Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
«Я точно могу сказать, что кофейный бизнес в десять раз легче, чем суши» — Дмитрий Дмитриев, основатель сети кофеен «Кофе Мама»
Управление
Франшиза
Опыт рестораторов

интервью

«Я точно могу сказать, что кофейный бизнес в десять раз легче, чем суши» — Дмитрий Дмитриев, основатель сети кофеен «Кофе Мама»

28 мая 2025
844
19 мин

Сейчас трудно представить, как мы жили раньше без возможности взять стаканчик любимого кофе на прогулке, по дороге на работу или сидя за завтраком. Благодаря людям, которые нашли свое истинное призвание в кофейном бизнесе и продвинули эту культуру в массы, мы можем купить кофе где угодно: в торговом центре, в парке и даже в соседнем доме. Один из таких людей — Дмитрий Дмитриев, основатель сети кофеен «Кофе Мама».

Мы поговорили с Дмитрием о его пути от сооснователя сети доставки японской кухни «Суши DimAsh» до владельца франшизной сети кофеен «Кофе Мама», о главных ценностях ресторатора, о том, почему кофейный бизнес оказался легче, как развитие бренда помогает с кадровой ситуацией в бизнесе и о стратегии быстрого роста и масштабирования.

Начало — история сети «Суши DimAsh»: от запуска до выхода из бизнеса

Дмитрий, сейчас у вас франшизная сеть кофеен «Кофе Мама». Расскажите, пожалуйста, с чего вы начинали свою карьеру?

Я, как и многие, начинал свою карьеру будучи наемным сотрудником, но не в общепите. Я долго работал на «Балтике»: был менеджером по логистике, затем аналитиком, потом работал в отделе продаж и менеджером по управлению запасами для ключевых клиентов, крупнейших ритейлеров. И благодаря тому, что со мной по жизни шел мой друг, с которым мы дружим с детства, мне вместе с ним удалось открыть совместное дело. Одним из наших первых бизнесов были терминалы самообслуживания, через которые раньше было принято пополнять баланс телефона. Правда, вскоре эти терминалы стали не актуальны. В какой-то момент, параллельно с терминалами, мы запустили другой проект — автомойка без воды на парковке «Золотого Вавилона». Мы купили франшизу и на примере своих машин увидели, что они в итоге царапаются после мытья таким методом. Тогда нам пришлось отказаться от этого бренда, потому что мы всегда хотели нести пользу людям. Все это происходило одновременно с работой на заводе, а позже, когда у нас с женой родился второй ребенок, я взял декрет, и в этот же период мы с другом организовали еще один бизнес, на этот раз доставку суши.

Расскажите подробнее, как вы ушли в направление общепита.

Вообще мы с партнером долго думали, чем заняться. Сначала хотели организовать бренд наподобие «33 курицы»: разделывать и продавать куриные тушки и потроха. Однажды мы собрались у меня дома, чтобы написать бизнес-план, и я предложил заказать пиццу. Тогда в нашем городе была очень разрекламирована одна доставка больших и недорогих пицц, нам они очень нравились. Звоним им, делаем заказ, а нам говорят: «Ждать два часа». Мы находились в квартале от этой компании, поэтому предложили забрать у них пиццу самостоятельно. Нам сначала сказали, что на производство заходить запрещено. Но мы ответили, что аккуратненько зайдем, никто ничего не узнает. Вот настолько мы хотели пиццу! В итоге мы договорились, зашли на закрытое производство и увидели изнутри, как это все работает. Но самое главное, что мы увидели — это то, как курьеры без остановки приходят и уходят с сумками, наполненными пиццами, а повара работают, не покладая рук … 

Так мы с другом поняли, что нам надо не курочками заниматься, а открывать свою пиццерию. В тот же вечер мы стали пересматривать наш бизнес-план и поняли, что для этого бизнеса понадобятся довольно крупные вложения: специальные печи и профессиональные миксеры стоили очень дорого, а мы таким бюджетом на тот момент не располагали. Но тогда в нашем городе в тренде были суши. Мы изучили этот вопрос и поняли, что для японской кухни нужен бюджет гораздо меньше, чем для пиццерии.

Когда мы стартовали, наш бюджет составлял 35 тысяч рублей. Это был ноябрь 2013 года.

И так появился ваш первый проект доставки «Суши DimAsh»?

Да. У моих родителей был старый дом в г. Азове, где я жил с самого детства, и когда дом пустовал, я предложил другу организовать там службу доставки. Мы долго думали над названием. Сначала назывались «DimAsh» (Дима + Ашот), но спустя 5 лет все-таки переименовались в «Суши DimAsh», потому что, изучив конкурентов, посчитали, что потенциальный гость должен понимать по названию, на чем специализируется компания. 

Мы наняли повара Славика из сети ресторанов «РИС» (мы его называли Суши-бог, ведь он знал все о суши). Наши жены принимали заказы в колл-центре, мы с Ашотом развозили заказы на своих машинах, а наш повар Славик готовил суши и роллы. Из оборудования у нас был обычный домашний холодильник, обычная микроволновка с грилем и домашняя рисоварка. В основном весь бюджет был потрачен на рекламу и продукты.

Параллельно мы много времени уделяли саморазвитию, посещали разные тренинги и обучались для того, чтобы развивать финансовое мышление и предпринимательскую жилку. Я прислушался к предпринимателю Федору Овчинникову — он не стесняется говорить, что все крупные компании создаются на основе копий других компаний: чтобы что-то начать, не нужно придумывать велосипед — просто нужно повторить и немного улучшить.

Вы тоже повторили чей-то бизнес?

Можно сказать, что мы повторили одну из московских компаний: изучили их меню и «докрутили» под него свои ТТК, а также сделали специальные листовки, которые развешивали на ручках дверей в частном секторе и в квартирах. Еще довольно неплохо работали и соцсети, и таким образом о нас стали узнавать. Людям нравились наши роллы, поэтому все шло довольно хорошо.

«Деньги приходили, но когда мы автоматизировали финансовый и складской учет, то поняли, что себестоимость у нас была 45%, а это было недопустимо для бизнеса»

Чаще всего все делятся своими секретами успеха, однако за каждым проектомм стоит и горький опыт. Были ли у вас ошибки, которые вы совершили будучи новичками в этом деле?

Одной из наших главных ошибок с самого начала было отсутствие системы автоматизации. Мы использовали Excel и методом выпадающего списка выбирали позиции, которые пробивали, печатали обычные товарные чеки на обычном принтере и все. Естественно, качественно вести учет таким образом не получалось. Но как раз в тот момент, когда мы поняли, что нам пора расти, мы познакомились с компанией Лемма, которая познакомила нас с iiko. Да, наш бюджет был ограничен, но деньги уже пошли, а значит, без автоматизации уже никак. iiko помогла нам организовать складской учет: завели всю номенклатуру, а также обучились финансовому учету в системе. До этого фин.учет у нас был не налажен, а нам нужно было видеть бизнес более прозрачно, чтобы знать, над чем работать.

А как обстояли ваши дела без автоматизации учета?

Когда только начинали, поставили цены буквально наобум. Мы не понимали себестоимость наших блюд. То есть, деньги приходили, что-то у нас даже оставалось, вроде, на жизнь хватало. Наше меню было очень вкусным и цены стояли ниже средних на рынке, многим клиентам это нравилось. Но когда мы автоматизировали учет, то поняли, что себестоимость у нас была 45%. 

Узнав, какой она вообще должна была быть, мы поняли, где были все наши деньги и над чем нужно работать. Затем мы провели анализ меню, чтобы изменить его структуру, начали закупать ингредиенты у других поставщиков и так далее.

В общем, именно компания Лемма и iiko нам помогли во всем разобраться. Ребята молодцы в этом плане: все подсказали, объяснили. Мы очень долго сотрудничали и, кажется, «Суши DimAsh» до сих пор сотрудничают с Леммой.


Хотите автоматизировать учет в вашем ресторане или сети?


Как вы масштабировались в рамках «Суши DimAsh»?

Первой нашей локацией был родительский дом в городе Азове, затем мы переехали в район центрального рынка и в итоге открылись прямо на главной улице города, где все гуляют, благодаря чему продажи значительно выросли. Позже мы открыли второй отдел в г. Ростов-на-Дону в Северном районе и стали работать с агрегаторами: делали классные выручки, у нас постоянно было много курьеров, но агрегаторы забирали все заработанные деньги. Мы поняли, в чем была наша ошибка: мы располагались на окраине, но возили заказы на весь город — это было вообще нецелесообразно, плюс комиссия агрегаторов «съедала» большую часть прибыли. Поэтому нами было принято решение переезжать в центр города и доставлять заказы оттуда. Таким образом мы сократили расходы на логистику и увидели наши первые деньги с Ростовского отдела, но этого было недостаточно. И вот с третьей попытки «зайти» в Ростов у нас все-таки получилось: проезжая по проспекту Стачки мимо ТЦ «Сокол», мы с другом решили, что хотим там свой отдел. Мы остановились, обошли весь торговый центр и нашли пивной магазин, который как раз закрывался. Вот там мы и арендовали наше новое будущее помещение в которое мы переехали из центра города. Именно оно привело нас к успеху!

Как сильно вы выросли? Сколько у вас было отделов?

К 2020 году суммарно у нас было 17 отделов: Азов, Ростов, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Краснодарский край (станица Ленинградская и Каневская) — это были все наши собственные точки. За год мы открыли 10 отделов, получили колоссальный на тот момент опыт, но набили новые шишки — потеряли управление. Открывая точки неподалеку друг от друга, мы распределяли выручку и, получается, стали заниматься каннибализмом. А еще у нас совсем не было времени посещать все наши точки и отсутствовал опыт в удаленном управлении, поэтому начало страдать качество. Мы много раз меняли менеджеров и поняли, что ни один менеджер не заменит собственника — контроль должен быть всегда. Когда мы находились на производстве каждый день, у нас были классные результаты, но как только мы начали расти, ситуация поменялась.

Проблема с кадрами — вечная история. К чему она вас привела в тот момент? Какие были мысли?

У нас были толковые ребята, которые помогали нам в бизнесе, но это были, как правило, наши бывшие повара, которых мы сами растили и обучали. Они прошли путь через повышения и лучше понимали все бизнес-процессы, поэтому могли максимально качественно управлять командой. Вот так мы поняли, что нужно растить своих менеджеров. Конечно, «свежая кровь» тоже нужна, потому что она вносит свой вклад в развитие компании и позволяет быстрее масштабироваться, настраивать бизнес-процессы, перенимать опыт других компаний.

Но я теперь больше склоняюсь к тому, что нужно растить своих ребят, так как на своем опыте убедился, что это дает более крутые результаты. Как минимум, это те люди, которые с тобой растут, они тебя уважают, ценят за то, что ты им дал эту возможность. А те, кого ты нанимаешь на высокую должность, с большей вероятностью поработают да уйдут.

А что было дальше, когда началась пандемия?

Когда наступила пандемия, выручки упали, плюс мы как раз в тот момент и занимались каннибализмом, поймали кассовый разрыв, пришлось брать кредиты. Были даже налоговые моменты, которые мы упустили. Например, мы не оформили официально бухгалтера: он был на аутсорсе, без какой-либо ответственности, и это привело к налоговым долгам, которые было очень сложно возместить. Зато теперь у меня есть этот опыт и впредь я оформляю всех официально и закладываю эти расходы в стоимость продаваемой продукции, так что это была классная школа жизни.

Пандемию мы пережили, но после нее закрыли порядка десяти объектов. Так как это был партнерский бизнес, у нас с партнером несколько раз случались разногласия в процессе работы, после которых мы расходились, но потом снова сходились. Когда я болел коронавирусом, партнер предложил выкупить у меня мою долю, и я согласился. Все же дружба для меня важнее бизнеса, а смешивать эти два понятия не стоит. К тому же, я устал от суши-бизнеса, ведь он отнимает очень много времени.

Кульминация – появление и развитие сети кофеен «Кофе Мама»

Вы продали свою долю в сети Суши «DimAsh» и затем сразу занялись запуском нового проекта — кофейнями? 

Нет. Сначала я полтора года занимался консалтингом и помогал предпринимателям налаживать бизнес-процессы в разных направлениях.  Потом как-то в час ночи листал Авито и увидел, что продается кофейный островок на Суворовском. Это очень перспективный район, и там у «Суши DimAsh» были классные продажи. Я, зная арендодателя и это место, договорился о встрече с продавцом кофейного островка. Он стоил 200 тысяч рублей, но я не хотел там оставлять ничего из старого оборудования, поэтому все снес и начал с чистого листа, а с продавцом острова договорился на переуступку аренды и заплатил фиксированную сумму, чтобы он освободил место и все свое оборудование продал отдельно.

Кстати, я на самом деле изначально хотел открыть кофейню по франшизе. Однако посетив не одну выставку франшиз и попробовав разные кофейные напитки, я понял, что нет того продукта, который олицетворял бы меня и привел бы меня в точку, в которую я хотел прийти. А опыт уже был наработан, поэтому я смог быстро создать нужный мне продукт с нуля самостоятельно.

Расскажите, как все начиналось в сети «Кофе Мама».

Первая точка была как бы экспериментальной: бариста там проводили «опыты», придумывали напитки и, благодаря девочкам, которые там работали и до сих пор работают, мы создали основное меню. Каждый внес свой ценный вклад. Я сначала вообще хотел позиционировать кофейню через классику и быструю отдачу напитков, но одна из бариста, Кристина, убедила меня, что нужно разнообразить ассортимент. Потом я увидел, насколько она была права, за это ей отдельное спасибо.

Изначально цены у меня были ниже, чем у конкурентов, но за эти два года я их плавно поднимал, потому что у поставщиков тоже все плавно дорожало. А еще я начал назначать старших бариста и управляющих из действующей команды и расширять штат, и всем нужно было платить зарплату. Мне раньше казалось странным, что крупные компании ставят высокие цены, когда могут продавать дешевле. А потом я понял, почему так: просто нужно всем сотрудникам платить, да еще и себе забирать определенную долю прибыли.

Все, что в «Суши DimAsh» я делал с партнером 5 лет, в «Кофе Мама» я сделал уже за первый год работы, так как приобрел колоссальный опыт и знакомства. Я сразу наладил складской и управленческий учет, сделал бонусную систему, подключил мобильное приложение, доставку кофе через агрегаторы. Еще я разработал одно из крупнейших меню среди крупных сетей кофеен: на данный момент в моем меню порядка 80 наименований напитков и сейчас мы еще вводим летние новинки.

Ого, так много! Как такое большое количество напитков влияет на выручку и как его оценивают гости?

К осени, я думаю, пора заняться чисткой, провести ABC-анализ и чуть-чуть подсократить меню, потому что оно и так очень большое. С одной стороны, классно, что гость для себя все время находит что-то новое, но с другой, он теряется, когда у него слишком большой выбор. И ребятам, конечно, тяжело работать с таким ассортиментом и все время считать остатки.

Почему «Кофе Мама»?

Изучая это направление и проведя анализ конкурентов, я узнал, что оказывается, 70% гостей кофеен — это женщины, и большинство из них — мамочки с детьми. Так мы с женой и детьми придумали название «Кофе Мама». К счастью, этот бренд оказался свободным, поэтому я сразу подал на регистрацию товарного знака. Нашел классного дизайнера, который сделал крутой логотип и красивое оформление киосков и островков, а еще крутое меню и прочие макеты.

А сколько у вас сейчас точек своих и сколько во франшизе?

На данный момент моих кофеен шесть и франшизных семь. В прошлом месяце было официальное открытие седьмой точки и уже ведутся строительные работы для восьмой франшизной точки. Всего пока 13 кофеен.

Как считаете, какие у вас сейчас конкурентные отличия?

Я начинал с отличия в цене для того, чтобы просто заявить о себе. Но сейчас, я считаю, что главные отличия «Кофе Мама» — это вкус напитка, ассортимент и уровень сервиса. И все-таки я до сих пор стараюсь держать цену ниже, чем у крупных конкурентов. Ведь несмотря на резкий рост цен на кофе за последний год, люди готовы продолжать покупать его, даже если он станет еще дороже.

Многие опросы в сети, наоборот, показывают, что люди готовы отказаться от кофе из-за его высокой цены. Вы тоже проводили опрос?

Мы постоянно собираем обратную связь от гостей через бариста, благодаря чему пришли к такому выводу. Сотрудники узнают, чего хотят наши гости, а мы адаптируем под их потребности наше меню, добавляем новинки и улучшаем качество нашей работы. Даже когда мы меняем цены, я уточняю ребят, какая реакция у гостей. Наши клиенты говорят, что им вообще без разницы. Иногда они даже не замечают роста цен, а некоторые просто говорят, что все понимают, потому что рынок меняется и все дорожает. Большинство готовы покупать наш продукт за любую цену просто потому, что им он нравится. Это очень приятно!

«Приложение — это одно из ноу-хау, которые помогают мне при продаже франшизы»

А как работаете с отзывами, которые гости оставляют онлайн? 

У нас есть собственное мобильное приложение, где гость может оставить отзыв на каждый заказ, который у нас совершает. Там нам ежедневно пишут, плюс часто оставляют обратную связь на Яндекс Картах и 2ГИС. Все эти отзывы — и плохие, и хорошие — мы обрабатываем и сразу работаем над ошибками. Негативные отзывы я всегда воспринимаю как точку роста.

Это приложение включает систему лояльности или используете какой-то иной сервис? 

В «Суши DimAsh» мы очень много времени тратили на то, чтобы клиенты списывали и начисляли бонусы при заказе на кассе через кассира, потому что там нужно было продиктовать свой номер телефона, чтобы воспользоваться бонусной программой. Чтобы ускорить процесс, я принял решение сделать так, чтобы бонусная система работала только через мобильное приложение. В «Кофе Мама» исключительно через него гость может получить и списать бонусы. Таким образом мы исключаем различные махинации со стороны сотрудников, ведь теперь списать баллы может только сам гость. Благодаря автоматизации процесса растет наша клиентская база и с ней проще работать.

В приложении мы часто используем пуш-рассылки с новостными событиями: открытие новых точек, акции и так далее. Все это позволяет чаще коммуницировать с клиентами и напоминать о себе. Само по себе приложение — это одно из ноу-хау, которые помогают при продаже моей франшизы.

Это ваша внутренняя разработка или сторонний сервис?

Это сторонний сервис, с которым мы уже работаем более десяти лет, еще со времен «Суши DimAsh». У сервиса есть условный каркас, куда мы выгружаем наше меню, фотографии, описания, КБЖУ, цены и так далее. Управление там тоже очень удобное. И когда мы меняем цены, они не всегда меняются во всей сети — иногда только частично, потому что, например, рекламщики не везде успевают сразу обновить рекламные макеты. Используя iikoChain, мы можем себе это позволить: добавлять новые предприятия и ставить на каждом из них свои цены. А мобильное приложение с iiko отлично синхронизируется. Также к приложению мы подвязали систему лояльности, организовываем в нем пуш-рассылки и, возможно, скоро там появится реферальная система. На данный момент меня это устраивает, потому что не нужно вкладывать дополнительные средства в разработку своего приложения, а это, как всем известно, недешево. В текущем сервисе у меня специальные условия и классные партнеры-разработчики, которые всегда оперативно решают вопросы, поэтому я доволен.


Хотите запустить свое приложение для работы с гостями и клиентами доставки? Узнайте подробноси у наших специалистов.


«Самое важное, чтобы были довольны все три стороны: клиент, сотрудник и собственник»

Насколько популярность бренда помогает в поиске сотрудников? Есть ли уже кандидаты, готовые работать у вас только из-за вашего имени?

По моим наблюдениям, чем больше мы растем, тем охотнее люди идут к нам на работу. Опять же, это при условии, что нужно изначально корректно работать с людьми, ведь очень важно, чтобы действующие сотрудники были довольны. Потому что, как ни крути, любой человек в поиске работы читает о компании, смотрит отзывы, спрашивает об условиях у бариста, узнает, вовремя ли платят зарплату, какие есть привилегии и так далее. Когда работодатель создает комфортные условия для сотрудников и предлагает конкурентоспособную заработную плату, люди легко идут к нему. 

Также у нас внутри компании действует акция «Приведи друга», за которую мы премируем сотрудников, и этот инструмент тоже очень успешно работает.

При приеме человека на работу я всегда говорю, что самое важное, чтобы были довольны все три стороны: клиент, сотрудник и собственник — тогда это будет долгий союз. Если какая-то из сторон не удовлетворена, необходимо искать источник проблемы и решать вопрос. Но бывают разные ребята: кто-то хочет построить карьеру, а кто-то приходит подработать на время. И для них тоже нужно найти место.

Как вы считаете, правильно ли штрафовать сотрудников? Как у вас обстоят дела со штрафами?

У нас в «Кофе Мама» есть как система мотивации для сотрудников, так и депремирование. Но депремирование мы используем крайне редко, например, за систематические опоздания. У нас есть одна девочка, которая любит поспать и ничего не может с этим поделать, так бывает. В основном, этот санкция применяется к ней, но опять же, ради мотивации просыпаться вовремя. Она говорит: «Депремируйте, но не увольняйте». Эта девочка особенная: она действительно хочет работать, работает очень хорошо и внесла большой вклад в компанию, поэтому специально для нее я поменял режим работы одной кофейни. Теперь она опаздывает не на 15-20 минут, а максимум на 2.

Но если не брать в расчет исключения, то моя позиция такова: если человек не хочет работать, то никакие штрафы не помогут.

А какие инструменты помогают вам в поиске сотрудников?

Кто-то использует соцсети, кто-то специальные сервисы… а я заметил такую вещь: на HeadHunter проще найти сотрудников на руководящие должности, а Авито помогает нам искать линейный персонал. На самом деле, именно Авито привел к нам больше всего сотрудников, хотя при поиске персонала в некоторые районы я столкнулся с проблемами, и даже этот сервис не смог помочь. На Гагринскую я искал бариста полгода, и в течение всего этого срока туда ездили работать сотрудники с других точек. Пришлось увеличить транспортные расходы из-за этого случая.

Дмитрий, поделитесь, какие качества в сотрудниках для вас наиболее важны и какие — категорически неприемлемы?

Когда я только стартовал, своих первых ребят выбирал сам, а теперь этот процесс делегирован менеджерам. Лично для меня всегда самым главным качеством в любом человеке была честность. Иногда первое впечатление может быть ошибочно. Порой думаешь, что человек поработает недельку и уйдет, а он остается и работает. А бывает наоборот: ты думаешь, что он останется надолго, а он уходит сразу после стажировки.

Нужно много лет опыта, чтобы  «видеть» людей с первого взгляда.

Как у вас сейчас вообще обстоят дела с кадрами? Как справляетесь с кадровым голодом на рынке общепита?

В последнее время ребят с опытом приходит все меньше и меньше. Поэтому мы приняли решение брать людей даже без опыта. Сейчас наша команда сформирована: есть бариста, управляющие, территориальный менеджер, который присматривает за управляющими и остальными сотрудниками. Мы обучаем новеньких с нуля и сразу настраиваем их на наши бизнес-процессы.

Расскажите, пожалуйста, а как выстроена ваша система обучения: вы все показываете «на пальцах» или существует какая-то база знаний «Кофе Мама»?

Знаете, меня радует, что обучение в кофейне занимает гораздо меньше времени, чем в суши. Чтобы вы понимали, за десять лет работы с японской кухней я так и не научился готовить суши. Кофе же я научился варить за один день, там просто нужно понять технику: как настраивать помол и взбивать молоко. А все подсказки по меню всегда под рукой. Я прописал для бариста максимально понятные и «читабельные» технологические карты: с фотографиями блюд и напитков, составом и граммовкой каждого ингредиента. Эти же материалы мы передаем нашим партнерам.

На данный момент новенькие бариста обучаются у управляющих (каждый управляющий также имеет опыт бариста). Параллельно новичок учит меню дома, а в последний день стажировки управляющий наблюдает за ним и корректирует его работу. Человеку без опыта достаточно 3-5 дней обучения, чтобы выйти в смену и делать хорошую выручку, а сноровка и скорость приходят уже с опытом. Также в процессе стажировки мы обучаем работе с программным обеспечением, составлению отчетности, приготовлению всех напитков по меню — это позволяет легко и постепенно ввести сотрудника в работу.

Я понимаю, что нужно уже двигаться в другие города, потому что есть запросы по франшизе из других регионов, и для соблюдения стандартов компании потребуются более удобные и структурированные обучающие материалы. Сейчас мы в процессе настройки бизнес-процессов, чтобы наши партнеры по франшизе могли открываться удаленно. Например, мы начали создавать базу знаний с видеоинструкциями по приготовлению каждого напитка.


