6 аргументов против материальной мотивации персонала
Персонал

статья

6 аргументов против материальной мотивации персонала

16 дек. 2020
766
0 дочитываний
3 мин

Читаю в инстаграме очередной пост "эксперта" про мотивацию продавцов пекарен. Он пишет: "Материальная мотивация работает лучше. Привяжите зарплату продавцов к результатам продаж. Пользуйтесь этим советом, увеличивайте прибыль", и т.д. и т.п. 

Вы тоже наверняка видели немало таких "экспертов".

Я уверена, что такой подход не сработает. Или сработает, но ненадолго. В этой статье я постараюсь доказать: деньги не нужны для того, чтобы мотивировать персонал ресторана работать лучше.

И вот мои шесть причин, почему.

  1. Вы можете мне сказать: "Больше денег хотят все сотрудники, это цель их работы". А я отвечу: если деньги кончатся у собственника, премировать будет нечем. И закончиться они могут по самым разным причинам:
      • смена руководства и новая система оплаты труда;
      • самоизоляция и новые приключения с короной;
      • или любая другая причина, которая не позволит выплачивать премии.

    А значит, и работать не будет смысла? Убираем деньги – уходит цель – прекращается работа. 
     
  2. Вы продолжите, сказав, что деньги – это важный элемент нашей жизни и они нужны всем. А я скажу: Скрудж Макдак – единственный, насколько мне известно, кто желал деньги в их физическом выражении. Он в них купался, если помните. Для остальных деньги – не самоцель, а средство. Средство для реализации чего-то. Это что-то и есть мотив.
     
  3. Вы можете сказать: "Так я знаю, зачем деньги. И-ПО-ТЕ-КА. И все мои сотрудники подтвердят". А я снова поспорю. Потому что ипотека – тоже не самоцель. За ней тоже стоит какое-то стремление – к безопасности, самореализации, определенному статусу. Ваня купил квартиру, чтобы от мамы съехать. А Петя купил квартиру, чтобы показать друзьям, какой он крутой. Разные мотивы. Не денежные.
     
  4. Теперь самое время вам сказать, что по пирамиде Маслоу нужно удовлетворить базовые потребности, прежде чем говорить о мотивации, самореализации и так далее. Вы правы. Но мы живем в 21 веке. На нас не нападет на улице тигр, не затопчет мамонт, у нас большинства из нас есть какое-никакое жилье и пропитание. Базовые потребности так или иначе удовлетворены. Да, все сотрудники идут на работу, чтобы заработать деньги. Но остаться там, куда пришли, приносить результаты, быть заинтересованным и лояльным людей заставляет мотивация, не связанная с деньгами.
     
  5. "А как же коронавирус и самоизоляция? Многие вернулись к чувству небезопасности и спустились по пирамиде Маслоу вниз" - и тут вы правы. Но безопасность тоже бывает разная. Для кого-то это личный охранник, а для кого-то крыша над головой. Все люди разные и потребности у них разные. Задача руководителя – разобраться в мотивах сотрудников и работать через них. Для Пети безопасность – услышать от менеджера ресторана, что официанты будут работать в масках и перчатках. Для Вани безопасность - услышать от менеджера, что официантов не уволят. Для Светы безопасность - знать, что она может получить поддержку от команды в трудную минуту.
     
  6. "Так получается, что в сухом остатке все так или иначе хотят услышать, что они получат деньги!", – скажете вы. Не совсем так. Выступление руководителя с объяснением ситуации и предоставлением плана действий воспримут по-разному. Ваня послушает объяснения руководителя, чтобы не было страшно и непонятно. Петя услышит, что компания его ценит и не бросит. Лиза услышит, что с ней считаются, ее уважают и ей предоставили план.

 
Получается, что даже, если вы не верите в мотивацию без денег - она все равно есть. Хотите вы того или нет. Факторы, которые движут сотрудниками – разные. И разобраться в них и управлять ими – задача руководителя.
 

Советуем к изучению:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь