Инструкция: как ресторану защитить свой бренд в кризис
Юр.вопросы
Брендинг

статья

Инструкция: как ресторану защитить свой бренд в кризис

29 дек. 2020
127
0 дочитываний
4 мин

О юридической защите своего бренда не стоит забывать никогда, а особенно – в период нынешнего кризиса. Активные предприниматели всегда пребывают в поиске и реализации новых идей, будь то усиление текущих проектов или открытие новых компаний с отдельной структурой, продуктом и торговой маркой.

Итак, руководитель выбрал новое направление для диверсификации своего бизнеса или повышения его устойчивости. Что в этой ситуации делать менеджеру по развитию, рекламе, брендингу? Вне зависимости от того, что это за идея, первым делом – продумать юридическую защиту.

Если для вас кризис стал временем тестирования новых идей и реализации новых направлений, то наши практические рекомендации помогут вам подготовиться к развитию.

  • Проверьте наличие товарного знака. Для резидентов правовой статус должен быть отражен в реестре товарных знаков Роспатента. Для нерезидентов – тот же реестр Роспатента, либо реестр международных знаков с указанием об охране на территории России. Товарный знак должен быть действительным. Поддерживать правовой статут несложно, так как продление осуществляется один раз в каждые 10 лет.
     
  • Убедитесь, что данные правообладателя соответствуют действительности. Частая ошибка – забывают указать измененный юридический адрес.
     
  • Убедитесь, что правообладатель использует товарный знак. Вторая распространенная ошибка правообладателей – «держать» товарный знак как нематериальный актив у одного правообладателя, тогда как действительным пользователем является другое лицо. Если это ваш случай – заключите между правообладателем и пользователем лицензионный договор. Это нивелирует риски аннулирования за неиспользование товарного знака.
     
  • Кроме правового статуса, убедитесь в объеме охраны. Объём охраны ограничивается перечнем МКТУ (международная классификация товаров и услуг, применяемая для регистрации товарных знаков и знаков обслуживания). Перечень МКТУ должен покрывать задачи нового направления, которое начинает компания или индивидуальный предприниматель. Виды товаров и услуг, перечисленные в перечне, указывают на то, в каких видах деятельности охраняется товарный знак.
     
  •  Для сферы общественного питания применяется услуги 43 класса МКТУ. Сюда входят такие рубрики, как «Закусочные; Кафе; Кафетерии; Рестораны; Рестораны самообслуживания» и иные. Но в 2020-м году, когда у многих предпринимателей возникла необходимость осваивать или развивать ранее не используемые либо используемые неактивно направления, в регистрацию заявок включали и иные виды деятельности, связанные с доставкой (39 класс МКТУ), производством продуктов питания и напитков (29, 30, 32 классы МКТУ), продвижением и продажей продуктов с помощью собственных сервисов, сайтов и приложений по доставке (39, 35)


Итак, если товарный знак действует и покрывает новые и текущие направления в бизнесе – можно не бояться, что третье лицо обратится с претензией или иском о нарушении прав и потребует возмещения (до 5 млн рублей). Оснований для таких требований нет, если права на знак принадлежат вашей компании.

* * *

Иначе обстоит дело, если товарного знака нет и новое направление запускается в неочевидных рисках. В данном случае стоит подготовить заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент. Затраты на установленные пошлины по регистрации будут в разы меньше, чем среднестатистическая компания из области ресторанной сферы тратит на рекламу и продвижение. Следующие рекомендации помогут сделать эту работу легче:

  • Словесный элемент (название, слово, словосочетание) должен быть написан едино: одним шрифтом, одним размером, одним цветом, без выделений. Дополнительно может быть рекомендовано написание букв одним регистром, или же первая буква может быть заглавной. Это связано с тем, что если визуально части слова или слова будут различными, то это даёт экспертизе возможность противопоставлять знаки по каждому элементу.


Пример: «Зелёный Фургон». Тут экспертиза может противопоставить знаки «Зелёный фургон», «Зелёный» и «Фургон». Но если элемент пишется «ЗЕЛЁНЫЙ ФУРГОН», то тут экспертиза будет искать только по совпадениям двух слов.

  • Неохраняемые элементы или те слова/словосочетания, которые так или иначе описывают деятельность компании. Например, «домашняя кухня», «грузинский ресторан», «правильное питание», «камчатские продукты» и другие. Такие названия могут быть включены в регистрацию, но только как неохраняемые. При этом необходимо, чтобы изображение (графика логотипа) занимало доминирующее положение. Это значит, что картинка должна быть больше по размеру, чем словесный элемент.


Старайтесь выбирать те названия, что будут охраняться в товарном знаке, это укрепит монополию бренда на рынке.
 

  • Регистрировать знак нужно в том виде, в каком планируется его использовать. Не рекомендуется включать в заявку несколько вариантов написания слова или несколько вариантов картинок. При возникновении спорных ситуаций такая регистрация неспособна защитить и доказать использование бренда. Если планируется использование бренда в нескольких вариациях, то лучше регистрировать несколько товарных знаков или выбрать самый популярный вариант, который и будет использоваться.
     
  • Важно корректно подобрать класс МКТУ и указать конкретные товары и услуги, на которые будет получена правовая охрана. От этого будет зависеть объём выданной охраны, а также успешность регистрации товарного знака в Роспатенте. Учитывая, что товарный знак действует бессрочно при продлении каждые 10 лет, при  выборе МКТУ лучше учитывать перспективы введения новых товаров и услуг на 3-5 лет.
     
  • В ходе делопроизводства по регистрации товарного знака контролируйте своевременную отправку и получение корреспонденции из Роспатента. Некоторые заявители теряют свои преимущества из-за смены юридического или почтового адреса, забывая уведомить регистрирующий орган и внести соответствующие изменения в заявку на товарный знак.


Регистрация товарного знака — это не роскошь, а необходимость в современных реалиях. Товарный знак как нематериальный актив призван защитить правообладателя в период старта, развития и кризисов. Все вложенные в него ресурсы напрямую влияют на бренд, увеличивая его стоимость. Товарный знак может быть внесен в уставной капитал компании, а также может служить объектом для получения правообладателем инвестиционной поддержки.

Материал написан при участии руководителя отдела делопроизводства IPhub Геннадия Золотова.

 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь