Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Как правильно вносить изменения в меню ресторана?
Управление
Маркетинг

статья

Как правильно вносить изменения в меню ресторана?

24 окт. 2025
818
6 мин

Для ресторатора меню — основной инструмент продаж. Его внешняя презентация и состав блюд внутри, их себестоимость и цена напрямую влияют на то, сколько вы заработаете в конце месяца. 

Какие шаги нужно сделать при пересмотре состава меню, обновлении или актуализации рецептур и цены?

Для начала представим виртуальный ресторан. Предположим, есть управляющий, менеджеры смены, шеф, сушеф, повар, старший бармен, бармен, официант, бухгалтер-калькулятор. Каждый из них играет свою роль в формировании меню ресторана. Если структура вашей компании отличается, роли, о которых я говорю ниже, могут поменяться.

Шаг №1: Анализ

Анализируем спрос и выгоду от реализации для ресторана. Для этого можно построить АВС-анализ или использовать иной доступный отчет, возможно, включающий метод Касавана-Смита и Дэвида Павесика. Я рекомендую использовать комплексный портфельный анализ.

Отчет покажет, как распределяется спрос на блюда, выявит лидера в каждой категории блюд, укажет на узкие места, например, на блюда с высоким костом. 

В нашем условном ресторане этот инструмент подойдет для управляющего, шефа и старшего бармена. 

Подробнее о портфельном анализе меню и различиях в методиках тут

Шаг №2: Техзадание

Только после комплексного анализа управляющий сформирует полноценное техническое задание для шефа и старшего бармена. Он учтет концептуальную часть, чтобы запрос на проработку новых блюд не противоречил общей концепции ресторана, а также определит:

  • Блюда, требующие оптимизации себестоимости
  • Блюда, требующие замены сезонного компонента
  • Блюда, которые собирается убрать из меню до следующего летнего сезона
  • Блюда, которые нужно убрать из меню совсем, так как они не выгодны, малотехнологичны и не привлекают гостя. По версии АВС-анализа такие блюда, как правило, попадают в ранг ССС.  

 

Также управляющий обозначит нормы коста в %, предполагаемую вилку цены для гостя и предпочтения по компонентному составу.

Круто, когда шеф и креативный, и хорошо считающий одновременно. Но в большинстве случаев у шефа преобладает что-то одно. И лучше пусть это будет креативность, но в легких управленческих рамках пожеланий по себестоимости. 

Шаг №3: Черновик меню

На основании полученного техзадания от управления рестораном, шеф и/или старший бармен предоставляют так называемый черновик. Фактически это список предлагаемых к проработке блюд с детализированным описанием. 

Черновик подается управлению ресторана на согласование. После этого определяется итоговый перечень блюд к проработке. 

Если нам требуется одна новая рыбная закуска, в черновике должно быть предложено несколько вариантов. От каких-то вы откажетесь сразу же при рассмотрении черновика, какие-то утвердите к проработке. В результате выберите одну, ту самую.

ШАГ №4: Проработка

Шеф и/или старший бармен готовят новые позиции, вносят нормы закладки в карточку блюда, обязательно используют весы, чтобы калькуляция была максимально точной. К процессу желательно привлекать сушефа.

Если для приготовления новых блюд требуются товары, которых не было раньше на складе, шеф мониторит поставщиков, находит оптимальных, делает пробную заявку нового продукта в минимальном количестве. Как только накладная на новый товар попадает к калькулятору, в базе САР (система автоматизации ресторана) появляется новая товарная номенклатура, мы начинаем видеть в базе ее себестоимость с учетом последних приходов.

ШАГ №5: Себестоимость

Заполненная карточка блюда (ТТК) передается калькулятору. До дегустации новых блюд нам очень важно просчитать их себестоимость. Именно поэтому ТТК должны быть своевременно заведены в базу, чтобы шеф мог увидеть цифры, адаптировать рецептуру, оптимизировать кост согласно требованиям техзадания. 
После заведения ТТК в товарно-складскую базу ресторана шефу необходимо вычитать карточки и проверить ошибки, которые мог допустить при вводе калькулятор. Рекомендуется давать шеф-повару и старшему бармену право доступа на просмотр всех карт в САР. 

Иногда шефам дают права доступа в САР на самостоятельное создание карт блюд. Я не сторонник такого подхода, но он довольно часто встречается — в основном по причине хронического неуспевания бухгалтера-калькулятора. Проработки делаются одним махом, новых карт много, дегустации назначаются на выходные, себестоимость нужна срочно, а калькулятор на выходном или в отъезде… Поэтому шеф создает карту блюда сам. 

Шаг №6: Дегустация

Собирайте дегустационную команду. Пробовать блюда в одиночестве и решать их судьбу одним голосом неверно. Кто наверняка должен быть в команде?

  • Собственник (если он хочет принимать в этом участие)
  • Управляющий
  • Менеджеры смены (на ваше усмотрение)
  • Шеф
  • Старший Бармен

 

Напомню, я перечисляю должности, исходя из некой структуры ресторана. Если вы — обладатели структуры с т.н. управляющей компанией, набор должностей будет отличаться.

Вынос блюд стоит делать курсами. Блюда с яркими вкусами должны быть в конце, иначе они перебьют вкус остальных, более тонких блюд.

Цель дегустации — не просто поесть и обменяться устными мнениями. Обязательно зафиксируйте оценки блюда в дегустационных листах. Если вы решили сделать процесс открытым и пригласили гостей, друзей и лидеров мнений, уберите в их дегустационном листе колонку с себестоимостью, оставьте только планируемую цену. 

По завершении необходимо обработать результаты дегустационных листов и определить общее восприятие аудитории. Какие-то блюда не понравятся никому, какие-то — абсолютно всем. Может оказаться, что некоторые блюда очень хороши по вкусу и презентации, но обладают не самым привлекательным костом и требуют доработки, а значит, повторной дегустации. 

Мой шаблон дегустационного листа можно скачать тут.

Шаг №7: Цена

После итоговых дегустаций и анализа дегустационных листов управление ресторана формирует наценку, исходя из желаемого коста, привлекательности блюда для целевой аудитории ресторана, сытности, прочих критериев. 

Было бы неправильно наценивать новые блюда изолированно от остальных блюд в меню. Необходимо видеть всю картину в одном листе. 

Когда наценка сделана и итоговый перечень блюд готов, проект меню передается калькулятору. Изменения и новинки должны отобразиться в САР. Не забудьте сообщить калькулятору дату, с которой изменения вступят в силу, и новое меню появится на мониторах у официантов. 

Шаг №8: Обучение

Технология сборки новых блюд должна быть стандартизирована. У нас уже есть ТТК, помните? Ее составил шеф, а калькулятор ввел в САР. 

В стандарт блюда стоит добавить фотографию, оптимальные вкусовые цепочки, краткую презентацию блюда гостю, время сборки при разной загрузке, аллергены, так называемые спорные компоненты типа лука, чеснока, кинзы и т.д.

Знать о блюде все должен не только повар, который его готовит. 

Знать все о каждой тарелке/чашке/бокале должна вся сервис-команда ресторана: официант, хостес, менеджер смены. 

Зачастую мы увлечены творческой частью процесса и торопимся презентовать новое меню, игнорируя подготовку команды, что приводит к самым разным неприятностям: официант дает ложное описание блюда гостю, гость разочарован и потерян для ресторана.

Выучить полностью все меню и сделать это быстро — сложная задача. Сфокусируйте официантов на ХИТ-блюдах. О них нужно знать все и еще немного больше, уверенно их предлагать и быть готовым ответить на любые вопросы гостя. ХИТ-блюда всегда определяет управляющий после того самого анализа меню из шага №1. 

Не путайте ХИТ-блюда с ГОУ-блюдами. ГОУ дает кухня/бар, исходя из сделанной перед сменой проверки заготовок. 

Шаблон учебного меню можно взять тут

ШАГ №9: Заготовки

Важно построить прогноз спроса на новые позиции в меню. Включайте интуицию, учитывайте предпочтения ваших гостей. 

Очень неуместно, когда ориентированные на пуш-продажи новых блюд официанты вынуждены отказать гостю в заказе нового тар-тара из-за того, что он попросту закончился. Шефу необходимо спланировать мин-максы на все заготовки для новых позиций, внести их в лайн-чек цехов и контролировать их качество и количество. Это особенно важно в первые недели продаж. Ведь первое впечатление гостя от нового блюда практически невозможно изменить. 

Шаг №10: Продакшн меню

Особое внимание уделите верстке макета меню. Удачная презентация блюд — одна из составляющих успешных продаж. 

Я не буду детализировать различные варианты верстки и графической презентации, но обращу ваше внимание на то, что перед сдачей макета в печать его необходимо внимательно вычитать, проверить орфографию, цены, граммовку. 

Когда меню напечатано, еще раз убедитесь, что цены в нем и в кассовом терминале совпадают. 

Шаг №11: Продажи

Вы получили меню из печати, цены проверены, команда обучена, продукты куплены, полуфабрикаты сделаны...

На старт! Внимание! Марш! 

Шаг №12: Анализ

Ассортимент блюд в меню изменился, а значит изменилась и карта продаж, то есть перераспределился спрос и структура заработка ресторана. 

Пора строить новый АВС-анализ. 

Круг замкнулся. 

Бесконечный круг ресторатора. 

Подробнее об управлении финансами ресторана тут.

Процесс изменений в меню сквозной — он захватывает разных сотрудников. Конечно, нужно планировать любые проработки заблаговременно, детализировать сроки исполнителей. Так вы будете видеть загрузку шефа, старшего бармена и калькулятора в первую очередь. В противном случае велик риск слишком поторопиться и вернуться к привычному пути, не сделать повторные проработки, провести дегустацию без понимания себестоимости, начать продажи без подготовки команды.

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь