Больше, чем слово командообразование, мне нравится командостроение. Знаете, почему? Потому что оно раскрывает смысл работы над командой. Можно работать в коллективе, а можно строить команду. Ведь команда никогда не образуется сама — это кропотливый труд с большим количеством сторонних факторов. Строить команду нужно по кирпичику, а строительный материал — это поведение руководителя и подчиненных, ценности, дисциплина, мероприятия, развитие и так далее. А чтобы эта стройка оказалась успешной, а результат долго радовал глаз, стоит знать об основных ошибках в командостроении и последствиях, к которым они приводят.
- Непрозрачные или непонятные правила игры
Вроде бы пункт очевидный, но руководители часто не понимают влияние правил на персонал. Допустим, на собеседовании с сотрудником вы обсуждали его желание вертикального развития, он вам понравился своей амбициозностью, и вы его взяли. Месяц, два, три. Сотрудник помнит, что вы обсуждали развитие, но его нет и нет. Скорее всего, он уйдет - даже без разговоров и объяснения причин. Или в лучшем случае будет молча недоволен. А это влияет на других сотрудников и портит атмосферу в команде. Это мешает построить сплоченную команду.
Чтобы избежать подобной ошибки, стоит несколько раз проверить, а знает ли ваша команда:
— о ваших требованиях по рутине?
— о необходимых шагах для повышения?
— о режиме работы вас и ваших коллег?
— о правилах коммуникации и использования соцсетей?
— обо всех возможных правилах, о которых вы думаете: «Ну это же очевидно»? - «Я не часть команды — я начальник»
Еще одно заблуждение — излишняя субординация. «Раз я начальник, я не должен ходить на перекуры с сотрудниками», - слышу я на консультациях. Соблюдать дистанцию и показывать субординацию нужно, но помните: капитан на судне не затем, чтобы журить, а затем, чтобы помогать.
И помощь выражается не только в том, чтобы выйти в зал и помочь, когда много посетителей, но и выручить советом в нужный момент. А для этого нужно знать о жизни сотрудников. Знать больше, чем начальник, хотя и меньше, чем друг. Став начальником, не стоит отдаляться от команды.
- «Я уже это делал — это не работает»
Чтобы построить команду, нужно пробовать подходы, искать тот, который подойдет для вашего персонала. Поэтому стоит быть открытым к новой информации. И быть готовым попробовать еще раз. Например, вы слышали, что использовать номинации на корпоративе — это весело. И вот придумали, расписали для каждого сотрудника. Лучший повар, самый быстрый официант, мисс Дружелюбие. Придумали, похвалили, наградили. Супер. Но команде не зашло.
Это вовсе не значит, что к этой идее нельзя вернуться в другой раз.
— Команда могла не понять.
— Команда могла вести себя скованно в непривычных обстоятельствах.
— Команде нужно время, чтобы привыкнуть.
Не отказывайтесь от идей, если попробовали один раз или слышали от кого-то негативные отзывы. - Работа — это работа, отдыхать и болтать тут не место
Возможно, я вызову негатив со стороны руководителей, когда скажу, что сотрудникам нужно общаться на работе. Стоит обговорить правила общения, например, не вовремя часа пик. Но разрешать однозначно стоит.
Цепочка будет такая:
— сотрудники общаются на нерабочие темы
— лучше узнают друг друга
— доверяют друг другу
— работают как единая команда
Мы доверяем тому, о ком знаем, за кого переживаем. Таким образом общение — это важный кирпичик в командостроении. - Мотивация — это дорого, и все хотят одного — денег
Моя философия строится на том, что мотивация не может быть денежной. Люди не хотят денег, люди хотят того, что стоит за деньгами. Или не связано с деньгами от слова “совсем”. Предлагаю вынести эту тему на обсуждение в отдельную статью. А пока просто посмотрите на ваших сотрудников: к чему они стремятся?
Домашнее задание: спросить у сотрудников, на что они потратят миллион рублей, если выиграют в лотерею.
А теперь проверьте свою команду ресторана по чек-листу:
- сотрудники понимают требования руководителя;
- сотрудники делятся со руководителем новостями и событиями из жизни;
- команда открыта к нововведениям и хорошо их воспринимает;
- сотрудники с удовольствием общаются на нерабочие темы.
Если у вас хотя бы один ответ «нет», это повод задуматься. Возможно, вам стоит пересмотреть подходы к построению команды.
Советуем к изучению:
Комментарии