Пожалуй, главное, и уж точно — самое обсуждаемое событие в российском ресторанном бизнесе начала ноября — это конфликт «Додо пиццы» и ее основателя Федора Овчинникова со своим франчайзи в Ярославле Евгением Ткачевым. 16 ноября на ютуб-канале Андрея Ковалева «Ассенизатор» прошла двухчасовая дискуссия с участием главных действующих лиц (Овчинникова и Ткачева), а также других известных представителей индустрии — владельца «Теремка» Михаила Гончарова, основателя «Мяса&Рыбы» Сергея Миронова, президента ФРиО Игоря Бухарова и других.
Эфир задумывался как медиация, но договориться у сторон не получилось: они намерены продолжить выяснение отношений в суде. При этом саму дискуссию многие называют важнейшей для франчайзингового рынка в России.
Смотреть это двухчасовое реалити-шоу и правда увлекательно; но для тех, кто хочет разобраться во всем побыстрее, мы сделали небольшую выжимку ниже.
Что произошло:
1 ноября управляющая компания «Додо пиццы» закрыла четыре пиццерии в Ярославле, принадлежащих Евгению Ткачеву. Причина — многочисленные (больше 60) нарушения со стороны франчайзи: речь шла как о стандартах качества «Додо», так и о нормах СанПиНа ( в т.ч. перемаркировке продукции и использовании просрочки).
Ткачева уведомили о расторжении договора коммерческой концессии за полгода до этого (19 мая) и дали возможность продать пиццерии «более эффективному собственнику». Он выставил 4 пиццерии за 150-180 млн рублей, но продать их не смог.
Ткачев счел расторжение договора неправомерным и подал иск в арбитражный суд Москвы. Первое заседание прошло 17 ноября, второе назначено на январь
В чем претензия франчайзи
Ткачев обвинил «Додо пиццу» в рейдерском захвате бизнеса: по его словам, у него пытаются отнять бизнес после того, как он поставил его на рельсы и вывел в плюс. Он заявил, что проверки в его пиццериях проводились необъективно, а все реальные нарушения были быстро устранены.
Он также обвинил франчайзера в том, что тот помешал ему продать бизнес: управляющая компания не стала публиковать объявление сама и запретила делать это на открытых площадках. Несмотря на это, Ткачев нашел покупателя, который был готов заплатить 150 млн — но «Додо пицца» ему отказала. После чего УК предложила выкупить заведения по цене в 2,5 раза ниже той, что выставил Ткачев (т.е. около 45-60 млн рублей).
Какая позиция у Федора Овчинникова и «Додо пиццы»
После очередной проверки управляющая компания «Додо пиццы» пришла к выводу, что работа пиццерий в Ярославле угрожает бренду в целом, и сообщила Ткачеву о расторжении договора, дав ему время на продажу бизнеса, а позже продлив срок еще на три месяца. УК считает, что цена в 150-180 млн рублей была ничем не оправдана: суммарная выручка всех четырех заведений составляет 8-9 млн рублей. К тому же, Ткачев предоставил УК «лживый» (по словам Овчинникова) отчет P&L: в нем была указана выручка в 25%, при том, что по словам основателя «Додо пиццы», норма рентабельности для этого бизнеса составляет 10-15%. Именно по этой причине УК отказалась продавать ярославские пиццерии под своим брендом.
Кроме того, со стороны Ткачева, как утверждают в «Додо», осенью им стали поступать угрозы депутатскими и налоговыми проверками и черным пиаром. Поэтому УК решила срочно прекращать работу с Ткачевым и вывести конфликт в публичное поле.
Что касается обвинений в попытке рейдерского захвата, Овчинников подчеркнул, что франчайзинг — главная стратегия развития для бизнеса «Додо», и концентрировать управления в руках узкого круга партнеров — не в его интересах: если начнется кризис управления, это может очень плохо сказаться на финансовых результатах.
Мы заинтересованы только в одном: в том, чтобы наши партнеры были эффективными собственниками. Чтобы пиццерии росли, а мы получали больше роялти с выручки».
Федор Овчинников
Официальные и очень подробные разъяснения от «Додо» можно почитать здесь.
В целом, по словам Овчинникова, в сложившейся ситуации для «Додо» нет ничего исключительного: за последние 3 года по инициативе УК было расторгнуто порядка 10 контрактов. Но в этот раз ситуация впервые не решилась мирно, а вылилась в публичный конфликт.
Что еще почитать про этот конфликт:
Разбор конфликта и возможные трансформации бизнеса «Додо» в связи с ним — на MarketMedia.
Статью с говорящим названием «Додо пицца»: Троянский конь, финансовая пирамида или безобидная франшиза» на сайте «Русбанкрот»; «Додо пицца» в своем отчете называет статьи этого ресурса заказными.
Реакцию других франчайзи на VC: в основном все поддерживают Овчинникова.
Почитать еще про франчайзинговый рынок в России:
-
Шесть советов перед продажей франшизы. Подводные камни и полезные лайфхаки
-
Франшиза простыми словами. Юридические аспекты, которые важно знать ресторатору
Комментарии