Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Сергей Петрин, CHICKO, Екатеринбург. Как открыть стритфуд за 20 миллионов и за два месяца заработать 22
Опыт рестораторов

интервью

Сергей Петрин, CHICKO, Екатеринбург. Как открыть стритфуд за 20 миллионов и за два месяца заработать 22

10 апр. 2023
31903
7 мин

Сергей Петрин развивает в Новосибирске, Екатеринбурге и Томске несколько франшизных проектов — грузинский «ХочуПури», азиатский TomYumBar, а с недавних пор — корейский CHICKO. Этот проект совсем недавно вышел за пределы Москвы и сразу очень уверенно зашагал по России. Очереди, которые выстроились в екатеринбургский CHICKO в первый день работы, никуда не делись даже на второй месяц после открытия. Спросили у Сергея: как так?


Как узнали о CHICKO:

Мой партнер случайно заглянул туда в Москве, попробовал еду, ему понравилось. А потом мой друг взял франшизу в Новосибирске, и мы увидели, что туда встали очереди.

Сейчас к открытию CHICKO готовится порядка 20 городов — Челябинск, Омск, Тюмень, Питер, идут переговоры с Иркутском, Казанью. Но мы были вторым городом, где проект открылся после Москвы. В плане подготовки, маркетингового исследования мы полностью доверились основателю франшизы — Сергею Лебедеву. Но страх, конечно, все равно был: в глубине души я опасался, что в день открытия мы откроем двери — а там никого.

Сергей, услышав про это, посмеялся. Когда мы открыли дверь — там была вот такая очередь:

Как стартовали:

Мы потратили на открытие 20 миллионов. Стройка заняла три месяца, и, конечно, не все пошло гладко. К примеру, нам не понравилось граффити, которое нам нарисовали, и мы решили все переделывать: пригласили других ребят и потратили на это сверху полмиллиона.

Так было
Так было
А так стало
А так стало
 
 
 

Несмотря на дополнительные расходы, я считаю, мы правильно сделали. Это на 100% того стоило — потому что это вложение в атмосферу.

Мы открылись 3 февраля и за неполный месяц сделали выручку около 10,3 млн. В марте выручка сильно выросла — до 11,4 млн. Это при среднем чеке порядка в 600 рублей на человека. 

Что за люди стоят в очередях:

Недавно мои знакомые четыре дня подряд стояли в очереди — дети их приволокли туда. Они мне звонят и говорят: «А можно как-то без очереди?». Но я им отказал.

CHICKO принципиально отличается от других моих проектов. Здесь совсем другие ключевые факторы успеха. Во-первых, у него очень необычная аудитория.

Типичный гость CHICKO — девушка от 16 до 25 лет, которая увлекается корейской тематикой. Девочки приводят за собой мальчиков, иногда — и родителей. Люди «не в теме» — это где-то 20-30% наших гостей, обычно они приходят «прицепом» к своим детям, но потом им на самом деле заходит.


Сегодня Корея — это самая модная страна в мире. Корейские поп-звезды зарабатывают значительно больше, чем, например, американские. Это ни в коем случае не субкультура — это поп-культура. Это абсолютный мировой тренд.

И, как мне кажется, этот тренд очень долгосрочный, его стоит развивать. 

Кстати, в плане закупок в условиях санкций разворот в Азию — это еще один большой плюс для ресторанного бизнеса.

Аудитория CHICKO очень инстаграммная*: чтобы охватить ее, нужно охватить город в инстаграме. И СHIСKO сумел это сделать даже в условиях запрещенного таргетинга.

 

Соцсеть принадлежит компании Meta, которую Минюст РФ считает экстремистской организацией.

У основателя — Сергея Лебедева — есть телеграм-канал: сейчас это самый большой телеграм-канал общепита в России, там почти 120 тысяч подписчиков. Там он подогревает интерес к проекту и заодно рассказывает, как следить за CHICKO в других соцсетях. Сам телеграм напрямую к продажам в ресторане не приводит — это промежуточное звено, через которое люди все равно приходят в инстаграм. Плюс, конечно, он повышает узнаваемость бренда и заинтересованность людей.

Мы видим, что в CHICKO 100% аудитории приходит именно через инстаграм, потому что там мы даем промокод на скидку, и все «новички» приходят с этим промокодом.

В более традиционных ресторанных проектах инстаграм и любые другие соцсети никогда не будут играть такой роли. Сколько бы ты ни боролся за подписчиков, сколько бы денег ни тратил — практика показывает, что 80% аудитории все равно приходит по сарафанному радио.

Аудитория CHICKO очень открытая, позитивная и лояльная. Мы не собираем контакты гостей — они все есть у нас в инстаграме и каждый день взрывают нам директ. Если вдруг что-то пошло не так — они не будут молчать, обязательно нам напишут. Уже тогда мы берем контакт и отрабатываем ситуацию.

С обратной связью у нас нет никаких проблем: гости нам и в директ напишут, и официанту все расскажут, и на картах отзыв оставят. На «Яндекс.Картах» и 2ГИС у екатеринбургского CHICKO за два месяца работы набралось по 400 отзывов (на каждой из площадок; рейтинг на момент публикации — 5 и 4,6 соответственно, прим.ред). Нашу аудиторию не нужно просить оставить отзыв — они сами охотно это делают, причем скорее напишут позитивный, чем негативный. Достаточно просто посмотреть, как наши гости стоят в очереди — как все друг с другом общаются, улыбаются, танцуют. Это абсолютно позитивные люди. 

Как заставить сотрудников танцевать: 

<Короткий ответ>: их никто не заставлял. Сами просили.


<Ответ подлиннее>:

 Если в ресторане важно исполнение стандартов сервиса, то в CHICKO гораздо важнее постоянно мерить атмосферу. Причем, если в ресторане тебе не каждый гость даст обратную связь, то в CHICKO очень много желающих это сделать.

Официанты в CHICKO отвечают в первую очередь за атмосферу. Сервис здесь — это не талмуд стандартов, который надо учить и запоминать. Это про то, что нужно нанести гостям блестки, обняться, вынести теплый бульон тем, кто стоит в очереди, раздать пледы. Это в первую очередь эмоциональный сервис. У нас и официанты, и хостес находятся в полном контакте с гостем: они — друзья с первой встречи, они обнимаются, целуются, ждут друг друга, дарят подарки. У них очень мощное комьюнити. 

Для такого сервиса сотрудники должны быть людьми соответствующего склада — это нельзя привить в рамках обучения.

При этом подбор персонала на этом проекта оказался сложнее, чем на любых других. Недостаточно просто найти единомышленников — надо, чтобы они были готовы работать, а их непринужденность и заряженность не превратились в раздолбайство. Чтобы не было такого, что официант ушел с головой в общение с гостем и забыл, что на кухне остывает блюдо, которое надо вынести.

В СHICKO приходит много совсем молодых людей, которые в восторге от идеи, но у них совсем нет опыта и они не готовы погружаться в рутину. Работать в заведении, которое делает 11 миллионов при среднем чеке в 600 рублей — это очень тяжело и залу, и кухне. Это 12 часов работы в активном темпе. Не каждый выдержит.

Сергей Лебедев меня предупреждал, что обычно через неделю после открытия уходит до 40% сотрудников. У нас почему-то не ушли, и текучка сейчас очень маленькая. Хотя людей без опыта у нас больше 50%.

 
 
 
 
 

Скорость решает:

Естественно, что при таких оборотах скорость — это один из главных факторов успеха. Мы тщательно отслеживаем скорость работы на всех станциях; заказы на кухню поступают автоматически через iikoSousChef; каждый повар отмечает, когда он отдал заказ. Приучить к этому сотрудников было очень сложно, но для нас это был принципиальный момент, и сейчас, к счастью, этот этап уже пройден.

Сам я для контроля постоянно пользуюсь дашбордом iiko на мобильном телефоне. Конечно, управленцы формируют для меня детальные отчеты — продажи, средний чек, АBС-анализ и т.д. Но мне удобно, что каждый день можно прямо с утра зайти в дашборд и, если что-то не нравится, тут же позвонить управляющему и все выяснить. Абсолютно мобильно.

У CHICKO также есть мобильное приложение. Его основные задачи — это RFM-анализ* и доставка, которой пока нет. Приложение лежит готовое, но мы пока еще не запускали полноценную работу, потому что нам и так есть чем заняться. Это нужно сделать вдумчиво, спокойно.

 

RFM-анализ позволяет сегментировать клиентов по частоте и сумме покупок и выявлять тех, кто приносит больше денег.

Если вы тоже думаете о запуске приложения для доставки, хотите получать заказы напрямую, а не через агрегаторы, но не знаете, с чего начать  мы поможем. Оставьте заявку, и специалисты «Леммы» расскажут, как быстро запустить приложение или сайт для ресторана, кафе и службы доставки.


Что дальше:

Мы запланировали окупить проект за два года, но первые месяцы работы сильно скорректировали наши планы. Посмотрим, как этот год пройдет. Но пока мы видим, что вполне способны сделать невозможное и окупиться в этом году.

Следующий наш большой план — это доставка. Для нее нужно открывать дополнительную кухню — кухня в ресторане не вывезет такую дополнительную нагрузку. Сейчас мы делаем летник, и даже на нем сделаем дополнительную кухню, чтобы самые топовые блюда народ мог заказывать и там. Так что, если будет доставка, то это точно будет отдельная dark kitchen.

Конечно, мы планируем открывать еще один CHICKO в Екатеринбурге. Сейчас выбираем район. Откроем, наверное, в следующем году — надо отработать хотя бы полгода, чтобы посмотреть на разные месяцы, сравнить синусоиды по выручке, понять, какая в нашем городе сезонность. 

 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь