Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Foodsharing: есть ли будущее у этого модного тренда в России?
Опыт рестораторов
Тренды
Технологии

статья

Foodsharing: есть ли будущее у этого модного тренда в России?

08 июня 2021
4254
12 мин

В мире все популярнее становится осознанное потребление. И так называемый foodsharing является одним из проявлений данного тренда, который уже затронул и ресторанный бизнес.

Причем наша страна в этом смысле не стала исключением. Правда в авангарде по традиции Москва и Петербург, едва не ставший городом очередной «революции». Ведь именно в Северной столице был дан старт проекту eatme. Его основатель Рудольф Ан, с которым мы недавно брали интервью, рассказывает, что приступил к реализации идеи еще в 2018 году, а запустить свой интернет-ресурс решил в 2019-ом. И сейчас он констатирует: Россия и сегодня не совсем готова к такого рода новациям в бизнесе. И иллюстрирует слова примером:  

— В Европе рестораны охотно подключаются к подобным сервисам, потому что там выбрасывать мусор стоит денег, — говорит он. — У нас же это почти бесплатно и поэтому те же отходы чаще просто выносят в ближайший контейнер, что, кстати, запрещено. Однако с момента запуска eatme замечаю, как все больше людей начинают менять свое мнение и делают, пусть и маленькие, но шаги в правильном направлении. Пока сервисы по спасению еды не охватывают даже 1% рынка.

Не менее показательные цифры озвучивает и Александр Мехришвили, сооснователь проекта DoggyBag, идея создания которого родилась в Москве в уже упомянутом 2018 году:

— Мало кто знает и говорит об этом в России, но по разным оценкам уже более 1.6 миллиарда тонн качественной еды в мире ежегодно пропадает и выбрасывается — это примерно 1/3 всех производимых продуктов, и это количество растет с каждым годом. До 10% всех потерь происходит на уровне продуктовых магазинов и ресторанов. Как результат: рестораны и продуктовые магазины выбрасывают тонны качественной еды только потому, что она не продается вовремя, — напоминает он. — Многие годы, сталкиваясь с задачами по сокращению пищевых отходов в крупных ресторанных компаниях, мы с партнерами пришли к выводу: в сферах розничной торговли продуктами питания и в ресторанном бизнесе нет универсального инструмента оперативного и эффективного регулирования таких процессов без ущерба для работы предприятия. В результате и возникла мысль о создании инструмента трансформации потенциальных потерь в выручку, которую удалось воплотить в виде сервиса DoggyBag. 

Это мобильное приложение-маркетплейс, которое позволяет пользователям открывать для себя новые кафе, рестораны и магазины, получая наборы-сюрпризы (доггибэги) практически по себестоимости, приобщаясь к философии ответственного потребления, а ресторанам и магазинам — оперативно продавать качественную продукцию, реализация которой в данный момент времени находится в приоритете, поскольку ее возможно, не успеют продать в запланированное время.
В наборы (доггибэги) продавцы собирают обычно 4-5 блюд, стараясь сделать каждый комплект максимально разнообразным. 

Человек же, используя приложение, соглашается с выбором продавца. Этим и объясняется и ценовая политика проекта: доггибэги отдают практически по себестоимости, с существенными скидками (около 60%).

— Вариант, при котором продукция кафе, ресторанов и магазинов продается потребителям комплектами был выбран не случайно: очевидное нам, создателям DoggyBag преимущество продажи еды оптом позволяет существенно снизить утилизацию качественных продуктов, — объясняет Александр Мехришвили. — Кроме того, мы поставили перед собой задачу реализовать механику, которая будет применима и проста при работе с нашим инструментом и в маленькой кофейне, и в большом супермаркете. В ходе проработки концепции проекта необходимо было учитывать и интересы бизнеса. 

Понимая, насколько важно для продавца не терять возможность продажи товара по полной стоимости, было решено не указывать содержимое комплектов при размещении в мобильном приложении. Такой прием позволяет нашим партнёрам не снимать продукцию с витрин в ожидании пользователей, не готовить блюда заранее, а быстро и просто формировать доггибэги после предъявления гостем экрана с кодом брони. В некоторых случаях комплектация доггибэга все же указывается в приложении. Например, если продавец уверен, что к приходу пользователя приложения товар будет не продан и в некоторых других случаях, регулируемых правилами формирования доггибэгов. 

Сегодня у мобильного приложения DoggyBag больше 250.000 установок на iOS и Android. И еще одна цифра: 95.000 доггибэгов с едой забрали из магазинов, кафе и ресторанов в Москве, Сибири, Саратове, Якутске и многих других городах. А это более 380.000 качественных блюд, и неизмеримый труд тысяч людей! В числе партнеров сервиса «Безопасный Кекс», «Kuzina», «Город-Сад», «Любовь и Cладости», «PAUL», «PLOV.COM», «Brownie Mama», «Osteria Mario», «Ploveberry», «Хлеб&Cо», «Яблонька», рестораны «Crocus Restaurants Group»: «FORTE BELLO», «MILANO», «ZAFFERANO» и другие успешные бренды. 

— При довольно быстром росте вовлеченности москвичей и жителей других городов в поимку беспроигрышных наборов-сюрпризов, при увеличении доли ответственных потребителей, растет и темп присоединения партнеров к доказавшему эффективность сервису, — констатирует Александр Мехришвили. 

По мнению Рудольфа Ана, привлечь рестораны к подобным проектам можно только, наглядно показав им экономическую выгоду. 

— Поэтому eatme предлагает не только спасать еду и, таким образом, решать проблему food waste, но и разрешает рекламировать себя, продавать блюда без скидки, — объясняет он. — Нашим пользователям это тоже удобно, так как они могут в одном месте и спасти еду, и взять что-нибудь еще. Понятно, что не все рестораны выбрасывают одинаковое количество продукции. В каких-то случаях это 3-4%, а где-то и все 30%. Наша основная задача — сделать так, чтобы в ресторанах не оставалось непроданной еды. 
В ее приготовление вкладывалось много сил и денег, а потому обидно, когда блюда приходится выбрасывать. Согласитесь, гораздо выгоднее продать их со скидкой. Так можно вернуть хотя бы часть затрат.

Наш эксперт уверен: выгода состоит в том, что можно вернуть себестоимость, получить нового гостя и заявить о себе, как о компании, которой не безразлична ситуация на планете. 

— Сегодня люди все чаще выбирают заведения, которые близки им по убеждениям, — напоминает он. — Вот почему, если человек сам заботится об экологии, он, скорее всего, выберет ресторанный проект, команда которого разделяет его взгляды. Более того, это уже не просто тренд, а новый стандарт. К сожалению, пока eatme не решает своей задачи, поскольку у него еще очень мало партнеров. Чтобы результат был заметен, на мой взгляд, нужно охватить минимум 20% рынка.

В свою очередь, Александр Мехришвили рассказал, что проект DoggyBag дает рестораторам: 

— Наши партнеры трансформируют в выручку финансовые потери, связанные с утилизацией качественных продуктов питания с подходящим к окончанию сроком годности. Плюс DoggyBag — универсальный маркетинговый инструмент, применение которого возможно для продвижения конкретных видов товаров. Например, новой линейки блюд и продуктов или продвижения новых открывшихся предприятий. Кроме того, работа с сервисом способствует дополнительным продажам во время визита пользователя. Так ~30% пришедших за доггибэгами пользователей приложения приобретают другие товары и напитки по полной стоимости и возвращаются снова уже не только за доггибэгами. Добавьте к этому  поддержание положительного имиджа бренда, который открыт для новых гостей. Естественно, сервис позволяет привлекать и удерживать гостей. К тому же DoggyBag —отличный коммуникационный канал с лояльным гостем. Причем выгода и окупаемость инструмента при простоте операционной модели находится на уровне примерно 10 заказов в месяц. Все, что свыше этого, уже выгода для подключенного предприятия. 

Поделился опытом и Рудольф Ан. Он отмечает: на данный момент ажиотажного спроса на предложение нет. Причин, по его словам, несколько: это и нежелание заморачиваться (тратить время на обновление информации), и неготовность быть в числе первых (владельцы заведений ждут, когда подтянутся их коллеги по отрасли), и так далее. Если говорить о тех проектах, которые уже подключились к eatme, то это в основном пекарни, столовые, заведения сегмента fast food и те, что предлагают гостям шведский стол. 

Александр Мехришвили подчеркивает:

— Мы умеем одинаково эффективно работать как с маленькой кофейней, так и с большим супермаркетом. По нашей статистике, операционный процесс будет проще в формате с преобладающим количеством готовых продуктов, равно как и эффект от подключения к системе с первого дня (кофейня, пекарня, кондитерская, магазин), однако и рестораны полного цикла могут эффективно работать с системой, минимизируя возможные потери от списания полуфабрикатов, заготовок и ингредиентов. За более чем 2,5 года работы над продуктом мы сталкивались с самыми разными вопросами и возражениями и научились, как нам видится, их правильно снимать, доказывать и показывать эффективность на деле. 

Однако, в целом, Рудольф Ан достаточно высоко оценивает перспективы своего проекта:

— До пандемии мы хорошо росли: по 20-25% в месяц в выручке и подключали по 50 партнеров в месяц, — говорит он. — Сейчас наша задача придумать, как оптимизировать процесс подключения новых партнеров.  Кроме того, мы решили подождать момента, когда рестораны придут в себя после прошлогоднего закрытия. Сейчас им просто не до нас.

Не менее интересно и мнение Александра Мехришвили:

— Возможно, мы несколько опередили время, ведь тренды ответственного потребления и устойчивого развития приходят и приживаются в России с большим опозданием, — признается он. — На практике, подключение одного-двух предприятий партнера позволяет быстро запустить и показать практический эффект, снять все вопросы о преимуществах сотрудничества с нами, зачем нужен такой сервис как DoggyBag и показать, что даже небольшой плюс при продаже доггибэгов всегда больше минуса и финансовых потерь при списании.

Кроме того, наш эксперт уверен: развитие ответственного потребления в России неминуемо.

А вот, что говорят некоторые из тех рестораторов, кто уже подключился к тому или иному упомянутому сервису, и согласился дать комментарий.

Анна Щекутьева, сооснователь ресторана Sono Italiano (Санкт-Петербург):

— О такой опции, как foodsharing задумались еще при открытии своего проекта в ноябре 2020 года. Ресурс eatme используем с января 2021-го. Основная цель — повысить узнаваемость бренда и дать возможность людям попробовать наш продукт. При этом у нас нет необходимости именно отдавать еду по причине истекающего срока годности, или скорой порчи, так как мы  четко распределяем объём закупаемых продуктов, и нет необходимости что-то выбрасывать. Насколько эффективен ресурс? Честно говоря, устойчивого спроса нет. За время, прошедшее с момента регистрации на этом портале, было всего 5 заказов. Впрочем, мы никак и не продвигаем это направление. 

Алексей Красовский, директор пекарни «Вкусняшечная» (Санкт-Петербург):

— В какой момент и почему мы решили использовать в своей пекарне foodsharing? Все просто: нам предложили принять участие в проекте и разместить информацию на интернет-ресурсе. Это заинтересовало. Надо сказать, что никаким специальным продвижением не занимаемся, используем только возможности eatme. И вроде даже появился устойчивый спрос на наше предложение. Сколько времени ушло на достижение данного результата, точно не скажу, не засекал. По ощущениям — около полугода. Мы рассматриваем участие в программе, как возможность проявить социальную ответственность и, в то же время, минимизировать потери. 

Леонид Вильнер, совладелец проекта «ТурбоШаверма» (Санкт-Петербург):

— К нам обратились представители проекта eatme примерно год-полтора назад. Идея «фудшеринга» показалась интересной и мы, конечно же, согласились поучаствовать. Эта концепция понравилась. На мой взгляд, она правильная. Соответствует реалиям. Идет в ногу со временем. Поэтому ее поддержали, но сейчас не могу сказать, что она пользуется популярностью. На это имеются некоторые причины, но сейчас не о том речь. В целом, хорошая идея превратилась в очередной проект, информирующий о продажах с большими скидками, а это не совсем то, что ожидалось. Важно понимать: у ресторанных проектов, в зависимости от формата и концепции, разный цикл производства. Применительно к приготовлению шавермы он таков: работаем круглосуточно, мясо заменяем через каждые 12 часов, за которые предыдущая «порция» должна быть полностью продана и заменена на новую. Если этого не происходит, мы в любом случае производим замену, а остатки списываем. Так у нас заведено. От данного принципа не отступаем, каким бы странным это ни казалось с точки зрения экономики проекта. Дело в том, что через 12 часов мясо становится сухим и невкусным, а значит отдавать, а уж тем более продавать такой продукт гостям нельзя. Любые остатки — это потери. Поэтому, зная, что подходит время замены мяса, когда должна быть реализована последняя, приготовленная из него шаверма, лучше дать скидку, чем не реализовать вовсе. Благо мы уже знаем, когда и сколько мяса может «зависнуть». Именно с этого момента и можно предлагать скидку, минимизировав таким образом потери продукта и денег. Плюс люди довольны, что едят вкусную шаверму, да еще со скидкой.

Повторюсь, это была первоначальная задумка и цель. Не скажу, что все получилось. Да, продажи есть, но штучные. Поэтому мы уже практически разработали и планируем запустить в скором времени собственное мобильное приложение, имеющее в том числе подобную функций. Вообще, считаю, что к бизнесу надо подходить с умом. Именно такой рациональный менеджмент позволяет сократить издержки, увеличить прибыль. В то же время, продажа вкусной шавермы со скидкой — это один из инструментов повышения лояльности. Не стоит также забывать, что у всех разные финансовые возможности. И те же студенты, например, с удовольствием купят шаверму по сниженной стоимости. В общем, с какой стороны ни посмотри — сплошные плюсы.

Хенрик Винтер, президент ресторанного холдинга «Тигрус»: 

— C 2015 года в ресторанах нашей сети внедряются технологии осознанного потребления, позволяющие существенно сократить вредное воздействие на окружающую среду и следовать принципам ZEROWASTE.
DoggyBag — живой, применимый в реальном операционном процессе инструмент, своевременно помогающий нам продавать качественные, дорогие продукты, сыры («Страчателла» и «Буратта», например). Пользователи приложения могут продегустировать блюда из меню ресторанов всех брендов холдинга в Москве, Казани, Тольятти и даже в Якутске.

На сегодняшний день нашими ресторанами продано более 3000 доггибэгов.

В результате мы предотвратили утилизацию более чем 10000 блюд, которые ничем не отличаются от тех, которые мы подаем в ресторане. В среднем одно блюдо весит 250 граммов, а, значит, вместе спасли около 2,5 тонн качественной еды. И это только начало.

Сейчас, понимая размер углеродного следа, оставляемого нашими ресторанами, мы решили не только посчитать количество спасенной еды, но и произвести первый в своем роде уникальный расчет объема отрицательного внешнего эффекта.

Кроме того, часть вырученных от продажи доггибэгов средств поступает в  благотворительный фонд «Тигрус», и таким образом пользователи ресурса помогают сохранять амурского тигра и белого медведя (tigrus-project.com).

