Извините, все курьеры сейчас самозаняты. Как меняется статус доставщиков в России и в мире
Гос. Вопросы
Новости
Доставка
Тренды

статья

Извините, все курьеры сейчас самозаняты. Как меняется статус доставщиков в России и в мире

24 мая 2021
227
0 дочитываний
4 мин

«Яндекс.Еде» и Delivery Club, возможно, уже скоро придется пересмотреть статус своих самозанятых курьеров: в ФНС поступила жалоба, авторы которой просят «дать оценку» практике агрегаторов, экономящих на налогах за счет работы с внештатными доставщиками.

Жалобу написала ассоциация компаний рыбной отрасли (АПТПРР). Ее аргументы таковы: агрегаторы не платят страховые взносы и за счет этого могут предложить самозанятым более высокую зарплату, чем компании и предприниматели, которые вынуждены оформлять курьеров в штат.

Эта проблема до боли знакома и каждому ресторатору, который хоть раз задумывался об организации доставки в своем заведении. По словам президента ФРиО Игоря Бухарова, общепит давно обращался в ФНС с просьбой разрешить кафе и ресторанам использовать ту же схему с самозанятыми, что и агрегаторы, но ответа пока не получил. 

Вне зависимости от того, как налоговая отреагирует на конкретные жалобы, ясно, что это проявление глобального тренда, от которого никуда не деться: тенденция к пересмотру статуса курьеров усиливается во всем мире. Пандемия значительно ускорила этот процесс: курьер — одна из самых востребованный профессий последнего года.

За последний год спрос на курьеров в России вырос в 8 раз, причем особенно впечатляет рост в регионах: в Казани (в 26 раза), Нижнем Новгороде (в 21 раз), Перми (в 15 раз). Стремительно растут и зарплаты курьеров: в России их средний заработок за последний год увеличился почти на 30%. Согласно разным исследованиям, средняя сумма по стране составляет от 57 до 65 тысяч рублей в месяц. При этом в 13 городах России курьером работать сейчас выгоднее, чем на большинстве других должностей: так, к примеру среднестатистический житель Саратова получает 29 рублей в месяц, а курьер — почти 80. Вот как выглядит это соотношение по другим городам (обратите внимание, что московским курьерам в этом смысле повезло меньше всего):

 

Средний заработок

по региону, тыс.р.

Заработок курьера,

тыс. р.

Казань 35 85
Ростов-на-Дону 31 71
Краснодар 34 74
Барнаул 26 53
Ярославль 33 62
Владивосток 44 79
Хабаровск 46 82
Тюмень 45 72
Новосибирск 36 53
Калининград 39 45
Екатеринбург 38 50
Санкт-Петербург 60 71
Москва 56 87


Три четверти респондентов из последнего опроса (проводился Центром стратегических разработок ОНФ) работают в сервисах доставки еды. И три четверти опрошенных сказали, что оформлены как самозанятые. По другим данным, доля самозанятых курьеров еще больше: 60% по сведениям «Ромира» и 70% по данным источника «Коммерсанта». 

Статус самозанятого — главное конкурентное преимущество гигантов вроде «Яндекс. Еды» и Delivery Club перед собственными службами доставки ресторанов. Напомним, ставка налогообложения для самозанятых составляет 6% при расчете с ИП и юр. лицами; работодатель же не должен платить за такого работника страховые взносы и НДФЛ, а также оплачивать отпуска и больничные (правда, стоит отметить, что, согласно исследованию ЦСИ ОНФ, 85% компаний все же предоставляют курьерам те или иные социальные гарантии, но на государственном уровне этот вопрос пока не регулируется и полностью остается на усмотрении работодателя).

Первый серьезный сдвиг в борьбе за пересмотр статуса курьеров произошел в Европе совсем недавно: в мае Испания первой в ЕС приняла закон, приравнявший курьеров к полноправным сотрудникам онлайн-платформ, на которых распространяются все требования трудового законодательства; до этого они фактически также были самозанятыми. Новый закон касается таких сервисов, как Glovo, Deliveroo и Uber Eats и вступит в силу через 3 месяца — в августе 2021 года.

Любопытно при этом, что нововведением очень недовольны сами курьеры: в Испании прошли многотысячные митинги против закона, которые, как считают доставщики, лишит их рабочих мест и гибких графиков.

«Это несправедливый закон. Закон о курьерах был принят без учета их собственного мнения»

До Испании пересмотреть статус курьеров на законодательном уровне пытались в Калифорнии, но дело кончилось ничем. По т.н. «закону о независимых подрядчиках» Uber, Lyft, Amazon, DoorDash и другие сервисы были обязаны нанимать курьеров и водителей в штат. Но агрегаторам удалось добиться отмены этого новшества: они собрали $200 млн и сами провели народное голосование, ставшее самым дорогим в истории штата. По итогам этого голосования почти 60% высказались за исключение сервисов заказа такси и доставки еды из-под действия нового закона. 

Однако, учитывая небывалые темпы роста на рынке доставки еды, его регулирование — лишь вопрос времени; ведь это огромная налоговая база, которая пока находится вне поля зрения государства. 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь