Поправки в закон о мобильной торговле в России обсуждаются уже несколько лет, но до сих пор так и не приняты. Поэтому фудтраки в настоящий момент подпадают под действие федерального закона № 381: фактически их владельцы не имеют права вести по-настоящему мобильную торговлю и вынуждены арендовать под фургон землю у города (например, в парке) или у бизнеса (например, на парковке перед ТЦ). Теоретически фудтрак может перемещаться с точки на точку — но тогда придется взять в аренду все места для стоянок.
Хорошая новость в том, что региональные власти обладают полномочиями для того, чтобы разрешить работу фудтраков на местном уровне. Некоторые регионы уже давно пытаются решить этот вопрос — с переменным успехом.
Первопроходцем оказался Нижний Новгород: еще в 2018 году местная администрация выпустила постановление, определявшее статус «мобильных торговых объектов» (полный текст тут). Согласно ему, стоянки и маршруты фудтраков должны быть нанесены на специальную городскую схему; их владельцы должны получить (помимо стандартного для общепита перечня разрешений) согласования от департамента архитектуры, департамента благоустройства и дорожного хозяйства и департамента экономического развития.
Летом 2020-го год фудтраки собирались узаконить и в Сакнт-Петербурге, но после двух месяцев обсуждений идея претерпела серьезные изменения: в итоге из-за сложностей земельного законодательства фудтраки решили легализовать не на постоянных основаниях, а лишь в рамках ярмарочной торговли. Но даже в таком виде инициатива сдвинулась с мертвой точки лишь несколько дней назад: 9 июня 2021 года Заксобрание Петербурга проголосовало (пока только в первом чтении) за поправки в закон о ярмарочной деятельности, которые включают фудтраки в список разрешенных ярмарочных форматов (сейчас в него входят только павильоны, палатки и киоски).
Между тем уже с мая в Приморском парке Победы на Крестовском острове заработал экспериментальный фуд-паркинг «Пикник на обочине», где представлены больше 20 гастропроектов. При этом, как отмечает «Фонтанка», фудтраки «замаскрованы» под обычные павильоны, а фудмаркет, который будет работать до 30 сентября, формально разбит на несколько ярмарок — закон в его нынешней редакции разрешает ярмарке работать не больше 30 дней (поправки увеличат этот срок до 60).
Другой фуд-паркинг запустился в начале мая у петербургского Гостиного двора — проект CityZen планировал открыть фуд-паркинг на парковке у Перинных рядов, но в полную силу он пока так и не заработал. Идея создателей была в том, чтобы зазывать туда посетителей с помощью выступлений уличных артистов, но согласовать их с властями в условиях новых коронавирусных ограничений, ПМЭФ и Чемпионата Европы по футболу оказалось практически нереально.
Местные власти начинают выделять места под фудтраки и в других городах — в Перми, Калининграде, однако пока все они фактически смогут работать только в формате стационарных ларьков.
К рынку фудтраков присматриваются как начинающие бизнесмены, которые ищут формат с минимальным порогом входа, так и крупные игроки ресторанного рынка. Однако пока всех их тормозит законодательная неопределенность: многие уверены, что в действительности решить вопрос о мобильной торговле способен только Кремль, и региональные власти тут бессильны. При этом многие эксперты убеждены: участники рынка находятся на низком старте, и, как только дело сдвинется с мертвой точки, этот сегмент будет поделен молниеносно.
Читайте также:
Комментарии