Отказ от одноразовой пластиковой упаковки (как бы кто к этому ни относился) – будущее, которое рано или поздно наступит. Достаточно сказать, что на сегодняшний день уже около 130 стран мира так или иначе регулируют этот вопрос на государственном уровне. К примеру, в Дании еще в 1994 году ввели налог на пластиковые пакеты, в Дели с 2017 года полностью запрещено использование одноразовой посуды, а в Кении за одноразовый пакет вообще можно сесть в тюрьму.
Законодательный запрет
Россия пока находится лишь в начале этого пути, и все же очевидно, что скорые перемены в жизни как обывателей, так и бизнеса, не за горами: еще в 2019-м году экс-премьер Дмитрий Медведев говорил о необходимости законодательного запрета пластиковой упаковки в России. Чуть позже эту же мысль высказал и президент Владимир Путин, правда, призвав действовать в этом вопросе «аккуратно» (то есть без спешки).
В конце 2020 года с предложением запретить пластиковые пакеты на территории ЕАЭС (куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения) выступил Минск. Но Минпромторг РФ отверг эту идею, мотивировав это тем, что мера – несвоевременная и экономически необоснованная.
Между тем, в самой Беларуси с 1 января 2021 года использование одноразовой посуды из пластика полностью запрещено.
Пандемия COVID-19 сильно затормозила все процессы по решению «пластиковой» проблемы в России. Однако сейчас правительство вновь вернулось к обсуждению вопроса: не далее как в феврале 2021 года вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что кабмин разрабатывает законодательный запрет на использование одноразовой посуды и трубочек для напитков:
«Мы должны с вами запрещать, и нужно не бояться этого».
Утилизация за счет производителя
Но пока реальные меры по решению «пластиковой» проблемы в России ограничиваются поиском нового подхода к утилизации пластиковой упаковки. Основная мысль государства состоит в том, чтобы возложить эту ответственность на бизнес. Вот что об этом говорил глава Минприроды Александр Козлов:
«Платить за утилизацию упаковки должен бизнес. Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легкоперерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов».
Еще в 2015-м году был декларирован принцип так называемой расширенной ответственности производителей (РОП): согласно ему, производители должны сами утилизировать производимый ими пластик. Однако за прошедшие годы система так и не заработала из-за отсутствия контроля: для примера, в 2020-м году население РФ заплатило за вывоз мусора 190 млрд рублей, а бизнес – всего 3 млрд. И это при том, что на долю пластиковой упаковки приходится 30% от всех ТКО в России (по другим оценкам – до 50%).
С 2022 года должна вступить в силу обновленная концепция РОП, согласно которой производители должны будут утилизировать 100% своих пластиковых отходов на своих мощностях или же силами подрядчика (в противном случае они будут вынуждены платить экологический сбор).
Власти обещают, что эти меры не приведут к удорожанию товаров и не усложнят жизнь предпринимателей. Однако фактически новые меры означают, что на бизнес возлагается задача по созданию современной системы переработки и утилизации отходов, которая в России находится в зачаточном состоянии.
Резюмируя все вышесказанное, можно с большой вероятностью сказать, что законодательного запрета на одноразовый пластик в России вряд ли стоит ждать в ближайшие годы. Однако его использование будет становиться все менее и менее целесообразным не только по экологическим, но и по экономическим соображениям.
Поэтому для бизнеса сейчас самое подходящее время, чтобы присмотреться к новым решениям и современным видам упаковки, представленным на рынке. О некоторых из них мы подробнее расскажем в следующей публикации.
Читайте также:
Комментарии