Попросили бухгалтера, калькулятора и технолога Лиану Алейникову поделиться историями злоупотреблений в общепите, с которыми она сталкивалась на собственной практике.
История № 1
Бухгалтер-калькулятор Светлана Игоревна была наделена слишком большими правами: никто не контролировал, что она делает, ревизия в ресторане не проводилась по полгода.
А однажды вдруг выяснилось, что Светлана Игоревна была в очень хороших отношениях с поставщиком. Настолько хороших, что он привозил товар прямо к ней домой. Светлана Игоревна ставила подписи и печати на накладных и сама оплачивала их на месте со счета ресторана.
При этом в систему эти накладные не заводились: все выяснилось, когда у поставщиков заказали акты сверок.
История № 2
В другом ресторане бухгалтер-калькулятор Инна, как и положено, получала заявку от шеф-повара и обзванивала поставщиков, чтобы выяснить, где лучше качество и ниже цена. Но после того, как поставщик был выбран и заказ отправлялся главбуху на оплату, Инне регулярно приходил ответ:
«У вас неоплата, отгрузить вам не можем».
Выяснилось, что у главбуха были личные отношения с одним из поставщиков, и она оплачивала заказы только ему. Хотя для предприятия это было невыгодно: многие товары у него были дороже, чем у конкурентов.
История № 3
В ресторане Ъ успешно работала следующая схема мошенничества со скидками: гостя, который хотел рассчитаться безналично, просили перевести деньги на личную карту управляющей Алевтине. Потом делали отмену пречека, проводили скидку, а разницу клали себе в карман.
Когда при проверке запросили выписку с карты Алевтины и увидели характерные поступления, она заявила, что эти деньги ей переводили на закупки продуктов.
Правда, выяснилось, что она тратила их на покупку ювелирных украшений.
История № 4
Шеф-повар Петр был очень недоволен работой калькулятора Василия: по его словам, тот все делал «не так». Шеф никак не хотел идти с Василием на контакт — например, указывал номинальный вес продуктов вместо сухого, а потом отказывался делать инвентаризацию, говоря, что у бухгалтера «ВСЕ неправильно». В конце концов Василий уволился, а шеф привел на его место своего знакомого — Антона.
Спустя год, когда в ресторане провели аудит, выяснилось, что с момента прихода нового бухгалтера заведение потеряло 11 млн рублей за счет искусственно завышенных фудкостов и прямого воровства денег при закупках.
История № 5
Другой шеф-повар — Павел — был мастером на все руки: сам брал деньги в кассе, сам ездил за покупками, сам ставил их на приход в iiko и сам составлял ТТК. Когда аудиторы сверили суммы, которые он брал в кассе, с тем, что ставилось на приход, выяснилось, что регулярно происходит следующе: из кассы взято 10 тысяч, а на приход поставлено товара на 3-4 тысячи. А иногда и вообще ничего.
В ТТК Павел систематически завышал процент потерь при обработке: например, у фарша для пельменей было указано 53%! В итоге фудкост неоправданно рос, а прибыль ресторана улетала в трубу.
Кстати, выяснилось, что управляющая заведением была женой шефа.
История № 6
В заготовочном цехе ввели отчеты по списаниям: стали каждый день смотреть их и выяснять причины.
Через 3 дня уволился весь персонал цеха, работа встала до тех пор, пока не удалось нанять новых сотрудников.
Зато потом выручка увеличилась в 4 раза.
Как бы сделать так, чтобы читать подобные истории, но никогда не становиться их героем? Ответ простой: корректно раздавать права доступа в iiko и регулярно проверять опасные операции в ресторане. А если вам нужна помощь с этим — оставить заявку нашим специалистам.
Комментарии