Хотите автомаизировать обучение отрудников вашего ресторана? Оставьте заявку на консультацию с нашими экспертами.


«Мой первый партнер Вадим — бывший менеджер из «Суши DimAsh», который начинал свой путь в нашей сети с суши-повара»

На каком этапе вы решили, что готовы продавать франшизу?

Я решил продавать франшизу потому, что хотел дать молодым предпринимателям возможность расти быстро и беспрепятственно. Когда я сам пришел в этот бизнес, у меня был наставник, и с его помощью я двигался к своей цели максимально спокойно. Франшиза позволяет делать то же самое: это отработанная схема. Ты говоришь франчайзи, что делать, а они просто берут и делают, намного быстрее получая свой результат. Франчайзинг — это бизнес внутри бизнеса.

Как вы нашли своих первых партнеров? 

Мой первый партнер — бывший менеджер из «Суши DimAsh», который начинал свой путь в нашей сети с суши-повара. Он увидел, как все работает, поверил в меня и открыл свою первую кофейню по моей франшизе. Потом пришла Ирина, наша постоянная клиентка, которая влюбилась в наш кофе. Ей 65 лет, и у нее никогда не было опыта в общепите. А сейчас есть три точки и она хочет десять. В общем, все мои партнеры очень разные, и у всех дела идут в гору.

Какие инструменты помогают вам в продвижении вашего бренда?

Когда я начал масштабироваться, то постоянно анализировал другие франшизы: как они продвигаются, как развиваются, что предпринимают, и накапливал опыт. Сейчас из рекламы я использую только мои соцсети и размещаю некоторую информацию в кофейнях на наших фирменных стаканчиках. Плюс, на фирменных пачках с кофе есть QR-код с информацией для партнеров и, конечно, у нас есть сайт.

Я понимаю, почему моя франшиза продается даже без рекламы: вкусный продукт, наши внутренние лайфхаки, постоянные нововведения, приятная для гостей ценовая политика и, соответственно, положительная обратная связь. Все это приводит в сеть новых партнеров.

На какой из задач по франшизе вы сейчас наиболее сфокусированы?

В данный момент мое внимание больше направлено на доработки всех бизнес-процессов по франшизе, так как сейчас открытиями занимаюсь я сам и частично мне помогает региональный управляющий. В ближайшее время мы будем открывать по две франшизные точки каждый месяц — для этого уже есть соответствующая команда и подрядчики. Позже я наберу дополнительный персонал для помощи в открытии партнерских точек, чтобы масштабироваться быстрее. И конечно же, в планах создать управляющую компанию, которая будет заниматься собственной и франшизной сетями.

Как вам удается находить баланс между быстрым ростом и стандартизацией процессов по сети?

Я пока решил никуда не торопиться и кайфовать от процесса. Когда мы с другом занимались суши, то я был с утра до вечера весь в работе, не видел семью, не видел денег, которые зарабатывал, не радовался им, поэтому сейчас для себя решил двигаться в том темпе, который позволяет наслаждаться жизнью, успевать проводить время с близким, заниматься собой и параллельно развивать бизнес.

Ведь если у автомобиля одно колесо перекачано или спущено, то можно легко улететь с трассы. А если все четыре колеса накачаны одинаково, то ты едешь плавно и безопасно. К этому нужно стремиться и мне есть над чем поработать в этом плане.

Так что сейчас я беру предоплату с партнеров, которые готовы сотрудничать, и резервирую под них свое время, чтобы открывать строго по две партнерские точки в месяц. Таким образом я успеваю максимально качественно проработать каждого партнера и донести до него всю нужную информацию, чтобы он мог быстро влиться в бизнес, понять, как им управлять, и начать зарабатывать деньги. Я хочу, чтобы мои партнеры зарабатывали и наслаждались жизнью, и чтобы вместе мы делали этот мир немного лучше.

«Партнер принимает решение о покупке франшизы, попробовав мой продукт, так как продукт — это самое важное в любом бизнесе»

Это прекрасное стремление. Уверена, партнеры его разделяют. А расскажите подробнее об условиях для франчайзи: паушальный взнос, роялти, поддержка?

