Создавая атмосферу в своём заведении, команда, как правило, отдельное место отводит музыке. Этот материал о том, почему песни вашего любимого исполнителя не всегда подходят для конкретного ресторана и какие инструменты помогают решить вопрос с плейлистом на долгое время.
Давайте разделим вопрос два аспекта: музыкальный контент и права на его коммерческое использование. Начнём с основного – с плейлиста.
КАК СОСТАВИТЬ ПЛЕЙЛИСТ
Подобрать музыку, с одной стороны, просто: каждый слушает радио или стриминговые сервисы, обладает какими-то знаниями в части артистов или жанров. Проблема в том, что музыка в заведении – всё же больше инструмент маркетинга. Такой же, как содержание меню, дизайн интерьера, форма персонала. Музыка способна нести непрямой месседж, и лучше доверить её подбор опытному человеку, а не просто меломану. Здесь важен музыкальный вокабуляр и опыт работы в индустрии, понимание, что лучше гармонирует с разными типами аудитории, как меняется настроение зала от утра к вечеру, знание технических нюансов.
Как устроено музыкальное вещание в большинстве заведений? Есть несколько вариантов. Один из самых распространенных – флешка с определенным количеством треков, подобранных знакомым диджеем или сотрудником, у которого есть музыкальные способности. Основная проблема этого подхода в так называемом износе материала. То есть плейлист заучивается наизусть уже через пару недель постоянными гостями и персоналом. Переведем в цифры: 100 внимательно отобранных и обработанных нормализатором (программой, которая выравнивает громкость) треков, – это примерно 400 минут, то есть всего лишь 6,5 часов. Для частного использования вполне неплохо, а вот в ресторане такого плейлиста не хватит даже на один день! Значит, нужно в разы больше.
- Если заказывать такой плейлист регулярно у диджея, то существенно вырастет бюджет (не менее 1000 рублей за час), а сотрудник, скорее всего, растеряет свой энтузиазм, так как разовый вызов превратится в рутину.
- Второй вариант – онлайн-радио («Монте-Карло», Megapolis FM, RadioSparx и другие). Это гораздо доступней, да и вариантов больше, к тому же проблема обновляемости треков, на первый взгляд, не стоит. Среди минусов – реклама (если выбираете бесплатные варианты); бывает, звучит “неформат” для заведения; требуется устойчивый интернет, который, как ни удивительно, есть далеко не у всех. Страшный сон ресторатора, когда в переполненном и оживленном зале повисает тишина или начинаются фризы (подвисания) и заикания.
- Третье решение – использование специальных сервисов. Они начали появляться в последние несколько лет и направлены прежде всего на решение проблем с количеством материала, управлением плейлистом и устойчивостью вещания (есть функция автономной работы). Среди самых популярных – Creative Music, Muzlab, «Бубука», «Гусли».
Что нужно учесть: если нужно поменять плейлист, а у вас сеть из нескольких заведений, могут возникать технические перебои. Зато пользователям дается бесплатный тестовый период, чтобы оценить подбор музыки и надежность работы сервиса. Чаще всего это приложение, которое устанавливается на смартфон либо планшет, также есть вариант использования через браузер на ноутбуке.
КАК СОБЛЮСТИ АВТОРСКИЕ ПРАВА
Итак, у нас есть отличный плейлист, мы подобрали вариант с обновлением, всё устраивает. Как вдруг попадается новость, что одному из коллег был выписан штраф от Российского авторского общества (РАО). Почему?
Всё, что вы ставите в зале с гостями, является коммерческим использованием интеллектуальной собственности. Источник неважен – смартфон, телевизор, флешка. Важно то, что нужно иметь договор с РАО и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) – организациями, взимающими авторские отчисления.
Ставки рассчитываются, исходя их площади зала. Прайс указан на сайте РАО; ставку умножайте на два, так как отчислять нужно ещё и ВОИС. Например: у вас кафе, зал 150 метров2. Значит размер оплаты 5100 х 2 = 10 200 рублей в месяц.
По словам представителей РАО, если автор не изъял права на произведение, значит, они распоряжаются ими на территории РФ, делают сборы и распределяют вознаграждение. Поэтому, делая отчисления, вы, по сути, можете транслировать практически что угодно. Однако необходимо предоставлять в общество отчеты о том, что у вас играло.
Есть и альтернатива - те самые профильные музыкальные сервисы. Их можно насчитать с десяток, большинство помимо музыки предоставляют права на её использование и обязуются в случае возникновения претензий отвечать, в том числе, в суде. Да, будет не такой разнообразный плейлист или может не оказаться тематической музыки (грузинской/украинской/песен для детей), зато у вас появляется компетентный партнёр, и это гораздо выигрышнее по стоимости.
Правовые аспекты и рекомендации по созданию плейлистов (если вы занимаетесь этим самостоятельно) заслуживают отдельных материалов, и мы их обязательно рассмотрим в будущем в формате конкретных кейсов.
Читайте также:
Комментарии