Каждую неделю надзорные органы в России отчитываются о десятках и даже сотнях проверок в заведениях общепита. Кто только не проверяет рестораны и кафе: от Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования до полиции и МЧС.
Так что по умолчанию стоит принять как факт: рано или поздно придут и к вам. В ваших силах лишь сделать так, чтобы эта малоприятная процедура не стала еще и полной неожиданностью.
Как узнать о проверке заранее?
Предстоящие визиты надзорных органов можно и нужно отслеживать. За плановыми проверками можно следить на портале proverki.gov.ru – это единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура.
Почти каждый орган публикует у себя на сайте проверочный лист: по сути это – инструкция для инспектора, там перечислено все, что он может посмотреть при проверке. Эти листы есть в открытом доступе, так что вы тоже можете использовать их для подготовки к визиту инспектора.
К примеру, тут вы можете скачать проверочный лист Роспотребнадора для заведений общепита.
С внеплановой проверкой сложнее. Уведомление о ней отправляется заведению за 24 часа до момента проверки. В плане они отображаются чуть раньше – обычно за три дня до визита инспектора, но отследить это, конечно, крайне сложно.
Однако как минимум нужно ежедневно проверять электронную почту заведения.
Кто может прийти с проверкой в ресторан?
- Роспотребнадзор;
- ФНС;
- Росалкогольрегулирование;
- ФМС;
- АТИ;
- МЧС;
- полиция;
- прокуратура и многие другие…
Что делать, когда проверка уже пришла?
- Попросите проверяющих представиться, запишите данные в журнал проверок.
- Проверьте документ, на основании которого пришли. Обратите внимание на адрес.
- Сравните данные о проверяющем в документе с его удостоверением.
- Закройте доступ к документам, не относящимся к проверке.
- Контролируйте проверяющих, не упускайте их из поля зрения.
- Узнайте реальную причину проверки.
- Заполните протокол мероприятия. Обязательно отметьте в нам все нарушения, если таковые были допущены в ходе проверки.
- На практике, если протокол подписан без возражений – избежать штрафа практически невозможно. Так что не стесняйтесь писать даже о мелких нарушениях инспекторов – так легче будут оспорить постановление в целом.
И несколько общих советов:
- В идеале – оперативно пригласите своего юриста. Попросите инспектора дождаться его и не начинать проверку, если есть такая возможность.
- Ведите себя спокойно и дружелюбно. В подавляющем большинстве случаев инспектор не имеет ничего лично против вас и вашего заведения, это его работа.
- Ни в коем случае не прикасайтесь к проверяющим, не препятствуйте физически их проходу в помещение, если у них есть основание для доступа.
Эти основания могут быть разными:
- Обыск, выемка – при таких мероприятиях вы не имеете права препятствовать. Проверяющие имеют право на полный доступ, в том числе могут вскрывать любые сейфы.
- Обследование – при нем сейфы вскрывать не могут, но могут просить вас предоставить доступ. Правда, вы моете ненароком потерять ключ.
- Ведите журнал учета проверок и назначьте ответственного за него. В журнале должны быть отражены:
- дата и время начала и конца проверки,
- наименование проверяющего органа,
- тип (проверка или обследование),
- основание проверки (документ, который вам показали в начале визита),
- цель проверки;
- характер (плановая/внеплановая),
- ФИО проверяющих, должность, удостоверение (фотографировать нельзя, переписать можно).
- Если проверяющие допускают нарушения – фиксируйте их всеми возможными способами. Идеально, если у вас в помещении есть камера наблюдения с записью звука. Также все сотрудники имеют право снимать происходящее на телефоны (конечно, в лицо инспекторам их лучше не совать, чтобы лишний раз не обострять ситуацию).
На основании видео- или аудиозаписи будет легче отменить ошибочно выписанные постановления о штрафах.
Составлено по материалам доклада члена юридического совета ФРиО, адвоката Романа Захарова в рамках конференции «Закон и порядок».
Читайте также:
Комментарии