Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
В какой момент нужно начинать думать о франшизе и с чего начать?
Франшиза
Как открыть

статья

В какой момент нужно начинать думать о франшизе и с чего начать?

02 сент. 2020
583
4 мин

Содержание

Ваш бизнес вообще масштабируем?

Зачем вам франшиза? 

Готов ли ваш бизнес стать франшизой?

Нужен ли ваш бренд в других регионах?

Какое преимущество ваша модель бизнеса может дать потенциальным франчайзи?

 

Сегодня предпринимателя буквально окружает информация о франшизах: конкурент запускает франшизу, американская команда продает в наш регион франшизу, компания из Москвы уже год продает франшизу и открылась во всех миллионниках, планирует выходить в СНГ. И от всего этого шума в голове возникает один единственный вопрос: «Мне и моему бизнесу нужна франшиза или нет?»

Я упаковал 13 франшиз, продал около 100 франшиз, открыл около 30 объектов по франшизе, этой статьей постараюсь внести ясность и помочь вам определиться: нужно ли вашему бизнесу становиться франшизой? 

Удобнее всего определиться в этом большом и абстрактном вопросе, если разбить его на несколько микровопросов. Отвечая на них, почувствуете, как придет понимание по основному вопросу. 

Ваш бизнес вообще масштабируем?

Некоторые заведения уникальны по своей сути. Если главная фишка – ваш повар, который имеет уникальные знания, создает кулинарные шедевры, узнаваем и любим гостями, то главная его ценность и вашего ресторана, скорее всего, при построении сетевого бизнеса исчезнет, так как она сосредоточена в руках этого сотрудника. Такой ресторан сложно масштабируем, а также заведения с какой-то уникальной историей или с локацией. Например, ресторан «Пушкин» не может быть открыт на каждой станции метро, это заведение органично вписывается в одну конкретную локацию, сетевой формат противоречит идее этого заведения.

Вы должны понять: есть ли у вашего бренда такие уникальные критерии (что не очень подходит для масштабирования) или ваш формат все же подходит для того, чтобы стать сетью?

Зачем вам франшиза? 

Вот такой первый вопрос, ответив на который вы продвинетесь в принятии решения. 

Вам нужна франшиза если:

1. У вас есть амбиции становиться федеральной или международной сетью. 

Привлечение франчайзи может существенно упростить и ускорить эту задачу. Только представьте: какие ресурсы нужны для построения централизованной региональной сети. Большинству бизнесов такой путь просто недоступен. Запустить собственную франшизу – отличный альтернативный путь построения федеральной или международной сети.

2. Ваша цель – занять долю рынка. 

Вы находитесь на рынке, где постоянный рост конкурентов выдавливает вас из отрасли. В таком случае франчайзинг – средство конкурентной борьбы. 

3. Вы хотите с помощью франчайзинга выйти в регионы. 

Регионы нашей страны отличаются своими традициями, бизнес-средой, негласными правилами, а иногда, даже законодательством. Изучить и учесть все факторы самостоятельно весьма сложно. Запуская франшизу, вы привлекаете на свою сторону предпринимателей, которые обладают региональной экспертизой и готовы с вами поделиться ей ради общего бизнеса. 

4. Вы хотите за счет сетевого эффекта снизить цены на поставки. Естественно, цены на закупки различаются в зависимости от того, покупаете на один объект или на сеть, например, из 100 ресторанов. Иногда запуск франчайзинга выгоден хотя бы потому, что снижаете косты для своих собственных ресторанов, когда делаете закупку для всей сети. Например, вы развиваете сеть хот-догов за счет франчайзинга. Кроме денег от продажи франшизы, получаете выгоду от покупки ингредиентов на всю сеть с дисконтом в 3-5%, повышая прибыль буквально от каждого проданного хот-дога. 

Если ни одна из целей вам не близка, скорее всего, уже на этом этапе можно поставить крест на идее стать франшизой. По крайней мере, на сегодняшний день. Если хотя бы один пункт приглянулся, двигаемся дальше.

Готов ли ваш бизнес стать франшизой?

Ваш бизнес готов стать франшизой если:

1. Бизнес прибыльный. 

Каждый предприниматель знает точно: успешен его бизнес или убыточен. Запускать франшизу провального бизнеса – тяжкий грех. Более того, этот путь обречен на провал в эру социальных сетей и максимальной открытости. Это самый легкий способ потерять репутацию. Поэтому, если ваше заведение не приносит денег, работайте в начале над его эффективностью, а не пытайтесь перенести свои проблемы на чужие плечи. 

2. Существует более года.

Бизнесы, которые существуют менее года, не прошли даже одного сезонного цикла, поэтому преждевременно говорить об успехе бизнеса или его отсутствии. Бывает так, что вы смогли привлечь аудиторию на открытие, а удержать гостей не удалось.

3. Есть минимум 2 собственные точки.

Франчайзинг – это всегда про перенос успешного способа ведения бизнеса на новые локации, в новые города. Если пока еще не смогли перенести свою модель даже на вторую точку, то не подтвердили работоспособность модели. Если бизнес не соответствует хотя бы одному из пунктов – во франчайзинг рановато: растем и ждем.

Нужен ли ваш бренд в других регионах?

Этот вопрос лежит в поле отличия от конкурентов, ноу-хау и особенностей бизнес-модели. Ваш бизнес вообще отличается хоть чем-то от конкурентов? Например, ресторан честных цен «True Cost» предлагает своим гостям блюда по себестоимости, но взимает плату за вход. Таким образом, посещение ресторана для гостя превращается в аттракцион. Воссоздать такую модель без франшизы – весьма сложно. Концепция действительно отличается от конкурентов, ее можно вполне четко очертить и определить. Как продавать по себестоимости и при этом зарабатывать? Как в кратчайшие сроки рассказать о концепции и привлечь ядро целевой аудитории? Какое меню должно быть в ресторане честных цен? Эти вопросы возникают у желающих работать в данной концепции. Самый правильный способ получить ответы – купить франшизу. 

Какое преимущество ваша модель бизнеса может дать потенциальным франчайзи? 

Ответ: «У всех еда так себе, а у нас правда вкусно» не принимаются. Нужны реальные преимущества. Что у вас получается лучше, чем у конкурентов? Вот этот вопрос – самый сложный. На мой взгляд, именно этот ответ откроет путь во франчайзинг. 

Если вы четко понимаете, какое преимущество даете партнерам, сможете это подтвердить и доказать успешность вашего метода ведения бизнеса, передать его, то готовы к запуску франшизы. Скорее всего, именно такую модель ждут в регионах нашей страны.

Также важно отдельно проговорить, что запуск собственной франчайзинговой сети – это огромная ответственность за людей, которые вам доверились, ведь они ожидают возврата инвестиций, от вас – помощи и наставничества. Если не чувствуете в себе силы на это, то лучше не вставать на этот трудный путь.


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь