С каждым годом в нашей стране появляется все больше систем, предназначенных для контроля разных отраслей. Первым таким масштабным проектом стала единая автоматизированная система для контроля оборота алкогольной продукции, а затем очередь пришла и за закуской.
С 1 июля 2018 года запустилась государственная система «Меркурий» для электронной сертификации продуктов животного происхождения, а также отслеживания других ветеринарных грузов. В чем суть этой системы? Со стороны государства – повышение пищевой безопасности за счет контроля движения продукции животного происхождения с момента ее производства, либо ввоза в страну и до поставки конечному потребителю.
Бумажные ветеринарные сертификаты ушли в прошлое. Теперь, чтобы заказать какой-то продукт животного происхождения у поставщика, необходимо быть зарегистрированным в системе Меркурий и через эту систему получить от поставщика на товар электронный ветеринарный сертификат.
Нормативный документ:
Приказ от 15 апреля 2019 года N 193 «О внесении изменений в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648»
Какие шаги обязательно нужно сделать для регистрации в системе Меркурий?
- Заполнить шаблон заявления.
- Правильно указать все права доступа в шаблоне, чтобы вы в дальнейшем могли корректно работать в системе Меркурий.
- Шаблон можно отвезти в бумажном виде в ближайшее территориальное управление Россельхознадзора, либо подписать с помощью ЭЦП и отправить по электронной почте.
- Вам зарегистрируют юр. лицо и торговую площадку, которой присвоят GUID (глобальный уникальный идентификатор) и номер RU.
- Этот GUIDи номер RU необходимо отправить поставщикам продукции животного происхождения, чтобы они могли Вам отправлять эВСД (электронный ветеринарный сопроводительный документ).
- Входящие ВСД, предприятие получатель обязан гасить в течение суток после приема товара.
Для кого нужен Меркурий?
Всем заведениям общепита, которые используют продукцию животного происхождения, включая молоко.
С 1 ноября 2019 года внесены изменения в приказы Минсельхоза и также с этого времени обязательно выписывать ветеринарные сертификаты на всю молочную продукцию (Включая пахту, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, молочную сыворотку, как сгущенную, так и нет, в том числе с различными добавками).
Перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации можно изучить здесь:
Приказ от 27 июня 2018 г. № 249
"О внесении изменений в перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. 646"
Отвечаем на частые вопросы:
А если я покупаю продукцию на рынке?
Ветеринарный врач на рынке должен вам предоставить ветеринарный сертификат на продукцию в электронном виде. Если сертификата нет – вы нарушаете законодательство.
Чуть-чуть не считается? Если я купил десяток яиц в магазине?
Розничные магазины предназначены для розничных потребителей, если вам не могут предоставить электронный ВСД на продукцию – вы нарушаете. Покупайте только в тех магазинах, которые являются участником ГИС Меркурий и могут предоставить эВСД на продукцию.
Если у меня фабрика-кухня, я готовлю продукцию и затем развожу ее по торговым точкам, как быть?
Если вы готовите полуфабрикаты, то нужно отражать с помощью Акта переработки в системе ГИС Меркурий производство продукции, а затем перемещать произведенную продукцию по торговым точкам.
А если я просто купил сыр на склад, а потом отвез его в свой ресторан в другом месте?
Вы также должны отразить в системе Меркурий получение продукции и затем через документ «Транзакция» оформить перемещение.
А если я не буду зарегистрирован, меня не найдут.
Проверка может произойти просто потому, что вы числитесь в списках юридических лиц вашего региона и занимаетесь определенной деятельностью, а не потому что вы решили избежать системы. Для тех, кто любит рисковать, предлагаем познакомиться с таблицей штрафов:
Для граждан |
Должностным лицам |
Юридическим лицам |
Повторное нарушение |
|
1. Оборот скота без ВСД. За неоформление или неправильное оформление ВСД на товары, являющиеся живыми организмами. |
3-5 тыс. рублей |
20-30 тыс. рублей |
30-50 тыс. рублей |
10-15, 50-70 и 70-150 тыс. рублей соответственно |
2. Оборот сырья без ВСД. Оборот товаров, не подвергнутых термической обработке, без наличия ВСД или с неправильно оформленными ВСД. |
2-3 тыс. рублей |
5-10 тыс. рублей |
15-30 тыс. рублей |
7-10, 15-30 и 50-100 тыс. рублей соответственно |
3. Оборот готового продукта без ВСД |
500-1000 рублей |
3-5 тыс. рублей |
5-10 тыс. рублей |
2-5, 5-10 и 10-30 тыс. рублей соответственно |
Самое главное понять, что работа с Меркурием – это регулярная работа. Поэтому если вы зарегистрировались однажды или это сделал ваш бухгалтер, а после этого больше ни разу ничего не делали, потеряли ваши данные или не подтверждаете ВСД – это может привести как к штрафам, так и к уничтожению продукции, на которую не корректно оформлены ветеринарные сертификаты.
Как проверить, что у вас с Меркурием все хорошо?
- У вас создана учетная запись и есть актуальный пароль от нее.
- Статус вашей торговой площадки – подтвержден. Статус площадки можно посмотреть в системе Цербер.
Если статус площадки «исключен», то вам необходимо заново подтвердить существование площадки, либо по телефону, либо с помощью специального заявления. Если же вашу площадку удалили, то придется заново регистрировать.
- Ваши ветеринарные сертификаты подтверждаются не позднее 24 часов с момента получения вами продукции.
- У вас есть ответственный человек за работу с Меркурием, либо автоматизированная система.
Комментарии