Для нас DoggyBag — отличный инструмент, способствующий повышению нашей узнаваемости и еще одна возможность поддержать eco-friendly репутацию холдинга, заявить о том, что малыми усилиями каждый может влиять на обстановку вокруг, получая при этом выгоду.

Павел Боше, руководитель коммерческого и маркетингового отделов сетей «Kuzina» и NEW YORK PIZZA:

— Мы всегда находимся в поиске новых интересных проектов и решений, внедрений перспективных разработок и «best practices», пристально следим за всем, что происходит на рынках России и Запада. Как только ребята из проекта DoggyBag вышли к нам с предложением, мы сразу же решили протестировать новый сервис в своих пилотных магазинах и ресторанах. Тестирование дало четкое понимание того, как сможем интегрировать в этот сервис всю сеть, и какие экономические и этические перспективы для нас открываются.

Так как мы начинали с тестирования сервиса, на первом этапе продвижением занимались исключительно ребята из DoggyBag. Наши торговые точки были интегрированы в сервис, где пользователи увидели новое любопытное предложение, которым они начали активно пользоваться. Для нас это была новая ценная аудитория, узнавшая о проектах «Kuzina» и NEW YORK PIZZA посредством сервиса. На втором этапе, когда мы уже увидели экономику, научились максимально эффективно использовать сервис, поняли, что за аудитория им пользуется и оценили, как она пересекается с нашей, мы начали продвигать приложение и в рамках нашего сформированного комьюнити гостей, рассказывая о нем в своих социальных сетях и торговых точках.

С вводом нового сервиса первые три месяца заметили огромную динамику роста пользователей DoggyBag, особенно в Новосибирске, где мы были первым крупным игроком, представленным на площадке. Позже вышли на стабильное плато, которое обусловлено нашей возможностью ограниченного предложения продукта в данном сервисе. Это напрямую связано с товарооборотом продукции в торговых точках, и не всегда позволяет постоянно увеличивать количество доггибэгов. Как правило, предложения, реализуемые при помощи сервиса, бывают ограничены и быстро расходятся. Это помогает торговым точкам увеличивать оборот продукции и минимизировать издержки в периоды снижения спроса, что бывает не так часто в нашей сети.

С начала использования сервиса и до момента, когда он стал неотъемлемой частью нашей ежедневной работы, ушло порядка трех месяцев. Это то время, когда мы привыкали и учились применять DoggyBag с максимальной пользой: экспериментировали с количеством продуктов, их упаковкой, выстраивали коммуникации с гостями и формировали для себя понимание по ценовому предложению, которое наиболее востребовано в разных городах нашего присутствия. На сегодняшний день продано уже более 31.000 доггибэгов, а это больше 150.000 товаров.

Благодаря сервису мы решили одну из серьезных задач, с которой сталкивались многие годы. Речь о реализации избытков качественной и свежей продукции, возникающих из-за множества факторов в нашем бизнесе. Так как мы работаем с категорией «Fresh», каждый день производим и отгружаем в свои магазины свежую выпечку и десерты, часть продукции остается нереализованной, и мы были вынуждены ее утилизировать. Использование сервиса помогло нам решить данный вопрос, при этом в этичном ключе, предлагая качественный продукт по выгодной цене напрямую целевой аудитории (тем, кто пользуется приложением), и при этом не демпингуя цены внутри торговых точек, за счет применения дополнительных скидок.

Для нас проект DoggyBag — отличный опыт интеграции новых современных сервисов, помогающих компаниям не только решать свои задачи по оптимизации расходов или открытию дополнительного канала продаж. Это еще и ресурс, позволяющий расширять аудиторию социально активных потребителей, привлекать их внимание к нашей концепции и рассказывать о ней, выходя за рамки собственных каналов коммуникации или маркетинговых инструментов и дающий возможность решать этические вопросы, связанные с производством еды, её потреблением и реализацией. Все это сейчас, в новом меняющемся мире, становится как никогда актуально.

 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь