Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!
Путь от совладелицы пекарен до удалённой наставницы рестораторов на Бали
Опыт рестораторов

интервью

Путь от совладелицы пекарен до удалённой наставницы рестораторов на Бали

31 янв. 2023
8787
8 мин

Подготовили для вас большое и увлекательное интервью с совладелицей сети пекарен «Печь & Ланч» и наставницей по внедрению регулярного менеджмента в общепит Анной Козловой. Поговорили о слиянии с сетью «Коржов», локальном маркетинге, секретах HR-менеджмента, специфике ресторанного рынка Бали и многом другом.

Расскажите о вашем профессиональном пути в брендах «Печь & Ланч» и «Коржов».

— У меня и моего партнёра Яны Малины была своя сеть «Печь & Ланч». На пике мы масштабировались до 25 пекарен, но затем из-за определённых обстоятельств оставили только восемь из них.

Мы испытывали трудности, потому что у нас не было собственного производства — продукт все время приходилось искать. Сейчас в России развиваться на рынке быстрой выпечки без своего производства практически невозможно. Перед прошлым Новым годом мы встретились с друзьями из «Коржов» и нашли точки соприкосновения: нам нужно было производство, им — систематизация бизнес-процессов. А это как раз то, что у нас хорошо получается.

Поэтому мы решили поработать в тандеме: мы с Яной помогаем «Коржов» поставить стандарты и наладить процессы, а «Печь & Ланч» становится частью «Коржова» и получает собственное производство. Так произошло наше слияние.

У нас с Яной был годовой контракт по внедрению системы управления и менеджмента в их сеть пекарен. Я стала исполнительным директором, Яна — финансовым. В начале этого года мы завершили этот проект и теперь занимаемся только наставничеством: помогаем наладить менеджмент и работу с командой в сфере общепита. Работаем с клиентами удаленно и живём на Бали.

Какие решения вы помогли внедрить «Коржову»?

— До нашего прихода в «Коржов» бывало, что даже управляющий не знал, сколько денег лежит в сейфе и сколько — на расчётном счёте. Так что компании точно нужен был финансовый контроль. Мы разобрались, сколько наличных и безналичных средств есть в каждой пекарне, установили два платежных дня в месяц, избавились от всех кассовых разрывов и кредиторских задолженностей.

Мы внедрили планирование, собрали команду, сделали организующую схему, написали ценно-конечные продукты – результаты, которые должны получаться по итогу работы, разделили производство с розницей и остальными процессами. Для всех управляющих мы ввели обучение, наняли нового шеф-повара и выстроили с ним систему онлайн- и офлайн-обучения персонала. Еще мы открыли в «Коржове» Школу гостеприимства, которая регулярно проводит тренинги для новичков и опытных сотрудников.

Мы настроили маркетинг: сначала составили маркетинговый план на месяц вперед, потом — на три. Так в компании появился системный маркетинг, и мы смогли работать не только с постоянными гостями, но и с новыми.

В прошлом году вы начали работать с Алиной Серединой и её маркетинговым агентством «CIFRA». Что это изменило в вашей работе?

— До тех пор у нас была система лояльности LoyaltyPlanet, но в ней нам не хватало аналитики: как часто приходил гость, что он ест и т.д. С помощью Алины мы подключили PremiumBonus: он не только дал нам более подробную аналитику, но и позволил настроить таргетированные цепочки. Например, если гость заказал спагетти, ему потом приходит сообщение: «Зайдите за кофе» и т.п. И так по нескольким сценариям мы планируем настроить рассылки (еще не сделали), чтобы довести гостей до повторных покупок и заполучить их лояльность.


Если вы хотите настроить систему лояльности PremiumBonus, но не знаете, как это сделать, — оставляйте заявку, мы обязательно поможем.

Какие акционные механики вы использовали для удержания гостей?

— С лета мы прицельно занялись локальным маркетингом и сделали в этом направлении большой прорыв. Мы внедрили постоянные промо-активности: например, в жаркую погоду разливали прохладный лимонад из красивой тары и давали скидку 30% на любой другой напиток. Только эта акция принесла нам более 100 тысяч рублей.

Другое направление — промо-дегустации. Летом мы проводили их на улице возле пекарни с участием харизматичных девушек-промоутеров. Сейчас мы раздаем гостям красивые коробочки с шестью кусочками разных десертами (на эту мысль нас натолкнули пробники Avon): это промо показывает хорошие результаты возвращаемости.

Есть у нас и обычные дегустации у кассы, но с одной фишкой — каждый гость отрезает себе кусок любого размера от целого торта. Эта такой психологический манёвр: когда мы даем гостям больше, чем должны, они считают себя обязанными прийти к нам снова.

Осенью мы делали красивую дегустацию с глинтвейном: использовали в качестве декора самовары, платки и мёд в чашечках. Люди с удовольствием возле них останавливались, а мы наливали им безалкогольный глинтвейн и давали скидку 50% на следующую покупку. А когда гость пользовался этой скидкой, дарили ему бесплатный сезонный напиток.

К Новому году мы подготовили меню с салатами и предлагали гостям печеньки с предсказаниями при заказе от 300 рублей. Для постоянных гостей в конце января пройдет акция «Йога с пивом» совместно с нашими партнером – компанией Dreamteam — и тренером по йоге. В декабре и январе мы сотрудничали с книжным магазином «Буквоед»: клиенты могли получить скидку 10% по промокоду «Коржов» — так мы обменивались нашими аудиториями.

За это время у нас сформировался целый банк акций, как сложных, так и совсем простых: 1+1, скидка 50% на второй напиток и т.д. Мы считаем, что такие акции сегодня тоже нужны, поскольку есть люди, которая ищут такие предложения и основывают на этом выбор заведения.

А как вы в «Коржове» работали с отзывами?

— Мы хотели попробовать одну систему: она бы собирала и выгружала отзывы со всех источников. Стоимость такой системы около 6 тысяч рублей на точку, а для нас это ощутимые расходы, особенно учитывая, что скидку для сетей они не предоставляют. Поэтому мы пошли другим путём — сбором отзывов каждое утро занимался наш младший маркетолог и присылал их в чат мне и операционному директору. Мы брали отзывы в работу, распределяли по управляющим, а они возвращались с обратной связью. Получалось довольно эффективно.

Не все рестораторы верят в маркетинговые инструменты и считают, что хороший продукт сам завоюет свою аудиторию. Как считаете, насколько это жизнеспособная стратегия?

— Сейчас собственники всё чаще осознают, что в маркетинг нужно вкладываться. Однако, когда дело доходит до экономии, в первую очередь режут косты акций, и всё становится только хуже. Собственнику важно понимать, что представляет собой маркетинг, и иметь в штате маркетолога, который будет продумывать программы продвижения.

Но еще важнее — продуманная концепция заведения. До сих пор существуют собственники, которые открывают заведения вообще без неё. Когда мы работаем с проектом, то начинаем именно с чек-листа концепции: я задаю порядка 20 вопросов, чтобы понять, продумывал ли клиент концепцию. Потому что маркетинг невозможен, если ты не знаешь, как позиционировать заведение.

Как понять, что маркетинг в ресторане эффективен?

— Очень просто: доход должен быть выше, чем расход. Если выручка растёт — значит, маркетинг справляется. Если растёт средний чек — это заслуга зала. Соответственно, если средний чек падает, мы сразу идём в зал, а не к маркетологам, и наоборот.

Кроме того, результат работы маркетинга виден по притоку новых гостей.

Помогали ли вы «Коржову» упаковать и поставить на рельсы франшизу? Что вошло в основу, какие условия у франчайзи «Коржова»?

— Сейчас у «Коржова» первоначальный взнос 600 тысяч рублей. Далее идёт очень быстрое строительство за один-два месяца. Секрет такой скорости в том, что у Сергея Артемова (CEO), налажен постоянный контакт с агентами, которые предлагают помещения. Ему очень важно, чтобы бизнес у партнёров был прибыльным, потому он лично отсматривает локации 4-5 раз в неделю и находит хорошие объекты.

Далее идёт процесс обучения собственника. В идеальной модели «Коржова» собственник — это не управляющий, а инвестор, который нанимает будущего управленца из структуры «Коржова». Благодаря нашей внутренней системе обучения бариста-кассир может вырасти до менеджера, а затем до управляющего. Чтобы вырастить одного управляющего, нужно где-то три недели.

Процесс найма во франшизе «Коржов» берёт на себя: легко находит персонал, быстро обучает его и ставит на более высокие должности своих сотрудников. Франчайзи в этом плане не нужно переживать.

«Коржов» открытая компания и не скрывает показателей, со всем можно ознакомиться. Можно попасть в онлайн-классы новых франчайзи, посмотреть, как устроена работа бариста-кассира, менеджера, управляющего, HR и так далее. Есть мануал, о том, как устроена управляющая компания. У «Коржова» есть дайджест на «Дзене», там каждый месяц выходит статья о работе управляющей компании: что было сделано, каких результатов достигли, какие планы на будущее. Раз в квартал выкладывается маркетинговый план. Можно читать и брать оттуда что-нибудь полезное.

Расскажите подробнее о вашей методике подбора персонала

— Я много училась найму, потому что у нас была большая проблема с текучкой кадров. В итоге сформировала для себя систему, по которой нанимала персонал сама и ей же учу HR-менеджеров. Главное, на что мы смотрим в собеседованиях – это soft skills, “мягкие” навыки: заинтересованность, энтузиазм и высокий эмоциональный фон.

Ещё наш новый HR в «Коржов» предложила классную идею: сократить время от собеседования до выхода на стажировку. Раньше часто бывало, что соискатели просто пропадали, несмотря на успешно пройденное собеседование. Мы сократили этот отрезок до одного дня и смогли сильно увеличить конверсию соискателей в сотрудники.

Важно помнить: недостаточно нанять персонал — его нужно еще и удержать. Поэтому мы сначала выстроили систему обучения и наставничества, затем начали проводить тренинги и только потом открыли найм. И теперь обучаем новичков молниеносно. Чтобы удержать сотрудников, мы постоянно показывали им их точки роста — у нас есть чаты повышения квалификации и чаты наставников.

Я считаю, что отсутствие текучки в компании из 200 сотрудников — это большое достижение.

Расскажите о своих планах. Продолжите ли вы работать с российскими предпринимателями в качестве наставников или хотите попробовать собственные силы на Бали?

— Пока мы удаленно работаем с российским рынком — занимаемся двухмесячным наставничеством в сфере общественного питания, настройкой регулярного менеджмента, планирования и командообразования. Помогаем собственникам делать так, чтобы задачи выполнялись командой, учим правильно делегировать ответственность — в том числе и за доход. Также помогаем систематизировать бизнес и строить систему обучения.

К местному рынку мы пока присматриваемся. Нам запали в сердце рестораны в Чангу — такой концентрации заведений с безупречным сервисом, нет, наверное, нигде: в какой ресторан не придешь, кажется что он лучший, хотя на деле это casual dining.

Тут есть очень необычные форматы, например, Local. Этот ресторан работает с сообществом глухонемых и нанимает глухонемых официантов. В наших реалиях сложно представить себе глухонемого официанта, который может работать и привлекать дополнительные продажи. Когда мы пришли, официант подошёл в нам и предупредил, что глухонемой, показав бейджик. Затем показал карточку с вопросом: “Что вы выбрали?”. Мы показали позиции в меню, а он достал карточки с дополнительными предложениями — “Вот что у нас ещё есть к этому блюду”. В коммуникации с официантом проблем не было вообще — он вежливо продавал позиции из меню и мастерски считывал английскую речь по губам. Была видна его страсть к работе и горящие глаза. Хочу обязательно познакомиться с владельцем заведения и безвозмездно стать причастной к этому проекту.

Ещё тут есть интересная особенность — на Бали мало пространств для работы и почти нет коворкингов с кофейнями или едой. Можно посмотреть в эту сторону и занять своё место в нише.

Систем лояльности здесь тоже нет из-за большого туристического потока — гость сюда приехал, условно, на неделю, пару раз поел и уехал. Зато важную роль играет рейтинг на Google Maps. Сейчас туристов очень много, все заведения полные.

Мы для себя решили, что хотим поработать с растущим рынком, поэтому смотрим именно на Бали. Очень надеюсь, что мы здесь сделаем свой проект. К тому же, здесь уже каждый третий — русский. Порой кажется, что живёшь Москве.


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь
Как обучать персонал?