Шесть советов перед продажей франшизы. Подводные камни и полезные лайфхаки
Франшиза

статья

Шесть советов перед продажей франшизы. Подводные камни и полезные лайфхаки

В этой статье разберем моменты, о которых рестораторы часто забывают при упаковке своей франшизы. Некоторые из них могут привести к серьезным юридическим проблемам и финансовым потерям, а знание других, наоборот, поможет увеличить свой доход от франшизы. 

1. Очистите права на франшизу

Помимо регистрации товарного знака (а без нее о франшизе лучше вообще забыть), нужно обязательно убедиться в том, что вам переданы права на все объекты интеллектуальной собственности, из которых состоит франшиза: меню, брендбук, фирменный стиль и т.п. Изначально эти права всегда принадлежат тем, кто все это создал — дизайнеру, шеф-повару, фотографу. Поэтому со всеми авторами нужно обязательно заключить договор услуг, по которому они передают заказчику

  1. результат своей интеллектуальной деятельности,

  2. права на его использование.


Важно: если по договору нет подтвержденной оплаты, права не переданы!  

Если автор — ваш штатный сотрудник (например, шеф-повар), передача авторских прав работодателю предполагается по умолчанию. Но на всякий случай стоит отдельно прописать это в трудовом договоре.  

2. Подпишите договор о неразглашении (NDA, non-disclosure agreement)

Сделать это нужно, как только вы начали переговоры с потенциальным франчайзи (на практике они нередко ведутся по нескольку лет). Нередки случаи, когда потенциальные партнеры на самом деле не имеют цели действительно купить франшизу, а просто хотят выведать максимум информации для того, чтобы потом бесплатно использовать ее в своих проектах.

Очень важно: пропишите неразглашение ПОСЛЕ расторжения договора франшизы.

Страшный сон любого правообладателя: срок договора истекает, бывший франчайзи меняет вывеску, оставляет тот же дизайн, то же меню и ту же бизнес-модель и фактически продолжает пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера — только уже бесплатно. Как этого избежать?

По российскому законодательству запретить пользователю открытие схожего заведения (например, кофейни, если вы продаете кофейную франшизу) можно только на время действия договора. После его расторжения пользователь теоретически может открывать что угодно. Именно тут и пригодится договор о неразглашении: если пользователь открывает схожее заведение, он использует конфиденциальную информацию франчайзера. А за это в договоре предусмотрен штраф (у международных франшиз он может достигать нескольких миллионов евро). 

При этом имейте в виду: невозможно заставить пользователя не разглашать информацию, если на вашем собственном предприятии не введен режим коммерческой тайны.

3. Пропишите в договоре франшизы контроль правообладателя

Это даст вам право проводить проверки и контроль качества в заведении франчайзи, а при неудовлетворительном результате — требовать устранения нарушений, взимать штрафы и даже расторгать договор. 

4. Обеспечьте выполнение условий договора

Нередко бывает так: в договоре прописаны все условия и штрафы за их неисполнение, а на практике с франчайзи просто нечего взыскать, ведь он — юридическое лицо с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, а на балансе у него — пара кухонных моек и холодильник. Чтобы избежать такой ситуации, есть три способа:

  • поручительство: ресторатор-франчайзи лично ручается всем своим имуществом, что условия договора будут выполняться;
  • банковская гарантия: в случае нарушения банк выполнит обязательства за франчайзи, а дальше уже будет взыскивать деньги с него;
  • депозит: по аналогии с договором аренды, как правило — в размере роялти за 3-6 месяцев. 

5. Предлагайте (но не навязывайте!) пользователю дополнительные услуги

Это хороший способ увеличить доход правообладателя и одновременно избавить от головной боли пользователя франшизы. Сами по себе роялти часто бывают довольно незначительными, но франчайзер может предлагать пользователю дополнительные услуги, например: 

  •  поставки продукции (зерна для кофеен, пельменей для пельменных и т.п.);
  •  поставка брендированных материалов (тарелки, фартуки, посуда, упаковка);
  •  услуги по созданию дизайн-проекта и строительству (кстати, это в первую очередь в интересах самого правообладателя). Например, франчайзер может за дополнительную плату вести авторский надзор за стройкой на точке;
  • услуги по управлению;
  • услуги по ведению учета;
  • маркетинг;
  • дополнительное обучение. Базовое обучение всегда по умолчанию входит в стоимость паушального платежа. Дополнительное может понадобится, если нарушается качество или меняется персонал (например, ушел шеф-повар).
     

Все эти услуги одновременно дают возможность увеличить свой доход, помочь франчайзи и быть уверенным в качестве того продукта, который он создает.

6. Подумайте о внутренней франшизе

Этот совет актуален для рестораторов, у которых уже есть собственная сеть заведений. В этом случае ресторатор может зарегистрировать всю интеллектуальную собственность — товарный знак, домен и т.д. — на себя как на ИП. А затем заключать договор франшизы со своими ресторанами и получать ежемесячный доход от использования своей интеллектуальной собственности. 

Узнать больше о юридических аспектах франчайзинга можно из вебинара Анны Фрадкин, на основании которого составлен этот текст.

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь