Цифровизация ресторанного рынка в России бурно развивается, опережая многие западные страны. Новые фудтех-стартапы и IT-сервисы появляются, как грибы после дождя. В то же время игроки вынуждены действовать в непростых экономических обстоятельствах, преодолевая один кризис за другим, — они не в том положении, чтобы примерять на себя IT-обновки просто из любопытства. Всем хочется получить от работы с цифровыми инструментами осязаемый, измеримый результат.
Мы спросили гендиректора «Леммы» Наталью Акулиничеву: какие IT-инструменты, на ее взгляд, будут самыми востребованными в 2024 году и как они повлияют на развитие ресторанного рынка в России?
ИИ как волшебная пилюля от всего на свете
«Нейросеть» стала словом 2023 года в России, а масштабы хайпа вокруг ChatGPT и разработок на базе ИИ сложно переоценить. Технология генеративного искусственного интеллекта активно применяется в обучении, клиентском сервисе, маркетинге.
Например, партнеры «Леммы» — сервисы Поинтер, Revvy, SWiP — активно внедряют ИИ в свою работу. Нейросеть позволяет генерировать корректные, но при этом разнообразные ответы на отзывы, анализировать большие объемы отзывов для выявления проблемных моментов в работе заведения. В связке с программой лояльности ИИ помогает персонализировать маркетинг: он изучает покупательское поведение клиента и на основании этих данных отправляет ему персональные предложения, чтобы повысить частоту визитов и сумму чека.
И всё же сейчас сложно спрогнозировать, как повальное увлечение ИИ пройдет проверку временем. Некоторые аналитики опасаются, что инвестиционная эйфория вокруг ИИ приведет к формированию «пузыря». Люди ждут от этой технологии создания принципиально новых продуктов, упуская важный момент: нейросеть может общаться, как человек, и хороша в поиске информации — но пока не умеет корректно ее анализировать.
Сейчас многие ждут сервисы с применением ИИ, которые и гостей приведут в ресторан, и стандарты качества поднимут до небес, и пиар в интернете обеспечат. Подобные сервисы, конечно же, появятся. Но будут ли они действительно эффективны и задержатся ли надолго — большой вопрос. Хотя хайп вокруг них точно будет.
Роботы на кухне
Роботы в ресторане, возможно, уже скоро станут повседневной реальностью. Но в первую очередь это будут не обаятельные андроиды в зале, а мало похожие на человека механизмы для кухни. Особенно те, которые готовят фастфуд.
Дело даже не в том, что роботы как-то особенно эффективны — а в том, что они стабильны. В условиях кадрового кризиса, который переживает индустрия, это особенно важно: в отличие от человека, робот не уволится, а его преемнику не понадобится время на обучение и адаптацию.
Единственное препятствие тут — цена: пока она кусается. Но время идет, дешевой рабочей силы становится все меньше, и это может быстро измениться.
Вот, к примеру, разработка американской Miso Robotics Flippy 2 — роботизированная рука для управления фритюрницей.
А вот российский стартап ABA Robotics, который одновременно готовит 12 бургеров.
Сервисы для HR и сотрудников ресторана
Этот тренд также связан с главной проблемой рынка — кадровым голодом. Ситуация с кадрами становится острее с каждым месяцем, и это не временное явление: в исследовании SuperJob по итогам 2023 года говорится, что в ближайшие годы «нет предпосылок для улучшения ситуации». Кадры стареют, мигранты уезжают или переходят в другие отрасли, дешевой рабочей силы все меньше (а дешевой и квалифицированной — и подавно).
Поэтому бережное отношение к человеческим ресурсам станет трендом ближайших лет и обязательно скажется на сфере IT. Будут появляться цифровые платформы для обучения и площадки для общения; различные корпоративные сервисы для работников и инструменты для эйчаров, облегчающие поиск драгоценных сотрудников.
Сейчас уже существуют обучающие платформы для сотрудников, но это нужно в первую очередь работодателю. Мы же ожидаем появления сервисов, которые в первую очередь отвечают интересам персонала. Например, это может быть универсальная обучающая платформа, не привязанная к конкретному заведению: человек проходит на ней обучение и подтверждает свою квалификацию, все работодатели видят это и могут побороться за работника.
Комментарии