Сегодня Дубай привлекает предпринимателей из России по множеству понятных причин: бизнес в ОАЭ — это возможность получить валютную выручку, доступ к международным банкам и различные социальные гарантии.
Рынок в Эмиратах кажется понятным и похожим на отечественный. Это и правда так: дорожная карта открытия ресторана здесь очень похожа на ту, что работает в России. Но за этой кажущейся простотой кроются подводные камни, которые способны посадить бизнес на мель.
Коммерческий директор Masha and the Bear restaurant (Дубай) Станислав Колчин рассказывает о нюансах, которые могут стать критическими для ресторанного проекта.
Формат
Самая большая ошибка — думать, что формат, который успешен в России или странах СНГ, будет так же успешен и в Дубае. Здесь стоит идти либо в премиальный сегмент (это пользуется спросом), либо, наоборот, в лоукост (пицца, бургеры, наггетсы и т.д). Средний сегмент в Дубае занят международными сетями — американскими, европейскими, японскими. Местные покупатели любят эти бренды, знают и доверяют им. Так что конкурировать с ними будет крайне сложно.
Работа с агрегаторами
Если вы решите выбрать низкий ценовой сегмент и доставку через агрегаторы, будьте готовы отдавать им не 30-35% (как в России), а 60-65% от стоимости заказа (учитывая маркетинговые активности).
Аренда
Спрос на помещения превышает предложение — особенно в популярных туристических и бизнес-районах. Доходит до того, что арендодатель требует внести предоплату за год перед тем, как показать объект.
Договор аренды заключается на четыре года, и эти четыре года придется платить в любом случае — даже если вы решите закрыть бизнес. Нередко бывает, что на улице с большим трафиком стоит закрытое помещение с полностью затянутыми окнами: арендатор не вывез по экономике, может, уже давно уехал из страны, — но, пока четыре года не прошли, с помещением ничего не может сделать (в том числе и сам арендодатель).
Получение нужных лицензий
При регистрации компании обязательно обращайте внимание на то, какие конкретно лицензии (местный аналог кодов ОКВЭД) вам нужны. Если после регистрации вы внезапно решите делать в ресторане анимационные программы или пригласить диджея — под это придется менять лицензию. А каждое изменение стоит денег. Поэтому нужно сразу решить, что вы планируете делать, и смотреть, какие лицензии под это подходят.
Время на стройку и получение разрешений
Тут главная ошибка — неверная оценка сроков. Универсальное правило: берем срок, на который бы рассчитывали в России, и умножаем на три. Говорят «сделаем за полгода» — значит, будет готово через полтора.
Например, на согласование вывески для кафе спокойно может уйти два-три месяца. Той стороне нет дела до того, что все это время вы платите аренду, не имея возможности открыться и зарабатывать.
Что касается стройки и закупки оборудования: если вы заказываете что-то готовое, тут проблем возникнуть не должно. Но если нужно что-то кастомное — например, металлическая конструкция — на это тоже могут уйти месяцы.
Дополнительные траты на персонал
При просчете финансовой модели ресторана часто забывают учесть расходы на визы. Скорее всего, большинство ваших сотрудников будут экспатами, а это значит, что вы как работодатель обязаны покупать им визы. Виза на два года стоит в среднем 7,5 тысяч дирхамов; если у вас в ресторане работает 15 человек — это 112 тыс. дирхамов (больше 3 млн рублей). И вернуть эти деньги, если сотрудник решит уйти, вы не сможете. Поэтому с поправкой на текучку эту сумму нужно умножать на два, а то и на три.
Подбор менеджмента ресторана/сети
Отдельная проблема — это подбор менеджера ресторана/ресторанов. Откликов будет много: на местном рынке хватает специалистов с хорошим резюме и бэкграундом в крупных проектах. Но зачастую человек, который приходит из крупных сеток, не умеет управлять отдельными проектами. На прошлой работе он мог руководить 150 людьми, но не имел отношения к подбору персонала (этим занимался эйчар), не знал, как этим людям платили (этим занимался бухгалтер), не ставил целей (это делал топ-менеджмент). Поэтому фактически найти подходящего специалиста на такую должность очень сложно. Конечно, можно воспользоваться услугами рекрутингового агентства, — но это будет очень дорого.
В любом случае, рынок ОАЭ достаточно большой, и, если вы уверены в своих силах, терпении и финансовых возможностях, — пробовать стоит однозначно. Несмотря на все вышеизложенные сложности, рыночные условия и организация бизнеса тут весьма линейные, понятные и схожие с отечественными реалиями.
Комментарии