С помощью маркетинговых исследований в ресторанной сфере можно решать самые разные задачи: от подготовки к запуску нового проекта до решения текущих вопросов в работе заведения. Например, протестировать новую позицию в меню, понять причины оттока гостей или падения продаж и оценить эффективность рекламной компании,
Проводить такие исследования без помощи агентства или нанятого специалиста можно в случае, когда:
- В ресторане есть компетентные в этом вопросе сотрудники.
- Необходимо быстро получить данные по простым вопросам (например, понять, будут ли гости покупать ту или иную позицию из меню).
- Необходимо проводить регулярный мониторинг цен и активности конкурентов.
Прежде чем приступать к самостоятельному маркетинговому исследованию, обязательно нужно определить: как должны выглядеть его результаты и ответы на какие вопросы необходимо получить?
Если для исследования выбрана форма опроса(анкетирования), проводить его можно в онлайне или офлайне. Вот несколько сервисов для самостоятельного создания опросов:
- Google Forms. Бесплатный, количество анкет не ограничено. Результаты можно представить в виде графика или таблицы.
- «Яндекс. Взгляд». Умеет находить подходящую аудиторию по данным из CRM или из «Яндекс. Аудитории». Минус в том, что все опросы проходят модерацию.
- SurveyMonkey. Главное преимущество в том, что опрос на этой платформе можно провести очень оперативно, например, прямо во время совещания. Есть бесплатная и платная версии, аналитика, брендирование. Минус: нельзя вставлять медиафайлы.
- Anketolog. Есть бесплатная и платная версии, брендирование, отчеты, аналитика, шаблоны, конструктор форм.
- Simpoll. Есть бесплатная и платная версии, брендирование, конструктор вопросов; нет шаблонов анкет.
Структура бланка анкеты:
- Вводный блок. В нем нужно представиться, объяснить, для чего проводится это исследование, сколько примерно времени оно займет и сообщить о конфиденциальности данных. А также указать, каким образом заполнять анкету (выбрать один/несколько вариантов ответов, дать ответ в свободной форме и.т.п.)
- Вступительные вопросы: они должны ввести респондента в тему исследования, подготовить ег ( например, «Как часто вы ходите в ресторан?», «Когда были в ресторане последний раз?»).
- Основная часть: сюда входят все вопросы по теме исследования. Самые сложные вопросы лучше оставлять на вторую треть (середину) всего анкетирования.
- Демографические вопросы (пол, возраст, город и т.д.). В онлайн-опросах эта часть может находиться в начале опроса.
- Благодарность за пройденный опрос.
Какие бывают вопросы:
Закрытые: человек может выбрать один из предложенных вариантов:
«Заходили ли вы раньше в этот ресторан или это ваше первое посещение?»
а) да, заходил раньше
б) нет, это мое первое посещение
Полузакрытые: есть варианты, но человек может добавить свой:
«Каким образом вы добирались до ресторана?»
а) метро
б) наземный общественный транспорт
в) такси
г) личный транспорт
д) другое (запишите)
Открытые: человек должен вписать ответ своими словами:
«Что именно вам нравится в нашем ресторане?»
Ваш ответ:
О чем бывают вопросы:
О фактах («Сколько вам лет?»)
О знаниях («Знаете ли вы, что в нашем ресторане есть доставка?»)
О мнениях, мотивах («Что именно вам не нравится в этом ресторане?»)
Главные принципы формулирования вопросов:
- Вопросы и ответы должны быть составлены на понятном для респондента языке. Не употребляйте сложные формулировки и без необходимости не используйте специальные термины.
- Не используйте неопределенные слова (много, мало, часто редко).
- Положительные и отрицательные ответы должны быть уравновешены, последовательно расположены.
- Смотрите, чтобы варианты ответы не пересекались и не дублировали друг друга
- Будьте объективны, не навязывайте свое мнение.
После окончания опроса наступает этап обработки и интерпретации данных. Это можно делать с помощью специальных статистических программ (например, SPSS), а можно использовать Excel ( для этого необходимо кодировать варианты ответов и выявить процентные соотношения по каждому вопросу).
После получения результатов исследования нужно перевести их на язык поставленных изначально задач. А уже затем сформулировать выводы и составить план действий для корректировки выявленных проблем.
Текст составлен по материалам вебинара Анны Савиновой, посмотреть его полностью можно тут.
Читайте также:
Комментарии