшиз обычно считают, что франчайзи находятся полностью в их власти и достаточно сделать распоряжение и все партнеры сразу же приступят к выполнению. Это опасное заблуждение. Франчайзинговая сеть - это совокупность состоявшихся предпринимателей со своим жизненным опытом и своими взглядами на жизнь и бизнес. Авторитарное управление тут неуместно, любое нововведение и любое стратегическое решение нужно донести, аргументировать и согласовать с франчайзи. 

Франчайзинговая точка приносит меньше денег, чем собственная

Средняя норма прибыли в общепите 30-40% от выручки. Роялти от франчайзи обычно составляет 3-5% для общепита. Таким образом, партнерские точки приносят существенно меньше, чем собственные точки. 

Франчайзи может превратиться в конкурента

Изучив стандарты и правила вашей сети, партнер может решить повторить ваш успех, запустив свой собственный бренд, просто сменив вывеску. Часто на такие действия франчайзи идет в результате конфликта с основателем. Существует ряд механизмов, защищающих подобных действий франчайзи, но 100% гарантии они все-таки не дают.

Франчайзи может обрушить качество вашей сети

Гость не понимает, где собственная точка основателя, а где франчайзинговая. Он воспринимает ваш бренд как единую сеть. В том случае, если его перестанет устраивать качество в одной конкретной точке, он перестанет посещать всю сеть вцелом. Это существенный риск для бренда и если вы запускаете франшизу, вопрос контроля качества должен быть четко налажен.

Франчайзи может навредить вашей репутации

Ваш партнер ассоциируется с вашей сетью. Некорректные действия франчайзи могут нанести ущерб репутации бренда. Противоправные действия, высказывания на политические и религиозные темы могут бросить тень на репутацию вашего бренда. 

Мы перечислили основные преимущества и угрозы франчайзинга. Именно эту информацию стоит учитывать при разработке франшизы вашего бизнеса. 

Получить максимальную выгоду от преимуществ и защититься от угроз должна ставить перед собой команда по разработке франшизы. Мы в наших проектах по разработке франшизы руководствуемся именно этими принципами. 

В нашей статье мы постарались показать две стороны франчайзинга, которые могут явиться как источником небывалого роста, так и источником угроз и рисков для бизнеса. Идти ли путем франчайзинга или воздержаться - решать вам. 


 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь