Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Юридическая оболочка ресторанного бренда. Как и зачем регистрировать свой товарный знак
Маркетинг
Юр.вопросы

статья

Юридическая оболочка ресторанного бренда. Как и зачем регистрировать свой товарный знак

15 дек. 2020
2297
4 мин

Каждому руководителю ресторанного бизнеса важно ответить себе на несколько вопросов:

  1. Принадлежит ли вам тот бренд, в который вложено столько ресурсов?
  2. Защищен ли он юридически в полной мере и защищает ли бренд вас?
  3. Имеют ли сотрудники (чаще маркетолог или менеджер по рекламе) инструкцию, как работать с брендом, чтобы не нарушать права третьих лиц, сохраняя ресурсы и интересы руководителя, компании и бренда?


Для ресторанной среды брендинг особенно важен: бренд должен располагать к себе целевую аудиторию, быть юридически «чистым» и защищать самого предпринимателя, владельца, инвестора. Если другие сферы могут подождать со своей торговой маркой, протестировать продукт, а уже затем нейминг, то общепит чаще всего сразу выходит на рынок с наименованием, брендом, логотипом.

При выходе на рынок предстоит много задач, связанных с получением разрешений и налаживанием работы заведения. И сложность здесь в том, что многое нужно успеть в сравнительно сжатые сроки.  Это касается и торговой марки, брендинга, и маркетинга в целом.

После того, как торговая марка или бренд разработан дизайнером, специализированным агентством или самостоятельно, следующим этапом обязательно должна стать правовая защита. Необходимо помнить, что юридическая оболочка торговой марки, бренда или его элементов, включая айдентику, одна – регистрация в качестве товарного знака. Товарным знаком может быть название, логотип, уникальная маркировка, слоган или даже аудиозаставка (медиазнак). 

Регистрировать права на товарный знак необходимо, чтобы подтвердить собственные исключительные права, а в последующем при необходимости защищать их, имея официальный документ. Этот документ называется Свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) и выглядит так:

Важно: слова «торговая марка», «бренд» являются маркетинговыми терминами, юридически они не закреплены. «Товарный знак» и «знак обслуживания» - термины юридические и однозначно подтверждающие объём исключительных прав.

  • Товарным знаком называют зарегистрированное в установленном порядке средство индивидуализации для товаров правообладателя.
  • Знаком обслуживания называют зарегистрированное в установленном порядке средство индивидуализации для услуг или работ правообладателя.


Однако для простоты и в том, и другом случае в деловом обороте обычно используется термин «товарный знак». 

Согласно ст. 1478 Гражданского кодекса РФ, право на товарный знак может принадлежать только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В будущем такое право могут получить и самозанятые, - такие поправки в закон внесло министерство экономического развития, сейчас они на стадии рассмотрения.  

Правовая защита предпринимателя или компании при работе с брендом осуществляется в три этапа:

  1. Безопасное создание бренда;
  2. Правовая проверка, при которой исследуются риски нарушения прав и возможности их регистрации;
  3. Закрепление прав на бренд, при котором реализуется регистрация прав на территории России и других стран.


По опыту, на первом этапе предприниматели упускают такую важную составляющую, как заключение корректного договора с исполнителем, - в частности, подписание с дизайнером договора авторского заказа. Чаще всего также отсутствуют:

  • договоры о заказе работ на разработку уникальных составляющих бренда или торговой марки;
  • пункты договора об отчуждении прав на нейм, логотип, айдентику, фирменный стиль и прочего, что входит в состав работ, в пользу заказчика;
  • корректные соглашения между партнерами в части принадлежности разработанного по их заказу бренда (например, когда затраты на разработку нес один, а владельцем планирует быть другой). 


Второй этап важен тем, что решает сразу две задачи, первостепенных в условиях быстрого принятия управленческих решений. Например, если вы запускаете маркетинговую или рекламную компанию без четкого понимания, не нарушит ли она права третьих лиц, последствия - юридические, экономические и имиджевые – могут быть самыми плачевными. 

Конечно, наши предприниматели не из робких, они привыкли рисковать. Но есть неоправленные риски, а за нарушение прав предусмотрена гражданская, административная и даже уголовная ответственность. И предварительная проверка поможет избежать большинства этих рисков.

Да, на момент запуска рекламной кампании у вас на руках еще не будет Свидетельства на товарный знак. Но это никак не мешает предварительно удостовериться, что не нарушены права третьих лиц, и дополнительно подать заявку на регистрацию названия бренда на свое имя или компанию.

Итак, предварительная правовая проверка поможет руководителю выбрать тот вариант бренда, который является юридически чистым и имеет возможность претендовать на правовую защиту. 

Что касается третьего этапа - регистрации товарного знака (знака обслуживания), то данная процедура проходит в единственном на территории России ведомстве – Роспатенте. Учитывая, что товарный знак действует бессрочно при продлении каждые 10 лет, при выборе объёма правовой охраны учитывайте в заявке перспективы развития бренда и введения новых товаров и услуг как минимум на 3-5 лет вперед. Это обусловлено тем, что дополнить заявку новыми видами деятельности по действующим регламентам невозможно – разрешено лишь сокращать объем заявленных классов (международная классификация товаров и услуг, применяемая для регистрации товарных знаков и знаков обслуживания). 

В особенности на этом этапе очень советую обращаться за помощью к проверенным профессионалам. Можно, конечно, поручить все отделу маркетинга, но, учитывая динамику изменения подходов государственной экспертизы, обращение к опытным специалистам сильно сэкономит вам время и нервы.

Кстати, эти же три этапа в обязательном порядке нужно пройти всем руководителям, задумавшимся о своей франшизе. Франчайзинг, как и лицензия на товарный знак, касается вопросов распоряжения уже созданными и зарегистрированными правами. И до того, как запустить формирование и регистрацию договора коммерческой концессии (именно так называется на юридическом языке франчайзинговый договор), необходимо привести в порядок все вопросы, связанные с правовой защитой бренда.
 

Советуем к изучению:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь