«Яндекс.Еде» и Delivery Club, возможно, уже скоро придется пересмотреть статус своих самозанятых курьеров: в ФНС поступила жалоба, авторы которой просят «дать оценку» практике агрегаторов, экономящих на налогах за счет работы с внештатными доставщиками.
Жалобу написала ассоциация компаний рыбной отрасли (АПТПРР). Ее аргументы таковы: агрегаторы не платят страховые взносы и за счет этого могут предложить самозанятым более высокую зарплату, чем компании и предприниматели, которые вынуждены оформлять курьеров в штат.
Эта проблема до боли знакома и каждому ресторатору, который хоть раз задумывался об организации доставки в своем заведении. По словам президента ФРиО Игоря Бухарова, общепит давно обращался в ФНС с просьбой разрешить кафе и ресторанам использовать ту же схему с самозанятыми, что и агрегаторы, но ответа пока не получил.
Вне зависимости от того, как налоговая отреагирует на конкретные жалобы, ясно, что это проявление глобального тренда, от которого никуда не деться: тенденция к пересмотру статуса курьеров усиливается во всем мире. Пандемия значительно ускорила этот процесс: курьер — одна из самых востребованный профессий последнего года.
За последний год спрос на курьеров в России вырос в 8 раз, причем особенно впечатляет рост в регионах: в Казани (в 26 раза), Нижнем Новгороде (в 21 раз), Перми (в 15 раз). Стремительно растут и зарплаты курьеров: в России их средний заработок за последний год увеличился почти на 30%. Согласно разным исследованиям, средняя сумма по стране составляет от 57 до 65 тысяч рублей в месяц. При этом в 13 городах России курьером работать сейчас выгоднее, чем на большинстве других должностей: так, к примеру среднестатистический житель Саратова получает 29 рублей в месяц, а курьер — почти 80. Вот как выглядит это соотношение по другим городам (обратите внимание, что московским курьерам в этом смысле повезло меньше всего):
Средний заработок по региону, тыс.р. |
Заработок курьера, тыс. р. |
|
Казань | 35 | 85 |
Ростов-на-Дону | 31 | 71 |
Краснодар | 34 | 74 |
Барнаул | 26 | 53 |
Ярославль | 33 | 62 |
Владивосток | 44 | 79 |
Хабаровск | 46 | 82 |
Тюмень | 45 | 72 |
Новосибирск | 36 | 53 |
Калининград | 39 | 45 |
Екатеринбург | 38 | 50 |
Санкт-Петербург | 60 | 71 |
Москва | 56 | 87 |
Три четверти респондентов из последнего опроса (проводился Центром стратегических разработок ОНФ) работают в сервисах доставки еды. И три четверти опрошенных сказали, что оформлены как самозанятые. По другим данным, доля самозанятых курьеров еще больше: 60% по сведениям «Ромира» и 70% по данным источника «Коммерсанта».
Статус самозанятого — главное конкурентное преимущество гигантов вроде «Яндекс. Еды» и Delivery Club перед собственными службами доставки ресторанов. Напомним, ставка налогообложения для самозанятых составляет 6% при расчете с ИП и юр. лицами; работодатель же не должен платить за такого работника страховые взносы и НДФЛ, а также оплачивать отпуска и больничные (правда, стоит отметить, что, согласно исследованию ЦСИ ОНФ, 85% компаний все же предоставляют курьерам те или иные социальные гарантии, но на государственном уровне этот вопрос пока не регулируется и полностью остается на усмотрении работодателя).
Первый серьезный сдвиг в борьбе за пересмотр статуса курьеров произошел в Европе совсем недавно: в мае Испания первой в ЕС приняла закон, приравнявший курьеров к полноправным сотрудникам онлайн-платформ, на которых распространяются все требования трудового законодательства; до этого они фактически также были самозанятыми. Новый закон касается таких сервисов, как Glovo, Deliveroo и Uber Eats и вступит в силу через 3 месяца — в августе 2021 года.
Любопытно при этом, что нововведением очень недовольны сами курьеры: в Испании прошли многотысячные митинги против закона, которые, как считают доставщики, лишит их рабочих мест и гибких графиков.
«Это несправедливый закон. Закон о курьерах был принят без учета их собственного мнения»
До Испании пересмотреть статус курьеров на законодательном уровне пытались в Калифорнии, но дело кончилось ничем. По т.н. «закону о независимых подрядчиках» Uber, Lyft, Amazon, DoorDash и другие сервисы были обязаны нанимать курьеров и водителей в штат. Но агрегаторам удалось добиться отмены этого новшества: они собрали $200 млн и сами провели народное голосование, ставшее самым дорогим в истории штата. По итогам этого голосования почти 60% высказались за исключение сервисов заказа такси и доставки еды из-под действия нового закона.
Однако, учитывая небывалые темпы роста на рынке доставки еды, его регулирование — лишь вопрос времени; ведь это огромная налоговая база, которая пока находится вне поля зрения государства.
Читайте также:
Комментарии