Аббревиатура РАО наверняка знакома каждому ресторатору. Истории о том, как представители Российского авторского общества требовали компенсацию от организаторов концертов за исполнение песен несуществующих авторов, забавны, но в целом индустрии не до шуток.
Если договора с РАО и ВОИС (Всероссийской организацией интеллектуальной собственности) нет, то их представители могут прийти в любое время и при помощи скрытой камеры записать факт воспроизведения аудиопроизведений в вашем заведении. А дальше – направить письмо-требование выплаты 20 000 рублей за одну композицию. То есть размер может компенсации достигать и 200 000, всё зависит от терпеливости проверяющего.
При таком развитии событий можно либо выйти на связь и договориться о заключении договора (но часть этой суммы всё же придётся выплатить), либо не делать ничего. Тогда последует обращение в суд, и, судя по анализу практики, с вас эти деньги взыщут. Есть только несколько вариантов, позволяющих склонить весы Фемиды в свою сторону:
- У вас есть договор с правообладателем, который передал вам права на коммерческое использование произведений.
- С момента смерти автора прошло более 70 лет, и на него музыку не распространяются исключительные авторские права.
- Были допущены ошибки при оформлении требования (неправильно указаны авторы или исполнители, на видео отсутствуют посетители, а их должно быть не менее 10).
- Вы работаете со специализированным сервисом, у которого есть договор с правообладателем, и он берет на себя все риски с претензиями авторских обществ.
Крайне необходимо иметь договор с РАО и ВОИС, если вы самостоятельно занимаетесь подбором музыки. Если у вас играют диджеи, «живые» группы, или же гости любят петь караоке, то для этого предусмотрен отдельный договор.
Размер оплаты РАО и ВОИС рассчитывается в соответствии с площадью зала, где звучат произведения. Размер ставок также зависит от формата заведения: от 25 рублей на предприятиях быстрого обслуживания до 54 рублей в ресторанах. Стоимость указана на сайте РАО, но нужно умножить сумму на два, так как договор заключается сразу с двумя организациями.
Кроме отчислений, понадобится ежемесячный отчёт о проигранных треках. Поэтому всё же стоит рассмотреть вариант сотрудничества с профильным партнёром. На рынке музыкальных сервисов есть три варианта взаимодействия:
Заведение оплачивает сервису услуги музыкального оформления и оплату авторских взносов, сервис готовит отчеты и вместе с оплатой прав направляет их в РАО.
- Сервис предоставляет музыкальный контент и права на него, защищает клиента при вопросах от авторского общества.
- Музыкальный провайдер подбирает и транслирует композиции, клиент решает вопрос с правами самостоятельно (заключает договор с РАО и ВОИС).
- От выбранного механизма решения вопроса будет зависеть стоимость. Как правило, выгоднее второй вариант, но каждая ситуация индивидуальна и зависит от расценок сервиса и площади заведения.
Если вы желаете уберечь себя от финансовых рисков, связанных с использованием фоновой музыки, а также подобрать наиболее оптимальный по стоимости и качеству вариант, не пропустите наш вебинар, который пройдет на «Лемма.Плейс» 18 февраля. Там мы разберем конкретные кейсы, сделаем типовые расчёты, ответим на возникшие вопросы.
Читайте также:
Комментарии