Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Андрей Ковалев: «Я делаю революционный, хайповый проект»
Опыт рестораторов

интервью

Андрей Ковалев: «Я делаю революционный, хайповый проект»

24 мая 2018
1427
7 мин

В России появился новый крупный ресторатор. Девелопер, музыкант и организатор концертов Андрей Ковалев открывает на месте торгового центра «Подсолнухи» самый большой фуд-корт Москвы. Кроме 100 гастроконцепций здесь заработает концертный зал-трансформер, кинотеатр и детский центр. За счет низких арендных ставок будут низкие цены на еду и напитки, а вход на концерты, лекции, фестивали будет бесплатным. ЛЕММА выяснила, зачем Ковалеву этот проект и когда он окупится при таком подходе.

В Москве фуд-корты открываются один за одним. Бывший директор Даниловского рынка сделал StrEat, появился Центральный рынок и так далее. Вы поэтому решили открыть свои «Подсолнухи Art & Food» — потому что модно и есть спрос?

Видите ли, я человек, который любит разнообразие. Есть люди, которые приходят в ресторан, заказывают огромный стейк, салат, две бутылки вина и сидят весь день. А я люблю всего по чуть-чуть — чтобы как в Испании: взять тапас в одном месте, потом в другом. Фуд-кортов действительно вроде бы много. Я как-то вдруг их стал замечать: Даниловский, Усачевский рынок, другие места. Сходил, посмотрел. Прикольно, мне нравится идея. Но! На Даниловском шикарный стейк за 2000 рублей, а красного вина нет. Это как-то неправильно, думаю. Походил, купил что-то, но больше получаса там делать нечего, скучно. И архитектура такая совково-убогая. А в это время у нас на территории, где «Подсолнухи», открылась станция МЦК «Бульвар Рокоссовского».

Это вроде наземного метро.

Почти. Приезжаю, смотрю, у нас трафик. Потенциально МЦК привлекает до миллиона человек. У меня KFC взял площадь в аренду, потом «Бургер Кинг», «Макдоналдс» попросился. Я думаю: минуточку, у меня огромное пространство, 7 000 метров, из которого можно сделать концептуально самый большой фуд-корт в России. Но в отличие от остальных организаторов фуд-кортов, я серьезно связан с шоу-бизнесом. Значит, здесь же можно делать концерты, рок-фестивали, и все с живым звуком. Я сторонник живого звука. Начал изучать тему и стал потом говорить, что такой концепции нигде в мире нет.

Прямо вообще нигде?

Ну да. Мне говорят: а вот рынок Time Out в Лиссабоне — как твой. Действительно, есть такая большая гастроферма, где по субботам концерты. А у меня-то с утра и до утра концерты!

Для кого концерты, какую публику ждете?

Я придумал такую концепцию. Если Даниловский, Усачевский, Центральный для богатых людей, я сделаю для бедных. Как? Арендные ставки будут гуманными: от 3 000 до 9 000 рублей за квадратный метр в месяц. Это раз. Сделаю свободный вход на концерты, стендапы, рок-фесты, рэп-баттлы, кантри-фесты. Будут лекции типа «Как добиться успеха», детские спектакли.

Бар открою свой, поставлю пивной заводик. Будет недорогое пиво, алкоголь. И сделаю все красивое — не забывайте, что я в прошлом художник по интерьерам. Обычно у нас если заведение дешевое, то там просто неприятно находиться, а я все сделаю дорого-богато. Туалеты в «Подсолнухах» самые красивые в Москве. Я даже хотел такую рекламу сделать — фото наших туалетов и рядом фото туалетов других площадок, пусть коллеги не обижаются. И посыл: ребята, вы все поняли? Ну и раз все дешево, будет усиленная охрана. Чтобы никакого быдла, никакого «слышь, пацан, дай закурить».

Можно уточнить, насколько дешево?

Допустим, суп фо бо на Даниловском 350 рублей, а у нас такая же порция стоит 250. Настоящие вьетнамцы делают, совсем по-русски не говорят. И так во всем. У меня пиво хорошее не по 500 рублей, а по 100, а крафтовое со своего заводика — 200 рублей.

А кто будет у вас выступать, откуда столько музыкантов, чтобы круглосуточно играли?

Я хочу сделать культовое место для молодых музыкантов, которые играют вживую. У нас же очередь стоит из молодых групп, которые уже хорошо играют. Им просто негде выступить. Если мне сначала тяжело было сдавать в аренду, потому что у меня в гастрономическом мире нет имени, то музыканты меня отлично знают, а я их. У меня, кстати, бесплатно работает пять репетиционных баз лет десять уже. Через них много групп прошло. Мне каждый день пишет 15–20 человек, которые хотят у нас играть.

С точки зрения помещения — что это такое? Что перестраиваете?

Сначала это был автопарк, потом торговый центр «Подсолнухи». Пока мы запускаем первую очередь, 46 кафе уже сдано. Сейчас уже огромное количество желающих, реклама, сарафанное радио сыграли роль, мне лично 3-5 человек в день пишет, хотят взять площади в аренду. Мы говорим, что у нас будет 100 точек. Конечно, будут двойные, тройные концепции: две-три бургерных, две-три пиццерии.

Я вообще хочу сделать место, где молодежь могла бы интересно и культурно проводить время. Где было бы безопасно, красиво, чисто. Мне уже стритрейсеры и байкеры говорят: ну открывай быстрее, нам ночью некуда заехать. «Макдоналдс» уже надоел, клубы — не то, а в понедельник-вторник вообще все закрыто.

Я правильно понимаю, что вы владелец этого проекта?

Я 100-процентный владелец и помещения, и бара. Весь дизайн тоже лично мой. От того проекта, что изначально рисовала архитектор, ничего не осталось. Я несу полную ответственность за то, что там будет.

Название «Подсолнухи Art & Food» окончательное? Просто сначала говорили о проекте «Квартал № 9».

Да сотни названий было. И «Квартал № 9», и «Гастротуса», и «Рельсы». Остановились на «Подсолнухах Art & Food», тестировали на разных фокус-группах, чтобы не было отторжения. Скрывать не буду, я бы сейчас другое название выбрал. Название и даже расположение сами по себе мало что значат. Помните, был клуб «Слава» на шоссе Энтузиастов? В центре много других хороших клубов с цепляющими названиями, но все ехали туда, и там стояли «роллс-ройсы», «майбахи», «бентли». Вроде как окраина, а публика вся там. Почему? Открою секрет: потому что там всегда девушки. А где девушки, туда обязательно приедут парни. И у нас маркетинговый ход: два бокала шампанского по студенческому билету для девушки бесплатно. Плюс у нас безопасно, никто не тронет, никто не будет домогаться.

У нас вообще огромный маркетинговый бюджет. Это мой личный проект, и я на рекламу, на мероприятия, которые приведут людей, денег жалеть не буду.

Когда все заработает?

С 18 мая мы работаем каждый день. Программа концертов расписана на два месяца. Это первая очередь. В середине июня сделаем официальное открытие, как раз мой день рождения будет. Думаю, что на мой проект люди будут с утра занимать очередь. Я не шучу. Сейчас там активная стройка, арендаторы строят свои точки. Конечно, трагедия в Кемерове повлияла на то, что мы усилили меры противопожарной безопасности. Смонтирована спринклерная система пожаротушения, сигнализация, поставили огромное количество огнетушителей. У нас все находится на первом этаже с девятью эвакуационными выходами, а детский Лего-центр я перенес из центра зала к выходу.

Сколько там посадочных мест?

Сидячих мест больше 500, всего могут прийти около полутора тысяч человек. Я хочу, чтобы человек пришел на 3–5 часов, выпил пиво, съел бургер, послушал концерт, познакомился с девушкой, пошел с ней кальян покурил, еще выпил, потом фильм посмотрел. Это такой маленький город, закрытый от непогоды. И, кстати, не забывайте, что это социальный проект. Я создал огромное количество рабочих мест для бизнеса. В Лондоне вы идете по городу и видите массу небольших точек, которые сдаются в аренду под кафешки, магазинчики, ресторанчики. В Москве я по Ходынскому полю недавно ездил и не нашел ни одного кафе: жилые кварталы, офисы не для людей. Создавая такие места, мы даем возможность маленьким кафешкам открыться. Плюс я поддерживаю молодые группы, которые имеют возможность не только репетировать у меня, но и выступать. В-третьих, я работаю для бедной молодежи, должен кто-то подумать и о небогатых людях, а не только об олигархах. Наконец, это развитие спальных районов, вокруг станций МЦК должна начинать кипеть жизнь. Я знаю, что и правительство Москвы этим озабочено.

А по какому принципу вы отбираете арендаторов? «Макдоналдса» у вас не будет, так получается?

В основном это не сетевые заведения. В начале, когда было немного желающих, мы запустили, может, не совсем правильных арендаторов. Сейчас у нас есть возможность выбирать. Мне очень важно, чтобы арендатор снижал цены, раз у них аренда в 2–6 раз ниже, чем на других площадках. Вот мы долго выбирали пиццу. Потому что или дешевая, но полная хрень, или вкусная, но дорогая. И мы ищем компромисс: чтобы вкусно и недорого. А «Макдоналдс», конечно, совсем не в нашей концепции. С «Бургер Кингом» мы расторгли договор по той же причине. Но у нас на территории остался KFC, его хозяин, франчайзи — мой друг, я не могу с ним так поступить.

Чтобы стать арендатором в «Подсолнухах», должно быть недорого, не сеть, что еще?

Это должно быть недорого, но это должно быть сделано из качественных продуктов и прикольно. И очень для меня важно — чтобы люди горели. Я не хочу тех, кому папа дал денег на точку, чтобы хоть чем-то заняться ребенку. У нас открыть полноценную точку стоит 500–600 тысяч, максимум миллион. Я предоставляю электричество, канализацию, вентиляцию, даже жироуловители дарю. Надо только сделать внешний дизайн и поставить оборудование. И я любому, кто хочет открыть кафе или ресторан, посоветую: открой сначала у нас. Возьми хоть пять метров, потренируйся, не рискуй. На это 300–400 тысяч хватит.

Это масштабируемый проект?

Я планирую четыре таких площадки в Москве. С музыкой, но чуть поменьше. Еще будут «Подсолнухи» в Питере, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Я уже подбираю помещения.

И везде будет дешево и молодежно?

За пятьсот рублей можно будет поесть, выпить и послушать музыку. То есть я примерно ориентируюсь на кинотеатр. Вот сколько человек тратит на билет и попкорн в среднем, столько же он должен по минимуму тратить и здесь. То есть я хочу, чтобы ко мне приходили студенты, менеджеры, у которых в кармане 300, 500, 1000 рублей — и для них 33 развлечения.

У нас соответствующий креативный подход. Бармены с татуировками, пирсингом, бородами, они любят поболтать и поприкалываться. Пока не всех таких нашли. Ну и девчонки на ресепшене тоже с пирсингом, с зелеными, синими волосами. Типичный выступающий в «Подсолнухах» — группа «Пошлая Молли» образца прошлого года, когда она только набирала популярность. Она, кстати, первый концерт дала в моем клубе, с меня началась ее популярность.

Ты писал, что у российских звезд есть планы открыть свои кафе у тебя. Кто-нибудь уже стал арендатором?

Звезда «Универа» Андрей Гайдулян, Кириллл Емельянов, Алексей Панин. За всеми скандалами Панина в ресторанах стоит, например, то, что повар неправильно болоньезе делает. И вот он мечтает открыть маленький ресторан итальянской кухни. Причем в его понимании итальянская кухня — это дешевая кухня, которая делалась из остатков, это еда для бедных людей. Он хочет вернуться к истокам. Даже Катя Лель хочет открыться, но она за здоровое питание и так далее.

Логично спросить про экономическую целесообразность. Через сколько лет должен окупиться этот проект?

Если бы я хотел получить здесь только прибыль, я бы взял 1000 квадратных метров, сделал типовой фуд-корт из г**** и палок, сдал в аренду и, не тратя денег на рекламу, зарабатывал на местном трафике. Но я же революционер по натуре. Я делаю революционный, хайповый проект, который станет культовым. Не очередной фуд-корт, которых будет еще сто штук, из них половина разорится.

За 10 лет окупится?

Возможно. Я не боюсь, что он окупится не раньше чем через 10 лет. В масштабе моих возможностей это маленький проектик, но он мой, личный. Меня спрашивают: «Андрей, а кто у тебя управляющий?» Я сам управляющий, и мне это нравится. Да, проблем у меня море здесь, что-то я торможу, обдумываю по неделе. Сцену, например, шесть раз передвигал, пока она не заняла идеальное место. Я набью огромное количество шишек, я знаю. Но мне это нравится. Все будет как в Лас Вегасе, чтобы украсить серую Москву: яркое, цветное, сверкающее.
 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь