ЕГАИС – это государственная система контроля за производством и оборотом алкоголя в России: все участники алкогольного рынка обязаны вести поштучный учет маркируемой продукции при приеме и списании. Это сделано для того, чтобы государство могло отслеживать движение каждой бутылки от производителя до конечного покупателя и исключать попадание контрафакта в продажу. В этой серии статей мы разберем некоторые базовые моменты работы с ЕГАИС в iiko.
Прежде всего ответим на вопрос, который часто возникает в общепите при работе с порционным алкоголем возникает вопрос: что считать фактом продажи? и что считать единицей – бутылку, кегу или рюмку?
Ответ на этот вопрос содержится в этом приказе Росалкогольрегулирования и звучит так:
«Журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю».
То есть: открыли кегу или бутылку – отразили это в журнале как факт ее полной продажи.
Оформлять акты списания носит рекомендательный характер для: пива и пивных напитков, сидра, медовухи.
В ЕГАИС используется три регистра:
- Регистр №1 (склад), по которому движения алкогольной продукции должны сопровождаться не только кодом и наименованием, но и справками 1 и 2. На этом регистре оформляются поступление товара и возврат поставщику.
- Регистр №2 (торговый зал), движения по которому отражались только по коду и наименованию алкогольной продукции. На данный момент он уже не актуален. Т.к. по новому постановлению перемещать в торговый зал алкоголь больше не нужно. Но если у вас хранился ранее алкоголь на этом регистре, проводить акты списания с этого регистра разрешается.
- Регистр №3, на котором продукция фиксируется в разрезе марок. Он дополняет существующие регистры и не создает дополнительного остатка. Марки связаны со Справкой 2, по ней можно запросить баланс штрихкодов, зафиксированных в ЕГАИС.
Приемка алкоголя и проверка марок
Первым делом получите приходную накладную ЕГАИС от поставщика; при приемке товара проверьте количество и марки.
Если приемка идет на складе, сначала просканируйте марки в iikoFront, а потом обработайте накладную в iikoOffice. Если есть возможность, поставку можно проверить и в iikoOffice сразу при обработке накладной. Но обязательно нужно делать подтверждение марок, иначе в дальнейшем вы не сможете совершить вскрытие тары и, соответственно, списать этот алкоголь с остатков.
Также необходимо контролировать дату приемки товара. С 2021 года срок для подтверждения ТТН сокращен до 1 дня (т.е. в систему необходимо передавать информацию о принятом товаре в течение рабочего дня, когда он был получен.) После завершения обработки документа товар по накладной отразится на регистре №1.
Нужен IT-инструмент для автоматизации работы с ЕГАИС? У нас есть подходящее решение. А если вам нужна консультация специалиста, оставляйте свои контакты. Мы поможем разобраться.
При приемке может не совпадать количество или товар в накладной и фактически пришедший товар или его количество. Для таких случаев программа дает право подтвердить именно то количество или именно те позиции, которые пришли на склад по факту. Чтобы принять накладную с расхождением, необходимо в колонке «Подтверждённое количество» указать, сколько бутылок или литров (в случае с пивом) вы принимаете фактически. Это может быть 0 или другое количество. Если расхождений нет, значит вы принимаете товар полностью –тот и столько, сколько указано в накладной ЕГАИС. Также вы можете полностью отклонить накладную, выбрав пункт Отказаться.
В процессе обмена данными с ЕГАИС накладные автоматически меняют свой статус при выполнении какого-либо действия над ней. При загрузке накладной из ЕГАИС она получает статус Получена. Если вы подтверждаете ее полностью или с расхождениями, то накладная переходит в статус Подтверждена. В случае ее отклонения или отказа от поставки документ переходит в статус Отменена.
Вы также можете узнать состояние сообщений, которые поступают от ЕГАИС. Эта информация отображается в колонке Статус отправки списка накладных ЕГАИС.
Статус отправки | Описание |
Ответ отправляется | Отсутствует соединение iiko с УТМ. Накладная будет отправлена в ЕГАИС при следующем сеансе связи. |
Ответ отправлен | После подтверждения накладная принята УТМ и отправлена в ЕГАИС. |
Ошибка отправки | Вы подтвердили накладную, но возникла ошибка при ее отправке в ЕГАИС. Например, разорвано соединение с сетью Интернет. |
Ответ принят ЕГАИС | ЕГАИС приняла ваше подтверждение или отказ от накладной. |
Ответ отклонен ЕГАИС | ЕГАИС не приняла ваше подтверждение или отмену накладной. Например, из-за наличия ошибок в акте расхождений. |
Подтверждена поставщиком | Поставщик подтвердил акт расхождений. |
Отменена поставщиком | Поставщик отклонил акт расхождений |
Подтверждена ЕГАИС | Накладная подтверждена ЕГАИС. Процесс обработки накладной завершен. |
Отменена ЕГАИС | Накладная отменена ЕГАИС. Процесс обработки накладной завершен. |
Если для поставщика завести прайс в базе iiko, то при подтверждении накладной в ЕГАИС можно сопоставить номенклатуру поставщика с вашей номенклатурой. Но предварительно в карточке товара вашей номенклатуры необходимо указать алкокод товара и производителя. Эти данные можно увидеть в накладной ЕГАИС. Данные подает поставщик. И в дальнейшем, после первого сопоставления товаров, они будут сопоставляться автоматически в новых приходах.
В случае, если ваша номенклатура будет заполнена в приходной накладной ЕГАИС, то можно сформировать на ее основании приходную накладную в Iiko. Для этого достаточно нажать правой кнопкой и выбрать «Сформировать накладную в iiko».
В случае, когда приходная накладная не выгрузилась в списке документов ЕГАИС, а поставщик отгрузил товар. Можно сделать запрос необработанных ТТН, и тогда вам программа покажет все накладные, которые были вам отправлены в ЕГАИС, но вами они не были подтверждены. Если такие есть, в документе они отобразятся. Отметив их нужно сделать Повторный запрос ТТН, и накладная выгрузится в список документов, и можно после этого ее подтвердить и в iikoFront и в iikoOffice.
Читайте также:
Комментарии