Популярность фудтраков по всему миру в 2021 году продолжает крепнуть. Во-первых, это — часть глобального тренда на еду навынос, а, во-вторых, фудтраки совмещают в себе сразу три слагаемых успеха: продукты, которые хорошо хранятся и легко транспортируются, адаптивность к доставке и возможноть работы даже в условиях коронавирусных ограничений.
Фудтраки — востребованный формат для малого бизнеса, однако в 2020-м году к нему стали пристально присматриваться и крупные компании, которые раньше темой не интересовались. Так, в конце 2020-го года Pizza Hut запустила свой первый фудтрак в Индонезии, а KFC начал тестировать этот формат в Таиланде. Из первопроходцев в России — «ВкусВилл»: совсем недавно стало известно, что сеть собирается протестировать этот формат для торговли хот-догами, бургерами и сэндвичами.
Популярность формата объясняется тем, что он требует минимальных вложений: «СберБизнес» оценивает их в 1 — 1,5 млн рублей — при условии аренды автомобиля и части оборудования. Покупка хорошего фургона обойдется гораздо дороже — в 2-3 млн рублей. Хотя опыт предпринимателей по всему миру показывает, что фудтрак можно сделать практически из чего угодно. Ниже приведем самые яркие примеры — от экзотических до таких, которые вполне можно взять на вооружение в российских реалиях.
- В США и других странах в фудтраки нередко переоборудуют старые автомобили 70-80-х годов запоминающейся конфигурации; старые пожарные, автоцистерны, скорые и т.д.
Естественно, на постсоветском пространстве эта идея тоже используется: особенно повезло в этом смысле «буханке» (YouTube изобилует роликами про переделку стареньких УАЗиков в фудтраки).
А вот такой фудтрак-автобус в 2020-м году продавали в Москве за 2,2 млн рублей:
- В 2018 году у побережья Дубая заработал едва ли не самый люксовый фудтрак в мире — Salt Bay. Формально это плавучий контейнер. Перекусить в нем могут владельцы пассажиры яхт, гидроциклов, водных лыж и других водных видов транспорта: для этого они должны пришвартоваться у Salt Bay и сделать заказ — точно так же, как и в наземном фудтраке. В меню — несколько видов бургеров, есть доставка на гидроцикле. (Учитывая закрытие Турции и туристический бум в Сочи и Крыму — чем не бизнес-план на лето).
- А вот, пожалуй самый выдающийся пример инженерной мысли в этом списке — вьетнамский ресторан-велосипед Ta Di Oto. Он представляет собой трехэтажную сварную конструкцию: на первом этаже — кухня, на втором — бар, на третьем — ресторан, т.е., формально — посадочные места, хотя, глядя на фото, в это трудно поверить. Управляет всей конструкцией один повар-велорикша (тут можно посмотреть видео, которое доказывает, что конструкция действительно ездит).
- Ну и напоследок — напоминание о том, во что может превратиться обычный фургон в руках профессионального дизайнера. Знаменитый Maximus/Minimus — фудтрак в виде огромной стальной свиньи — в 2010-х годах был настоящей звездой Сиэтла. Торговал, как несложно догадаться, свининой, причем в двух вариациях: maximus — с более жирными соусами, и minimus — light-версия. Несмотря на популярность проекта, в 2017-м году владельцы решили его свернуть.
По словам ресторатора Константина Иванова, в России фудтраков пока меньше, чем в одном американском городе; но очевидно, что эта ситуация скоро изменится. При этом российское законодательство к новым реалиям пока адаптироваться не успело: с 2018 года обсуждается закон о мобильной торговле, однако пока он так и не принят. Это означает, что фудтраки пока не могут ездить по городам за своими покупателями; но, как только ситуация сдвинется с мертвой точки, взрывной рост этому формату общепита будет обеспечен.
Читайте также:
Комментарии