Мотивация сотрудников – основа любого бизнеса, а в ресторане или кафе, где впечатление гостей определяет в первую очередь качество обслуживания и атмосфера в заведении, оно играет особую роль. Эффективным инструментом мотивации может служить игрофикация — и не только в виде уже привычных всем рейтингов и «досок почета», но и в виде интересных квестов, онлайн-обучения в виде интервальной сессии с увлекательным сюжетом, поиском артефактов и сбором бонусов.
Но прежде, чем говорить о мотивационных играх, предлагаю сделать шаг назад и посмотреть на процесс мотивации в целом. Представьте ослика, крепко привязанного к забору, которого манят морковкой. Предложить ему «морковку», некие бонусы, не составляет труда (хотя и здесь стоит уделить внимание предпочтениям сотрудников). А вот как разобраться с вторичными выгодами, «крепкой веревкой», которая порой ставит крест на самых замечательных мотивационных программах? Ведь часто сотруднику проще и комфортнее остаться в бездействии, чем рискнуть получить негативный опыт.
Конечно, бывают просто ленивые сотрудники, которые не хотят получать новую информацию и чему-либо учиться. Но гораздо чаще людей останавливает страх перед отрицательными эмоциями, боязнь получить удар по своей самооценке, попасть в неожиданную или конфликтную ситуацию или вызвать недовольства руководства.
Игра отлично работает на преодоление этих препятствий. Отработка неприятных моментов идет в легкой форме; появляется интрига и азарт, сами собой возникают неожиданные решения и веселые ситуации. Страхи снимаются, а навыки при этом отрабатываются и запоминаются, так как это не скучное заучивание, а действие.
В случае падения интереса к корпоративному обучению, явного снижения мотивации, хорошо работают игры, где игроков перемещают в другую эпоху или кардинально меняют ситуацию, проводя игру по сюжету, например, фэнтези или апокалипсиса: официант из модного заведения превращается в полового из трактира 19 века, работающего только за «чай»! Игроку приходится внимательно относиться к посетителям, чтобы продвинутся в игре, осваивать навыки гостеприимства.
Снимаются рамочные суждения, хорошо преодолевается нездоровый перфекционизм, а то, что руководители заведения уже отчаялись донести до своих сотрудников, в процессе игре бывает наконец услышано. Ведь смешно спорить с кубиком, который «выбросил» тебе задание, а сказочный сюжет – самая древняя форма передачи информации.
Для повышения мотивации хорошо использовать игры, где сотрудники сами создают мотивационные программы (ту самую «морковку») и способы их внедрения. Можно также провести конкурс среди персонала на создание несложной игры для гостей по поводу сезонного праздника или другого мероприятия. Это очень хорошо будет воспринято сотрудниками поколения Z, которых среди официантов составляет большинство. Ведь игрофикация – это один из маркеров этого поколения. И демонстрация меню с использованием дополненной реальности (это тоже один из примеров игрофикации) также будет более интересна таким сотрудникам, а значит повысит их мотивацию в работе.
По большому счету есть всего три источника мотивации для персонала: время, деньги и эмоции. Сотруднику могут быть неинтересны денежные бонусы, если он, к примеру, боится столкнуться с неприятными эмоциями. Официантка, у которой маленький ребенок, не захочет задерживаться после смены ради чаевых, так как ей дороже время, проведенное с ребенком. Кому-то из сотрудников могут быть очень важны благодарственные слова управляющего на общем собрании, а кому-то куда приятнее просто деньги в конверте.
Поэтому в крупных сетевых проектах очень хорошо проводить игры с управляющими на умение мотивировать сотрудников с использованием этих трех ресурсов (деньги, время, эмоции), которые должны находиться в балансе.
И, конечно, ничто так не зажигает мотивацию в команде, как общая цель. Найти личные цели сотрудников и объединить их в командную цель также возможно в игре.
Мотивация и создание командного духа – одни из самых сложных вопросов для руководителя в любом бизнесе и залог его динамичного развития. Особенно это важно в наше непростое время, когда люди находятся в стрессе, сотрудникам и гостям зачастую сложно сохранять эмоциональную стабильность, что повышает вероятность возникновения конфликтов, очень велика неуверенность в завтрашнем дне. Игра – это всегда немного детство, волшебное перемещение в другой мир, где нет реальных сегодняшних проблем, где ты можешь победить злого волшебника, найти клад и стать героем. И выйти из игры с восполненным эмоциональным ресурсом и новым взглядом на ситуацию.
Игра – это прекрасный способ сплотить команду и двигаться вперед, несмотря на все сложности текущего момента.
Читайте также:
-
Игры с доставкой. Как увеличить число заказов при помощи геймификации
-
Игры с персоналом. Сценарии, которые помогают увеличить продажи в ресторане
Комментарии