«Предъявите код!»
Обзоры

статья

«Предъявите код!»

09 июня 2021
253
0 дочитываний
4 мин

В настоящее время использование сервиса безналичных чаевых по QR-коду приобретает все большую популярность за счет активного развития мобильных технологий и массового перехода на безналичные платежи. Большинство пользователей в России знают, как использовать QR-коды, и хотя бы однажды делали это в повседневной жизни. Так, по данным J’son&Partners Consulting Group, 65 % розничных сетей и 35 % ресторанов применяют QR-коды. Согласно исследованию компании «Анкетолог» на начало 2020 года 60 % населения России знали о QR-кодах и умели их использовать. Можно предположить, что за прошлый год эта доля выросла еще больше.

Доля использования и количество сфер применения QR-кодов растет во всем мире. Потенциал платежей по QR-кодам отлично демонстрирует пример Китая, который с точки зрения развития новых технологий, онлайн-торговли, новых сервисов и форматов оплаты опережает другие регионы мира. Так, в этой стране доля использования QR-кодов в качестве инструмента оплаты составляет 98 % (в России – 40 %). Объем офлайн-транзакций в режиме «отсканируй–оплати» за 2020 год составил 1,3 трлн долларов. Порядка 80 % всех транзакций приходится на приложения WeChat и AliPay. Также QR-коды активно используются и на государственном уровне – в Китае уже более 10 лет. Планируется замена всех официальных документов – виз, паспортов, свидетельств – на QR.

Есть вероятность, что уже через несколько лет QR-коды станут в России таким же повсеместным явлением, как в Китае. Достаточно посмотреть на статистику по системе быстрых платежей. Так, по данным Банка России, только лишь за период сентябрь-октябрь 2020 года общий объем оплат услуг через систему банковских платежей (СПБ) увеличился в два раза. У онлайн-ритейлера Wildberries в 1 квартале 2021 года сумма платежей по СБП выросла в 4,5 раза.

В связи с этим активно развивается и рынок QR-чаевых в России, такие сервисы уже достаточно широко используются в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах России.
На рынке РФ уже сформировались свои игроки, которые в силу времени своего появления на рынке выстроились закономерно в хронологическом порядке. Начиная с 2017 года сервис безналичной оплаты чаевых по QR-кодам оказывают Чаевые просто, НетМонет, CloudTips, SberTips и 2Tip. Решение, которое лежит в основе каждого сервиса, технически примерно одинаковое, а вот в части Front End есть некоторые различия, которые вызваны разным подходом к регистрации клиентов, а тут, как известно, лежит поиск баланса между простотой подключения/интеграции и процедурой KYC («Know Your Customer» – знай своего клиента, то есть создателям известно, кто зарегистрировался на их площадке). Логично, что знать клиента хорошо и полезно, только нужно верно выбрать момент знакомства и/или сделать процедуру фильтрации пользователей в ближайшее время после подключения – каждый выбирает для себя отдельно. Также есть тренд в навязывании допуслуг от банков-партнеров в виде виртуальной карты, которая, по сути, является субпродуктом и требует соответствия определенным правилам как в части аутентификации держателя, так и дополнительного контроля оборотов. Мы в 2tip все являемся выходцами и банка, поэтому хорошо знаем, что для пользователя своя карта всегда была есть и будет ближе, чем любая новая.

Если попытаться проранжировать игроков рынка и поставить доли, взяв за основу публичную информацию/презентации и интервью участников, то я бы так расположил сервисы по доле в обороте среди сервисов безналичных чаевых, перечисляемых посредством QR-кодов:

НетМонет – 25 %, Чаевые просто – 18 %, CloudTips – 17 %, 2Tip – 15 %. Сделать предположение по Sbertips пока возможности нет.

Такие сервисы позволяют увеличить количество чаевых в условиях, когда большинство платежей в ресторанах проводится по безналу. Так, большинство заведений, которые внедряют такие сервисы, утверждают, что с введением безналичных чаевых их количество возросло, причина тут в том, что сама технология становится привычной, уведомление о такой возможности также удобно и понятно расположено на чеке, а самое главное, сама схема работы полностью законна и не вызывает сомнений для банка, как в случае с p2p-переводом между картами. По нашим оценкам прирост составляет от 40–50 % в течение первого квартала.
Несмотря на явные преимущества подобных сервисов, существует ряд проблем, которые не способствуют «волновому» приросту сервисов безналичной оплаты чаевых через QR-код:

  • пока еще низкая культура пользования QR-кодами, в отличие от Азии, где это является абсолютно обыденным явлением. В РФ пользователи гораздо более осторожные – это объясняется и низкой финансовой грамотностью населения, а также все еще большой долей наличных в обращении, которых может не хватить на оплату заказа, но на поощрение, в виде чаевых, вполне достаточно, в связи с чем менеджерам и владельцам заведений не хочется что-либо менять, и они охотно оставляют все как прежде – чаевые наличными. Я бы назвал это системной проблемой.
  • вторая причина низкого проникновения QR-чаевых – это нежелание заведений (бары, рестораны, гостиницы, службы доставки и т.п.) продвигать этот сервис. Ведь при грамотном уведомлении посетителей о возможности безналичного дополнительного поощрения оборот и узнаваемость сервисов, а вместе с тем и дополнительная выгода заведений заметно вырастет. Это не так сложно – достаточно повесить наклейку на входе или в курительной зоне, информирующую о возможности оплаты чаевых по безналу, поставить аналогичную информацию на столах (временно), добавить скрипт для официантов в момент расчета.

 

Пока все те, кто внедряет сервис, пользуются возможностью вывода индивидуального QR-кода на чек из кассовой программы (но проблема в том, что крайне мало посетителей будут пристально изучать чек, на котором внизу сопоставимым с чеком шрифтом написана информация о чаевых), это сильно отталкивает.

Таким образом, если бы вторая причина, объединяющая в себе и продвижение, и узнаваемость, была бы решена, то оборот только уже по подключенным заведениям вырос в разы. Важно отметить, что сервисы безналичной оплаты чаевых могут быть отличным инструментом повышения мотивации персонала. Так, работодатель, зарегистрировавшись в системе, может ввести контроль за количеством получаемых сотрудниками чаевых и видеть отзывы/комментарии о работе своего персонала, находить точки роста и принимать решения о том, что необходимо улучшить в обслуживании клиентов.

 

Читайте также: 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь