iiko, R_Keeper, Poster: что и почему выбирают рестораторы?
Управление
Учет
Опыт рестораторов

статья

iiko, R_Keeper, Poster: что и почему выбирают рестораторы?

Сегодня от того, насколько четко выстроены бизнес-процессы в ресторанном проекте, зачастую зависит его успех. Решить эту задачу призваны, в частности, различные системы автоматизации. У каждой из них есть свои плюсы и особенности. В этой статье мы собрали мнения тех, кто использует один из трех программных продуктов: iiko, R_Keeper, или Poster.


Петр Лошаков, концепт-шеф MKS Management Company (бренды «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури»)

«Наша компания пользуется системой iiko уже 10 лет. Одно из ее ключевых преимуществ — это функция онлайн-доступа к практически всем продуктам программы с возможностью редакции даже после закрытия периода, а также удобный и логичный интерфейс.

А в последние два года мы плотно работаем с модулем iiko SousChef. После того, как решили для себя, что время отдачи для нас такой же качественный показатель, как выход блюда и его вкус, поставили данный модуль на все станции поварам и на раздачу су-шефу. И теперь у меня есть возможность видеть время отдачи блюд и анализировать, почему его понадобилось именно столько. В том числе благодаря этому я вижу узкие места в технологиях приготовления и в бизнес-процессе взаимодействия зала и кухни, что позволяет напрямую влиять на оборачиваемость столов.

КАК РАССЧИТАТЬ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ СТОЛОВ?

Кроме того, iiko решает одну из ключевых задач: связь кухни и зала, помогая, в частности, определить очерёдность заказа, идентифицировать стол и гостя.

Если же говорить о складском учете, то появляется возможность отслеживания движения каждого товара/ ингредиента блюда. В свою очередь, отчетность позволяет экономически подтверждать гипотезы, а также содержит большой объем полезной информации, необходимой для последующей аналитики».


 Артем Мовсесян, экс-гендиректор петербургского ресторана F11

«Сразу оговорюсь: все, что сейчас скажу, это мое сугубо частное, субъективное мнение. Так вот: как человек, который уже давно не использует напрямую программное обеспечение и получает уже сформированные отчеты от административного департамента ресторана, могу сказать: большую часть своей жизни в ресторанном бизнесе я прожил с компанией UCS — разработчиком программы R_Keeper. У меня сложилось прекрасное мнение об этом продукте. И каждое его обновление — все лучше и лучше, все надежнее и интереснее. В моей картине мира R_Keeper — основная операционная система.

Но в Петербурге мы поставили и используем программный продукт компании iiko, с которым я впервые настолько вплотную соприкоснулся.

Есть ли разница? Да. iiko заявляет более широкий набор функций. При этом часть из них, по моему мнению, пока не особо нужны/не работают эффективно. Я могу сравнить iiko с современным космическим кораблем, на котором есть все. Причем чуть ли не каждая функция разбита на несколько подпунктов, и можно собрать любую аналитику. Правда, на мой взгляд R_Keeper собирает ее понятнее и логичнее. Возможно, я консерватор. Но пока практика показывает: R-Keeper — это реальность, а iiko — космос. 


Владислав Иголкин, фин.директор ресторанов «Мияги», Севастополь

Изначально мы использовали R_keeper, но, когда поняли, что нам нужно масштабироваться и консолидировать данные, решили перейти на iiko. Тогда (около трех лет назад) это не было полностью осознанным решением, но в итоге мы можем сказать, что оно себя оправдало: работать с iiko оказалось намного продуктивнее и эффективнее. Во многом это связано с тем, что у нас стало больше точек: очень большим преимуществом для нас оказалась консолидация всех данных в iikoChain благодаря которой мы можем в моменте видеть операционную деятельность всех ресторанов.


Хотите сравнить все плюсы и минусы iiko и R_Keeper, а заодно и «1С»? Тогда эта таблица вам в помощь:

iiko, StoreHouse5, «1С:Общепит». Что выбрать?


Сергей Усик, совладелец петербургского семейного ресторана Mariniere (by maison de Жиробас)
 
«Из плюсов системы автоматизации iiko могу назвать высокую стабильность системы клиент-сервер: ни одной проблемы за все годы работы. Единственный раз нас подвело «железо». Но особой проблемы это не доставило, поскольку серверная часть продукта использует достаточно надежные технологии. Моего опыта системного администрирования более чем достаточно для поддержания работоспособности комплекса.

Яркий недостаток для меня как активного пользователя различных программных продуктов, а также немного причастного к разработке софта в прошлом, — это крайне слабое внимание к доработке интерфейса. Как складской части, так и фронта. Ты быстро привыкаешь работать «вслепую» и, например, то, что нижние правые кнопки на различных экранах имеют различную ширину без единой для того причины, вызывает у меня искреннее удивление уже лет шесть.

Отдельная песня — это индекс элементов управления во многих диалоговых окнах офисного приложения. Полный хаос для человека, который умеет работать с ПК без постоянного использования мыши. В «Мобильном официанте» всякий раз фокус при открытии стола попадает в «заколдованного» второго гостя. При ведении раздельного счета это ужасно неудобно. Рассинхрон в его локализации тоже вызывает удивление. В моем смартфоне в силу привычки всегда включен английский интерфейс и при добавлении гостя в стол вместо «Гость Х» в счете будет красоваться «Guest 1».

Такие мелочи меня реально поражают, и что еще хуже – исправлений нет. Очевидно у разработчика слабо работает QA и нет какого-либо канала связи с разработчиком – лишь через франчайзи. Один раз попробовал обратиться по какому-то багу, и все желание связываться отпало.

Логика складского учета внедрена крайне подробно. В таком случае трудозатраты для полного следования ей для меня кажутся совершенно излишними. Какого-то упрощенного варианта нет, и приходится что-то изобретать самим. Но опять же, замечу, это актуально лишь для такого самобытного ресторана, как наш. Порой iiko мне кажется этаким «черным ящиком» в который постоянно вносятся данные и для их расшифровки в случае чего понадобится целая комиссия. Так, например, мы не смогли извлечь данные о продажах одного модификатора.

Есть некоторые странности с алкогольными декларациями: при одновременном формировании их за разный период можно получить разные остатки по одной продукции, если для нее было несколько импортеров.

В целом система автоматизации IIKO функционирует достаточно стабильно, и для нас это ее самое важное качество. Однако иногда возникает ощущение, что вместо конечного результата в виде облегчения учета она приносит бесконечный процессинг – эдакий учет ради учета».


Дмитрий Кирилин, управляющий кафе-клуба «Графин», кафе «Старый Мельник» и соучредитель Ассоциации кулинаров Рязанского края:

«Мы с самого первого дня работаем на R_keeper, потому что так исторически сложилось. В первом проекте установили эту систему, а дальше пошло по накатанной. 

Вопрос переходе с R_keeper на Iiko для нас главным образом в «железе»: для работы на iiko оно должно быть помощнее. К тому же, чтобы установить его во всех наших проектах, требуется достаточно солидная сумма, порядка миллиона рублей. Пока, с учетом сегодняшней ситуации в отрасли, такие дополнительные расходы экономически нецелесообразны. Хватает того функционала, который есть.

Надо сказать, что мы автоматизировали свои проекты очень давно, году в 2008-ом, еще в те времена, когда даже не было понимания, зачем нужны и насколько важны цифры и проценты в успехе кафе, баров и ресторанов. Помню даже, как сотрудники тогда сопротивлялись нововведениям. Причем аргументация всегда была и остается одинаковая: компьютер крадет наши деньги, не знаю, как на нем работать и т.д. Так что, переход на новую систему ведения бизнеса происходил болезненно.

Главное, если не единственное, для чего устанавливали, да и по сей день иногда устанавливают, систему автоматизации, — чтобы не воровали, условно, картошку, и не писать чеки от руки. Но на самом деле ее возможности гораздо шире. Автоматизация, например, позволяет сделать ресторанное ремесло бизнесом, то есть осуществлять планирование, бюджетирование и постановку целей. Без статистики все это нереально.

Кроме того, современные системы автоматизации позволяют анализировать полученные данные с помощью различных сторонних программ. Мы, например, интегрировали сервис MOZG. Это дает возможность не держать в штате финансового директора/консультанта. Плюс нам удалось сократить количество задач для маркетолога, поскольку программа позволяет пользовать знаниями лучших российских специалистов в этой области. 

Система автоматизации способна также обеспечить онлайн-контроль ситуации в ресторане практически из любой точки мира. Однако ресторатору необходимо самому разобраться в нюансах системы, чтобы получать действительно максимальный результат.

И еще один ключевой момент, на который стоит обратить внимание: важно, чтобы система автоматизации «писалась» специалистами, не понаслышке знакомыми со спецификой ресторанного бизнеса и создавалась под запрос со стороны профессионалов индустрии, в диалоге с ними». 


Кирилл Мартыненко, управляющий партнер и бренд-шеф сети ресторанов Torro Grill и Boston Seafood:

«Если брать R_Keeper, то в стандартной версии для того, чтобы получить какой-то отчет, нужно потратить около получаса. После того, как мы сами провели апгрейд программы, этот же отчет стало возмоно получить нажатием одной кнопки.

Да, это стоит денег, но экономит кучу времени и облегчает жизнь шеф-повара и других сотрудников, которых пришлось бы при старой версии задействовать. Такая работа — не быстрая, но игра стоит свеч. Есть приложения, позволяющие су-шефу в онлайн-режиме видеть остатки продуктов на складе, а также формировать заказ, проверять заготовки и т.д. Это высвобождает несколько часов времени в неделю, которые он может потратить с большей для ресторана пользой: на кухне или на раздаче».


Игорь Пращенко, управляющий партнёр ресторанного холдинга White Group (Санкт-Петербург): 

«Если говорить об автоматизации бизнес-процессов в ресторанном проекте, то я бы отдельно рассматривал два направления: деятельность склада и работа зала.

Мы, например, в свое время установили складской модуль системы StoreHouse (R_Keeper). Он позволяет нам в режиме онлайн видеть свои остатки, колебания закупочных цен и, как следствие, автоматически показывает изменение себестоимости того, что мы готовим. Это дает нам возможность вовремя реагировать на колебания в цене. Плюс мы можем формировать закупочный лист: скажем, берем оборот в течение недели и видим, какой ситуация была в будние и выходные дни с точки зрения расхода продуктов. Это позволяет спланировать закупку и, как следствие, снизить расходы, а, кроме того, прогнозировать финансовый остаток. (Дело в том, что в отчетах у нас есть своя специфика: ежемесячные отчеты мы закрываем без задолженности по контрагентам. В таком формате для нас очень важен товарный остаток, потому что он в отчете идет у нас полностью оплаченным, из прибыли. Вот почему «колебания» этого остатка отражаются на ней).

Плюс непосредственно в StoreHouse мы ведем финансовую деятельность склада, отслеживаем оборот товара.

Что касается работы зала: R_Keeper позволяет видеть и анализировать статистику работы официантов: статистика продаж по блюдам, по времени, по конкретному официанту; средний чек в будние и выходные дни, утром, днем и вечером и т.д. Для сравнения: iiko создает очень много статистических отчетов. Допускаю, что они кому-то нужны в таком количестве. Мне же достаточно того, что дает R_Keeper.

А еще у нас есть программа, контролирующая работу собственной курьерской службы. И это ПО мы также успешно интегрировали в R_Keeper. 

Вообще доставка у нас появилась давно, примерно 10 лет назад, и я вряд ли ошибусь, если скажу, что мы были одними из первых в Петербурге, кто успешно решил задачу по ее интеграции с R_Keeper. Курьерская программа позволяет отслеживать перемещения курьеров, скорость их работы, дает возможность оператору выстраивать логистику. Кроме того, программа позволяет аккумулировать информацию, поступающую с наладонников, которыми пользуются официанты, принимающие заказы».


Евгений Четвергов, сооснователь бургерной сети «Краснодарский парень».

Что касается ПО, то с точки зрения функционала, что у R-Keeper, что у IIKO, что у Poster он одинаков. Но если говорить о Poster, то мне нравится мобильность и цена. Кроме того, с Poster довольно удобно работать. Система быстрая, что позволяет нам без задержек и эффективно обслуживать гостей за баром, без официантов. У нас такой формат. Плюс для новых партнеров привлекательные финансовые условия: за 40-50 тысяч (а не за 200-300) можно установить кассу и работать. 


Маргарита Давнер, менеджер петербургской сети кофеен CITY COFFEE

«На мой взгляд, основной плюс системы автоматизации Poster в том, что она простая и интуитивно понятная. Бариста-официанты в нашей кофейне тратят минимальное время при обучении работе с терминалом, интерфейс логичен и не перегружен. Админ-панель также позволяет за пару движений мышкой получить все нужные данные. Кроме того, Poster позволяет в реальном времени отслеживать все рабочие процессы в заведении: и приготовление блюд и напитков, и движение товаров и ингредиентов, и все финансовые потоки. Плюс у Poster есть отличная База знаний в форме текстовых и видеоинструкций. 
 
Poster, как мне кажется, оптимален для небольших заведений и сетей. Он позволяет владельцам получать довольно полную аналитику бизнеса и делать это с любого компьютера через веб-браузер или приложение на смартфоне. Простая и удобная облачная касса, которую можно интегрировать с 1С. Легко и детально ведётся складской учёт. Хорошо проработана часть, касающаяся маркетинга: можно создать программы лояльности для разных групп клиентов, прямо в админ-панели запустить акции и настроить систему скидок.
 
 Что касается «тонких мест», то, с учётом специфики нашего проекта, мы столкнулись с некоторыми трудностями при работе с модификаторами (дополнительные ингредиенты, размеры, особенности приготовления). 
Сложность в том, что, если в технологической карте блюда используется модификатор (например, капучино на соевом/ореховом/кокосовом молоке на выбор), то невозможно это блюдо добавить в другую технологическую карту (т.е. такой капучино нельзя поставить, как один из вариантов напитка к завтраку). Но мы придумали подходящее для нас решение этой проблемы: сделали отдельные технологические карты под каждую вариацию напитка и использовали их в нужном модификаторе. Да, получается некоторое дублирование напитков, но при работе с терминалом всё логично и удобно. 
 
Есть еще один нюанс программы: на терминале при приеме поставки пока не реализован поиск по товарам, но, надеюсь, со временем это будет исправлено.
 
Что нужно учесть рестораторам, решившим использовать Poster в своем проекте?  Это очень удачное комплексное решение, позволяющее эффективно работать и экономить время всех сотрудников: владельцев, администраторов, официантов. Прежде чем его выбрать, мы все проверили на практике в течение двухнедельного периода бесплатного использования программы. За это время смогли опробовать основные функции системы, поработать с меню. И, когда перешли на Poster, нам не пришлось заново вносить данные, — всё осталось в аккаунте с пробного периода.

По-моему, Poster — оптимальная система, требующая небольших вложений, но полностью оправдывающая себя. Она постоянно развивается, обновляется и меняется к лучшему. Нам пока не требуются все функции программы, но в будущем, при расширении меню и бизнеса в целом, мы, скорее всего, останемся верны ей».


Остались вопросы? Нужна помощь с подбором прогарммы для вашего ресторана? Если да, нажимайте на кнопку ниже — наши специалисты помогут.

 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь