Soft skills — не просто новомодный термин, придуманный эйчарами, чтобы отсеивать несимпатичных кандидатов. «Мягкие навыки» нужны не только наемным работникам — руководителям бизнеса они нужны едва ли не больше. В этой статье разберемся: что такое soft skills и зачем они владельцу ресторана.
Да кто такие эти ваши soft skills?
В управленческой теории принято разделять hard skills («жесткие навыки») и soft skills («мягкие навыки»). Hard skills — это узкоспециализированные умения: например, знание языка или владение определенной программой. Обладание ими обычно легко проверить и измерить.
Soft skills — навыки надпрофессиональные; это коммуникабельность, способность нестандартно мыслить, принимать сложные решения и т.п. Их гораздо сложнее как-то оценить и посчитать. И все же именно soft skills в современном обществе ценятся выше: благодаря им человек может быть успешным вне зависимости от сферы своей деятельности. Исследования показывают, что soft skills определяют успех человека в профессии на 85%. И только 15% зависит от его узкоспециализированных навыков. Есть даже шутка:
Hard skills — это то, за что вас берут на работу, а soft skills — то, за что с нее увольняют.
Какие «мягкие навыки» бывают?
Общепринятого перечня «гибких навыков» не существует. Наиболее полный список из 35 пунктов представлен в отчете Future of Jobs от World Economic Forum. А вот семь базовых навыков 21-го века, которые выделяют эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia.
Рассмотрим, как они помогают управлять ресторанным бизнесом (и помогают ли вообще)?
- Управление вниманием, концентрация. Этот навык необходим всем, кому приходится справляться с информационной перегрузкой, рулить несколькими процессами одновременно. В быту мы чаще всего говорим о «тайм-менеджменте» (хотя это лишь одно из проявлений данного навыка).
Например, многие слышали о технике Помодоро (25 минут работы и 5 минут отдыха): доказано, что такой режим работы помогает сконцентрироваться и выполнять больший объем работы за меньшее время. - Эмоциональная грамотность. Т.е. умение понимать свои и чужие эмоции, контролировать их и управлять ими.
В ресторанном бизнесе этот навык необходим как нигде. Ведь здесь особенно часто приходится сталкиваться с человеческими эмоциями, как положительными и отрицательными. Все методики разрешения конфликтов с гостями — LAST, LEAST, HEART и т.п. — апеллируют как раз к этому навыку.
Пример: гость недоволен, что заказ несли полчаса, хотя его сразу об этом предупредили. Мы можем быть несогласны с его критикой, но мы должны выслушать его и признать его право на негативные эмоции. Обесценивание чужих переживаний ведет только к обострению конфликта. - Цифровая грамотность. Чтобы легко ориентироваться в технологической среде и использовать преимущества цифровизации.
В России ресторанный рынок цифровизован довольно сильно, и грамотная IT-начинка — одно из условий выживания бизнеса и его победы в конкурентной борьбе. Ресторан живет в онлайне, даже если вы этого не хотите: он отмечен на картах, люди пишут о нем отзывы в сети. Поэтому, даже если вы не следите за последними трендами фудтеха, знать азы и соблюдать цифровую гигиену все же необходимо.
Ворваться в IT прямо с порога ресторанной кухни, если вы никогда не работали ни с чем сложнее Excel и Google таблиц, сложно. Мы понимаем это и готовы помочь в развитии вашей цифровой грамотности: рассказать о том, какие возможности сейчас есть на рынке, какие сервисы уже используют ваши конкуренты и что отвечает потребностям конкретно вашего бизнеса.
Оставьте заявку, чтобы записаться на бесплатную консультацию.
-
Креативность. Чтобы оставаться востребованным и мыслить нестандартно, когда технический прогресс позволит автоматизировать все рутинные действия.
Любой IT-сервис — лишь вспомогательный инструмент, который освобождает время собственника для более важных и сложных задач. В ресторанном бизнесе есть много места для творчества — особенно в момент продумывания концепции ресторана. Но и в рутинных бизнес-процессах креативность очень нужна: например, когда нужно снизить фудкост, не испортив вкус блюд и не отпугнув гостей. - Кросскультурность. Чтобы находить общий язык с представителями других культур/этносов/религий/поколений, которых будет становиться все больше в любой рабочей среде.
В общепите работает много мигрантов, а еще — много молодежи. И если уважение к чужим традициям и национальным особенностям считается нормой хотя бы номинально, то уважение к ценностям другого поколения (особенно младшего) для нашего общества пока в новинку. А между тем управлять сотрудниками-миллениалами — совсем не то же самое, что сотрудниками-зумерами. - Экологическое мышление. В России к этой теме многие относятся скептически, и не зря: некоторые компании действительно используют экологическую повестку в маркетинговых целях, не заботясь о реальном вреде, который они наносят экологии (т.н. гринвошинг).
Но экологическое мышление — не только про сортировку отходов или снижение энергопотребления. Оно еще и про понимание взаимосвязи процессов в мире и восприятие себя как части глобальной экосистемы. Прекрасный пример такого мышления — кейс бара «Нельсон Совин», который придумал сдавать пивные банки на переработку металла и зарабатывать на этом. - Способность к самообучению. Сегодня эта способность необходимо любому человеку: те времена, когда можно было обучиться одной профессии раз и навсегда, давно прошли.
Специфика ресторанного дела в том, что тут нужно одновременно овладевать сразу несколькими профессиями: собственнику нужно разбираться и в операционке, и в бухгалтерии, а также в маркетинге, тонкостях человеческой психологии и российском законодательстве.
Когда-то (около трех миллионов лет назад) идея обтесать кремень вывела австралопитека в люди. В 21-м веке soft skills справляются с той же самой задачей: это эволюционный механизм, который помогает человечеству выживать, приспосабливаться и делать свою жизнь немного лучше. Soft skills — это то, что позволит нам удержаться на плаву, когда привычный мир в очередной раз перевернется на 180 градусов. А на нашем веку это произойдет еще не раз.
Комментарии