Паушальный взнос сейчас составляет 450 тысяч рублей, роялти – 5% с третьего месяца. Первые два месяца идут на раскрутку. Сейчас у нас три формата. Первый и самый распространенный — это киоск, второй — это остров в торговом центре, а третий — полноценная кофейня с посадкой. Если мы говорим о киоске или острове, то инвестиции в открытие — где-то в среднем 1 млн 300 тысяч рублей с учетом паушального взноса, ремонтных работ, закупки оборудования и материалов, рекламы и прочего. Цены сильно меняются чуть ли не каждый день, поэтому я называю ориентировочную стоимость. Что касается кофейни с посадкой, то инвестиции в ее открытие составят в районе двух миллионов.

Чем ваше предложение принципиально отличается от предложений сетей конкурентов?

Прежде всего, партнер принимает решение о покупке франшизы, попробовав мой продукт, так как продукт — это самое важное в любом бизнесе. Я выбрал стратегию, при которой вход для партнеров стоит меньше, чем у других франшиз. Все потому что кофемашины и кофемолки я не покупаю, а беру их в аренду. Так же поступают и мои франчайзи. У нас есть компания, которая обслуживает оборудование по достаточно доступным ценам (сама аренда, диагностика, подмена на время ремонта и так далее), за счет этого мы экономим в районе 500-600 тысяч рублей на открытие каждой точки. При таких условиях можно открыть три точки вместо двух со своим оборудованием.

«Хотелось бы, чтобы в других городах у наших клиентов тоже была возможность обратиться к проверенному бренду»

Дмитрий, поделитесь, пожалуйста, вашими планами на ближайшие годы.

В этом году я планирую открыть 12 кофеен. За пять лет — 100 кофеен. В ближайшее время буду открываться в Краснодарском и Ставропольском краях. Когда будут клиенты из Москвы и других регионов, которые готовы открыться, то их тоже обязательно буду рассматривать. Еще я недавно общался с людьми, у которых есть бизнес за границей — в Америке и Польше, и понял, что мне интересно было бы себя позиционировать и в других странах, это была бы хорошая точка роста. Зерно уже посажено и оно определенно прорастет, потому что мне очень интересно заниматься самим бизнесом, в целом. Но главное — мне очень нравится мой продукт и он нравится клиентам. Это самое важное в любом бизнесе и это меня мотиривует.

Знаете, Макдональдс (Вкусно и точка) есть в любом городе. И когда ты куда-то приезжаешь, то понимаешь, что в этой сети можно получить знакомые блюда стандартного качества по условно стандартной цене. Моя сеть пока растет по Ростову-на-Дону и Азову, но гости уже знают, что в какой бы точке они ни взяли наш кофе, они получат тот же самый любимый напиток. Хотелось бы, чтобы в других городах у них тоже была возможность обратиться к проверенному бренду.

Ну и главная моя задача — сделать так, чтобы каждый день клиентов у нас становилось все больше. Первые три года на каждой точке гостевая база нарастает как снежный ком: человек попробовал продукт, ему понравилось, он будет рекомендовать его друзьям, а выручка будет расти. Некоторые кофейни растут таким образом даже 4-5 лет. И каждая новая точка помогает увеличивать этот прирост. А мы будем расти сразу в двух направлениях: вот таким естественным путем и с помощью открытия новых точек.

Если бы в сейчас были в начале пути, что бы вы сделали иначе?

Сейчас мне нравится все, что я делаю, я бы не стал ничего менять. Но вот когда мы открывали суши с нуля, то набили очень много шишек: допускали ошибки и потеряли на них много денег и времени, но получили опыт. И если сейчас посмотреть на тот бизнес и спросить себя сегодняшнего, что бы я мог сделать по-другому, то я бы открылся по франшизе. Так бы я сэкономил годы своей жизни и, возможно, сейчас был бы еще более успешен. Я прошел свой путь, принял его и иду дальше.

Главное, что я понял за все эти годы, — что хочу приносить пользу людям, создавать вкусный продукт, улучшать качество жизни людей и помогать новым предпринимателям расти и развиваться в бизнесе. 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь