В этой статье обсудим, что нужно предпринять, чтобы программа принесла результаты ресторану и повысила вовлеченность команды.
Мотивационная программа – это соревнование, которое решает две задачи:
- Поддерживает мотивацию и настрой команды;
- Позволяет достигать цели рестораном.
Первая задача решается за счет того, что в конце победитель получает приз, удовлетворяющий его мотивацию. То есть команда вовлечена благодаря подключению мотиваторов, помимо азарта и конкуренции. Вторая задача решается за счет вовлечения всей команды и частоты выполнения цели каждым сотрудником.
Я предлагаю разобрать 6 шагов запуска мотивационной программы для ресторана на самом простом примере: победит тот, кто чаще выполняет цель.
Шаг 1. Определить и поставить цель.
Шаг первый и главный. Отвечаем на два вопроса.
Какая цель программы?
Какую цель хочу достичь с помощью мотивационной программы?
Проводить мотивационную программу ради того, чтобы провести – не стоит. Нужно четко определить цель. Например, вовлечь команду в продажи ресторана или повысить средний чек ресторана.
Важный момент в этом пункте – это упростить цель для персонала, сделать ее более понятной. Часто руководители не переводят свои цели на язык линейных сотрудников. Ваша цель – увеличить продажи на 100 000 рублей ничего не значит для официанта. А вот продавать дополнительно блюдо в каждый чек на 100 рублей – уже более или менее. Ну а задача – в каждом чеке должен быть луковый суп – вообще понятна и просто реализуема. Так что упростите. На этом шаге формируем задачу для команды, то есть условия программы. Например, повысить чек на 5 рублей или продать суп в каждый чек. Эти показатели вы и будете отслеживать в программе.
Шаг 2. Определить мотиватор команды.
Когда понятна цель и сформулирована для команды, переходите на второй шаг – поиск мотиватора. Мотиваторы – это внутренние потребности и желания, из которых мы действуем. Все сотрудники приходят за деньгами, но остаются из-за мотивации. Кого-то мотивирует повышение, а кого-то –стабильность. Мотиватор есть у каждого отдельного сотрудника, а есть общий на команду. Иногда он формируется, как общий мотиватор большинства сотрудников. А иногда, как объединяющий, но у сотрудников при этом остается своя мотивация. Часто обобщающий мотиватор – это команда, люди, которые работают в ресторане. Возможно, это корпоративные мероприятия. Только определив мотиватор, получится выбрать верный подарок, и на этом шаге выбираете его для победителя или победителей. Ведь если мотиватор сотрудников – приятно провести время с коллегами – то глупо дарить один билет в кино.
Используйте следующие идеи: кулинарный тимбилдинг, билеты в кино или театр, поход в квест-комнату. Эти варианты подходят, если сотрудники проводят время вместе вне работы, обсуждают нерабочие моменты на работе, радуются, когда ходят на корпоратив или вместе идут на обучение. В этом случае, скорее всего, их мотивация – это команда.
Шаг 3. Определить сроки.
Когда цель и подарок выбраны, определитесь со сроками. За какой период хотите достичь цели? За какой отрезок реально достичь? Сколько времени программа удержит сотрудников в борьбе? Важно выбрать период, чтобы и не было долго, но и небыстро. Я рекомендую месяц. Иногда нужно два месяца. Если выбрать слишком долгий период, то программа будет обесценена в глазах сотрудников.
Шаг 4. Спланировать доходы и выгоды.
Программа нацелена на какой-то KPI. Например, чистота зала или уровень списания продуктов. И в том, и в другом случае есть выгоды или доход. Его считаем, чтобы в следующем шаге понять, сколько готовы вложить, чтобы получить эти выгоды. Легко, если вы поставили цель, связанную с продажами. Например, повысить чек на 5 рублей. В этом случае ваш доход от программы будет: 5 умножить на количество гостей. Если ваша цель – удовлетворенные гости или снижение количества жалоб, то будет трудно посчитать выгоду. В таком случае будете оценивать необходимые инвестиции интуитивно.
Шаг 5. Спланировать затраты.
Как я говорила выше, в этом шаге считаете, сколько готовы вложить, чтобы получить выгоды из шага номер 5. Какие затраты учитываем: стоимость подарка, трансферы и переезды, доставка и транспортировка, анонсы и подведение промежуточных итогов, празднование и вручение наград. Относитесь к программе как к проекту, а не к разовому мероприятию, которое пройдет само собой. Программу нужно вести.
Начать: анонсировать, зацепить, прорекламировать, чтобы сотрудники захотели участвовать.
Продолжить: подводить промежуточные итоги, вывешивать результаты, знакомить с этим персонал.
Завершить: устроить церемонию награждения, вручить подарки, дать слово победителям, поблагодарить участников.
Каждый из этих условных этапов содержит в себе затраты и их надо посчитать. А затем решить, готовы ли вы столько потратить. Если в конце программы при выполнении поставленной цели вы получите 100 000 рублей, то 10 000 рублей на программу не так и много.
Шаг 6. Определить периодичность напоминания.
Ну и небольшой шаг для полноценного запуска мотивационной программы – определить периодичность подведения промежуточных итогов. Все люди и команды разные. Все рестораны разные. Где-то стоит каждый день обновлять результаты, а где-то – раз в неделю. Это важно для ажиотажа вокруг программы. Используйте эту возможность. Ненадолго превратитесь в спортивных комментаторов. Рассказывайте, кто обошел на этой неделе лидера, кто претендует на борьбу в тройке финалистов. Сообщайте это в ресторанные чаты или вывешивайте результаты на обозрение сотрудников.
Эти 6 шагов позволят подготовить программу для повышения мотивации линейного персонала в ресторане. Дальше анонс, запуск, контроль и завершение. Подводите итоги, считайте, кто чаще из сотрудников выполняет цель и определяйте победителя.
Советуем к изучению:
Комментарии