Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Поймай меня, если сможешь. Как официанты воруют деньги у ресторанов
Персонал
Опыт рестораторов

статья

Поймай меня, если сможешь. Как официанты воруют деньги у ресторанов

22 дек. 2020
29502
3 мин

Способов воровства в общепите – великое множество, и каждый день самые ушлые сотрудники изобретают что-нибудь новенькое. Однако по большому счету все это многообразие вариантов делится на две большие категории: воровство продуктов и воровство денег.
К первому виду относятся старые добрые недоливы, разбавления, махинации с составом блюд, которые обычно происходят в сговоре с кухней, а также торговля «своим товаром» из-под полы. Объектом кражи может стать что угодно – даже целлофановые пакеты. 
Но еще больше по ресторанному бизнесу бьет воровство денежное. Главный инструмент таких воров – так называемые опасные кассовые операции (то есть всевозможные операции, приводящие к понижению суммы заказа). Это может быть:

  • Продажа без пречека – расчет «на словах», в обход системы учета
    Такой вид мошенничества постепенно уходит в прошлое, однако и сейчас нередки случаи, когда официант со словами «ой, извините, у нас все сломалось» приносит гостю рукописный счет. Как вариант – со словами «ой, извините, у нас принтер не работает» ведет гостя к монитору, где высвечивается итоговая сумма по его счету. Стол потом, разумеется, не закрывается.
     
  • Использование «универсального счета»
    Один и тот же счет используется на нескольких столах, иногда даже на протяжении нескольких дней. Чаще всего официант извиняется, что «забыл» пробить какую-то одну, саму популярную позицию, которую заказал гость, и приносит отдельный счет на капучино, чай или роллы «Филадельфия».
     
  • Махинации со скидками, скидочными и бонусными картами
    Это самый распространенный способ махинаций сотрудников зала. Пример из практики: в одном из заведений у официантов за неимением менеджера смены была карта с правом отменять пробитые позиции. Причем отследить, кто из официантов какие операции совершил, было невозможно: делалось это под ролью «менеджер смены». В заведении практиковалась скидка 50% для определенного круга лиц без карты гостя. Так за неделю только один официант, которого поймали за руку, вынес из ресторана 80 тыс. рублей благодаря отмене пречека и дальнейшей скидке. Гость оплачивал полную сумму по счету, далее пречек отменялся, прокатывалась скидка, а разница отправлялась в карман.

    Еще один вариант – мошенничество с использованием банковских карт. Некоторые банки предоставляют своим клиентам скидку, если они расплачиваются в ресторане их картами. Официант может принимать от гостей наличные и проводить оплату по своим картам, получая бонусы.
     
  • Отмены блюд/переносы позиций/полные отмены пречеков
    В случае со скидками не всегда можно отследить особо аккуратных сотрудников, но бывают и более глупые случаи, когда вместо скидки и реальной продажи (пусть и со скидкой), чек/позиция в чеке просто удалятся как отказ покупателя. Только ревизия помогает вскрыть большие недостачи по продуктам: блюдо-таки было отдано гостю и съедено, следовательно, был расход продуктов. В одном из заведений такие махинации проводились на 1500-2000 рублей каждый день.


Безусловно, в каждой опасной операции нужно разбираться отдельно. Гость и правда может отказался от заказа, т.к. не успевал его съесть или блюдо было «не той» кондиции. 

Для того, чтобы минимизировать воровство в своем заведении, мы настоятельно рекомендуем:

  1. Проверить свой журнал событий на опасные операции. Можно воспользоваться сторонним аудитом: вы же не знаете, кто из персонала может оказаться соучастником. В нашей практике после аудитов увольняли целые команды под предводительством администраторов и управляющих, а может быть причастна и кухня.
  2. Настроить права доступа сотрудникам в соответствии с занимаемой ролью. Ведь чаще всего происходят махинации на кассе там, где хаос в правах, и официант имеет слишком широкие полномочия.
  3. Настроить для сотрудников персонализированный доступ в систему, лучше всего – по отпечатку пальца.
  4. Создать в учетной системе карты столов в ресторане, закрепив за каждым номер. Обращать внимание на время открытия стола, проверять столы со статусом «распечатан пречек».
  5. Отказаться от «ручных» скидок.
  6. Настроить систему оповещений и получать на свой смартфон уведомления по всем опасным операциям в момент их совершения.


Если у вас остались вопросы или вам нужна квалифицированная помощь, оставляйте заявку на аудит опасных операций, нажав на кнопку ниже.




Благодарим за помощь в подготовке статьи руководителя консалтингового направления «ЛЕММА», преподавателя Novikov Business School Татьяну Савельеву.

 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь