Рынок безналичных чаевых в России
Обзоры

статья

Рынок безналичных чаевых в России

07 июня 2021
247
0 дочитываний
4 мин

2020 год характеризовался повсеместным переходом на безналичные платежи. Не остался в стороне и рынок чаевых. За последние два года появились сервисы, которые позволяют переводить чаевые по безналу. Среди крупнейших игроков рынка – «Нетмонет» (Альфа-банк), «Чаевые просто» (Яндекс), CloudTips (Тинькофф), SberTips и 2tip. Также в последнее время заработало много мелких сервисов в регионах. 

Такие системы безналичной оплаты чаевых решают проблему пользователей (причем не только официантов, но и других сотрудников сферы услуг – курьеров, таксистов, работников салонов красоты), которые остались без дополнительного поощрения в связи с распространением безналичных платежей.

Часть сервисов, включая 2tip, дают возможность подключиться как организациям, так и отдельным пользователям. Денежные средства зачисляются моментально в личный кабинет сотрудника, откуда он может вывести их на любую банковскую карту. Все платежи защищены и проводятся через крупнейшие банки.

Несмотря на то, что рынок чаевых в России достаточно большой, его объем можно оценить в 130 млрд рублей в год – доля безналичных платежей пока незначительна и не превышает 5 %. Давайте разберемся, каковы преимущества и недостатки безналичной оплаты чаевых для ресторанов и для их гостей? Что способствует и что пока мешает развитию этого рынка?

Дело в том, что переход на безналичную оплату чаевых особых сложностей не представляет. Разработчики сервисов делают все, чтобы учесть индивидуальные особенности и пожелания клиентов. Важно, чтобы пользователи могли сосредоточиться на работе, ведь от хорошего обслуживания зависит и размер чаевых. Большинство сервисов работает так: пользователь регистрируется в системе, получает индивидуальный QR-код, который может распечатать, разместить на визитке, на чеках, на кассе, вместо банки для чаевых. Затем вся информация о перечисленных чаевых представляется в личном кабинете пользователя. 

Если мы говорим о ресторане как о юридическом лице, то, как правило, возникают вопросы, каким образом контролировать количество чаевых, получаемых персоналом, готовить отчетность, какое предусмотрено налогообложение, какая комиссия за пользование сервисом, способ вывода денежных средств. Обычно эти вопросы тщательно прорабатываются поставщиками сервисов. Все они стремятся к тому, чтобы внедрение сервиса, подключение к системе, прохождение регистрации проходило за минимальное время и не требовало дополнительных вложений. 

Кроме того, возникает вопрос, нужно ли устанавливать дополнительное программное обеспечение. Как правило, этого не требуется. Также сервисы интегрируются с распространенным кассовым ПО, таким как iiko, R-Keeper, Poster, что не занимает много времени – как правило, до получаса. При этом открывает дополнительные возможности – именно в таком случае QR-коды можно печатать прямо на чеках. 

В сфере услуг одним из важнейших критериев успеха является качество/сервис обслуживания. Если гости ожидают быстрого обслуживания, то важна скорость. Если посетитель хочет оставить безналичные чаевые, то здесь важен максимально удобный сервис. Статистика показывает, что при использовании сервисов безналичных чаевых у гостей, как правило, не возникает проблем. Чтобы перечислить электронные чаевые, достаточно отсканировать QR-код, ввести сумму и перевести деньги с банковской карты через Apple Pay или Google Pay. Весь процесс в среднем занимает 5–10 секунд. Плательщику не требуется дополнительно регистрироваться, устанавливать приложение или совершать другие действия (ни один из сервисов этого не требует). Сегодня для посетителя заведения электронные чаевые ничем не отличаются от любой другой оплаты по карте. У гостя также есть дополнительная возможность индивидуальной оценки работы персонала – поставив оценку, он, при желании, может оставить комментарии. 

Что же мешает развитию рынка чаевых? Основной момент – неготовность игроков рынка (ресторанов и кафе) внедрять в широком смысле слова такой сервис. Они не всегда заинтересованы в том, чтобы продвигать безналичные чаевых среди посетителей. Почему? Во-первых, многие считают, что можно заработать больше, если гость оставит чаевые наличными или переведет с карты на карту. Хотя рынок и данные, которые предоставляют рестораторы, внедрившие сервис безналичной оплаты, показывают обратное. Согласно опросу наших клиентов с появлением такого сервиса доля безналичных чаевых по отношению к наличным возрастает в 2 раза.

Во-вторых, некоторых смущает комиссия и волнует вопрос налогообложения. В данном случае важно отметить, что согласно законодательству РФ перечисление чаевых в безналичной форме является дарением. А в нашей стране дарение, выраженное в денежной форме, не облагается 13 % налогом на доходы физических лиц (в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ). Если говорить про комиссию, которую взимают сервисы, то она варьируется. Так, в случае с 2tip она составляет 5 % от суммы поступивших чаевых, что не так много, если учитывать эффект, который получает ресторан от внедрения безналичной оплаты, – рост объемов чаевых, мотивации персонала и лояльности клиентов.  

В России развитию отрасли безналичных чаевых сопутствует, прежде всего, повсеместный переход российских граждан на безналичные платежи, отказ от бумажных денег, распространение современных форм оплаты. В условиях пандемии большинство людей стали предпочитать безналичные платежи: сейчас в ресторанах до 95 % такой оплаты. В текущих условиях встает вопрос: каким образом клиент может поощрить официанта и обслуживающий персонал? Здесь как раз на помощь приходит сервис по безналичной оплате чаевых. 

Кроме того, подталкивают к распространению безналичных платежей и законодательные новации, в частности – в январе 2021 года вышли новые правила Роспотребнадзора, которые запрещают ресторанам включать чаевые в чек без предварительного согласия клиента.

Таким образом, потенциал у рынка безналичных чаевых еще далеко не исчерпан. Можно сказать, что рынок находится в начале пути. Поэтому сервисы будут развиваться и распространяться по регионам. А у ресторанов есть отличная возможность повысить качество обслуживания, мотивацию персонала и выстроить более доверительные отношения с посетителями, предоставив им современный способ оплаты чаевых и возможность выразить благодарность персоналу заведения.
 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь