Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Оптимизация меню: портфельный анализ
Учет

статья

Оптимизация меню: портфельный анализ

07 апр. 2025
6890
8 мин

Оптимизация меню — процесс, который периодически необходим каждому ресторану. Как бы ни хотелось, чтобы наши любимые блюда всегда хорошо продавались и приносили высокую прибыль, их популярность и выгода для бизнеса зависят от многих факторов. Татьяна Савельева, CEO консалтинг-агентства Resto Tracker, рассказала, как грамотно оптимизировать меню, и показала, как с помощью глубокого анализа определить, из-за каких позиций ваш бизнес может приносить меньше прибыли, чем вам хотелось бы, а какие, наоборот, могут стать «золотой жилой» ресторана.

«По одёжке встречают, провожают по уму»

Прежде чем строить гипотезы по оптимизации меню, его обязательно стоит проанализировать. Делать это нужно регулярно, лучше всего — раз в 30 дней, начиная с любой даты (не обязательно с первого числа календарного месяца).

  • Строить анализ за полные 30 дней не нужно, если в этом периоде вы добавляли или убирали позиции меню. Такой анализ не будет информативным, так как показатели продаж этих блюд не смогут конкурировать на равных с регулярными позициями.
  • Строить отчёт за более долгий период, например полгода или год, я не рекомендую. Так вы получите слишком размытые показатели себестоимости и цены, поскольку за такое время могут измениться как себестоимость, так и ценообразование.

По каким критериям анализируют меню

Анализ строится на трёх ключевых показателях: 

  • себестоимость блюда;
  • цена блюда;
  • количество проданных порций. 

На их основании получают прочие важные для анализа данные:

Блюдо Продано порций С/с 1 порции С/с реализации Цена 1 порции Выручка Маржа 1 порции Валовая маржа Фудкост
Пад-тай 85 184 15640 590 50150 406 34510

31%

 

При анализе мы не смотрим на какое-то конкретное блюдо отдельно от остальных: нам важно сравнить позиции в меню друг с другом и выявить сильные и слабые звенья. При этом, если сравнивать все позиции между собой, вы получите сквозной анализ: кофе будет конкурировать с картофелем фри, пиво — с лимонным тартом, стейк — с крем-супом из молодого горошка. Такой тип анализа уместен, если вы хотите определить лидеров и аутсайдеров по всем категориям блюд сразу. Если же ваша задача — оптимизировать конкретную категорию, к примеру основные блюда, строить отчёт следует именно по этой категории, исключая всё остальное. 

Для анализа меню можно воспользоваться классическим АВС-анализом, методом Касавана-Смита или Павесика. Давайте разберёмся, чем эти методы отличаются друг от друга и по какому принципу в них ранжируются блюда. 

АВС-анализ

АВС-анализ основан на законе Парето: 20% товаров дают 80% оборота. Каждому блюду здесь присваивается трёхбуквенный ранг: первая буква указывает на спрос, вторая определяет роль блюда в формировании выручки, третья говорит о месте блюда в валовой марже.

По каждому показателю блюдо может получить одну из трёх оценок: A, B или С. 

  • «А» — это отлично;
  • «В» — средне;
  • «С» — плохо. 

В этом примере фирменный шницель с рангом «ААА» — абсолютный лидер по всем трëм метрикам, тогда как цветная капуста проигрывает по всем показателям и получает «ССС».

Метод Касавана-Смита

Метод Майкла Касавана и Дональда Смита основан на схожих с АВС критериях — продажах и валовой марже. Но здесь для классификации блюд используется четыре грейда: 

  • «Звёзды». Позиции с высокой маржой и хорошим спросом, которые генерируют большую долю выручки и валовой маржи. 
  • «Загадки». Могли бы стать лидерами, если бы продавались больше. 
  • «Лошади». Дают выручку, т.е. продаются часто, но маржа у них низкая.
  • «Собаки». Отличаются низким спросом, малой долей выручки и маржи. 

  • Когда вы задумываете какую-то маркетинговую активность, направленную на повышение продаж, продвигать стоит блюда-«загадки». Нужно разобраться, почему они плохо продаются: может быть, их плохо предлагает сервис-команда или долго отдаёт кухня? Или, может, у этих блюд есть более успешные блюда-конкуренты — вкуснее, сытнее, с тем же продуктом, но дешевле? Блюда-«загадки» стоит попробовать лично, замерить время выноса, оценить стандарт подачи.  
  • Со «звёздами» можно не делать ничего: они и так в полном порядке. Или можно немного поднять цену и собрать ещё больше сливок. 

Помните: 100% ваших блюд не могут быть «звёздами». Это математически невозможно. 

  • «Лошади» — самые рабочие ребята. Их много, они дают средние показатели, но делают это очень исправно. 
  • А вот на «собак» обратите особое внимание — какие-то из них точно лишние. Скиньте балласт, предложите вместо них новинки.  

Метод Дэвида Павесика

АВС-анализ и метод Касавана-Смита полагаются на выручку и маржу, но не используют показатель фудкоста в процентах. Объединить в одну модель фудкост и маржу получилось у Дэвида Павесика. Этот метод тоже использует четыре ранга

  • Праймы. Позиции с высоким вкладом в прибыль и низким процентом фудкоста.  
  • Проблемы. Эти блюда, напротив, дают низкий вклад в прибыль и имеют высокий фудкост. 
  • Стандарты. Вносят высокий вклад в прибыль в паре с высоким показателем фудкоста.
  • Слиперы. Спящие позиции, которые могли бы давать больший вклад в прибыль и имеют низкий показатель фудкоста

 

Избавляйтесь от худших Проблем, тестируйте спрос на Слиперы, молитесь на Праймы и внимательно следите за колебанием себестоимости Стандартов.

Портфельный анализ

Вы можете использовать для анализа любой из описанных методов. Но идеально видеть в одном отчёте срез по всем трём методам сразу. Инструментов для этого хватает, начиная от базовых возможностей учётных программ и заканчивая отчëтными опциями, которые предлагают разработчики. Например, вот как выглядит полный портфельный анализ, построенный инженерами «Леммы» на базе iiko по моему техническому заданию:
 

Наименование Количество Себестоимость Реализованная себестоимость Цена Выручка Маржа с порции Взвеш.марж.прибыль,р. FC % Кол-во Выручка Маржа Итого ABC По Касавану По Павесику
Микс морепродуктов 96,5 287,59 27752,44 780 72813 466,95 45060.56 37% C(3)-2 B(4)-3 C(3)-2 CBC Собака Problems
Фирменный шницель 556,5 89,91 50034,92 490 270823 396,74 220788,08 18% A(2)-1 A(3)-1 A(2)-1 AAA Звезда Prime
Цветная капуста с перечным соусом 89 49,66 4419,74 405 35640 350,78 31220,26 12% С(3)-3 C(1)-1 C(3)-3 CCC Собака Sleepers
Язык с печёной морковью 149 159,44 23756,56 520 74256 338,92 50499,44 31% B(3)-3 B(4)-2 B(3)-3 BBB Собака Problems
Кальмар с овощами в вине 195 106,77 20820,15 410 78597 296,3 57776,85 26% B(3)-2 B(4)-1 B(3)-2 BBB Собака Sleepers
Пирог из баклажана с сыром халуми 292 70,09 20466,28 450 130050 375,29 109583,72 15,5% B(3)-1 A(3)-3 B(3)-1 BAB Загадка Sleepers
Антрекот с луковым соусом 114 180,98 20631,72 650 70070 433,67 49438,28 28% C(3)-1 B(4)-4 C(3)-1 CBC Собака Problems
Фалафель в пите 476 67,73 32239,48 350 165375 279,69 133135,52 19% A(2)-2 A(3)-2 A(2)-2 AAA Звезда Prime
Итого 1968   200121   897624   697502              

У iiko есть обширный функционал для меню-инжениринга, включая АВС-анализ; Лемма по запросу устанавливает клиентам комплексный отчёт «Портфельный анализ меню»; MOZG предлагает широкие возможности для маркетинговой аналитики.


Хотите установить «Портфельный анализ меню» в вашем ресторане?


Общие рекомендации

  • Какой бы инструмент вы ни выбрали, важно, чтобы отчёт по анализу строился быстро, без ручных формул в Excel. Иначе вы скоро забросите эту затею. 
  • Убедитесь, что в вашей учëтной системе блюдам присвоены соответствующие категории. Частая ошибка — включать дополнительные позиции в категорию блюд, к которым их предлагают. Так соусы оказываются в категории «фритюр», а лепёшки — в «блюдах на мангале». Отчёт по такой категории будет неинформативным, так как сравниваются неравновесные блюда. Помните: абсолютно некорректно сравнивать штучные и весовые блюда, бутылки и побокальные позиции, мангальную тарелку с одной порцией шашлыка.
  • При построении отчёта стоит исключить скидки из доли выручки, чтобы видеть полную стоимость блюда. В противном случае цена будет отображаться с учётом проведённых скидок. 
  • Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что учётная программа рассчитывает себестоимость блюд на основании калькуляционных карт и проведённых приходных накладных. Если в них есть ошибки, себестоимость будет некорректной. Если вы не заводите первичную документацию день в день, то не увидите актуальные изменения цен на продукты, а, значит, и актуальную себестоимость блюд.  

 

Сам по себе анализ будет абсолютно бесполезным инструментом, если далее не последует никаких решений. Среди решений могут быть:

  • формирование задания отделу закупок по поиску альтернативного поставщика товара с целью оптимизировать сырьевую себестоимость на конкретный товар, входящий в популярное блюдо
  • формирование задания Шефу с целью пересборки блюда и оптимизации его себестоимости или проработки новых альтернативных блюд вместо выбывающих позиций 
  • пересмотр ХИТ листа и обучение команды официантов активным предложениям 
  • пересмотр цены блюда 

 

Любые изменения должны быть системными и начинаться именно с анализа.  

Полный алгоритм изменения меню

Очень рекомендую составлять календарь плановых пересмотров базового меню, а также разработки спецпредложений, привязанных к сезонным продуктам или событиям (можно внутри маркетингового плана). Закладывайте время на все описанные шаги и обязательно определите ответственного за каждый.  

Обучающее видео о портфельном анализе менюможно посмотреть тут.

Больше полезной информации по управлению процессами ресторана в ТГ-канале автора. 

Статья составлена на основании отрывков из книги Татьяны Савельевой «Финансы ресторана: сколько корова даёт молока».


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь