«Гонпачи» - один из самых знаменитых ресторанов Токио. Его видели даже те, кто никогда не был в Японии: именно в этом заведении снималась одна из самых ярких боевых сцен в культовом фильме Квентина Тарантино «Убить Билла».
Несмотря на то, что с начала января в Токио введен режим ЧС, который отнюдь не предполагает ночной работы общепита, гостей в «Гонпачи» можно увидеть далеко за полночь. Но где же ночные облавы, полиция и местные аналоги Росгвардии и Роспотребнадзора?
Ситуация с Covid-19 в Японии сейчас довольно тяжелая (и даже ходят слухи об отмене летней Олимпиады в Токио). При этом число летальных исходов в стране по сравнению с мировой статистикой довольно низкое - всего 4,8 тыс. на 350 тыс. заболевших (для сравнения: в России сейчас 3,7 млн заболевших и 68 тысяч смертей).
Из-за этого многие говорят о "японской модели” борьбы с Covid-19: кластерный подход (быстрое отслеживание и изоляция “нулевого” заболевшего и списка его контактов), правило трех З (избегать закрытых помещений с плохой вентиляцией, заполненных людьми мест и задушевных разговоров лицом к лицу), а также привычка носить маски и традиционный японский этикет (например, общаться в переполненном поезде считается дурным тоном).
Все это помогло Японии в первую волну пандемии, однако вторая оказалась тяжелее: с января в 11 из 47 префектур (в том числе в Токио) из-за Covid-19 объявлен режим ЧС, въезд в страну запрещен всем иностранцам-нерезидентам.
Режим ЧС предполагает, что людей просят без надобности не выходить из дома, работодателей - переводить сотрудников на удаленку, а рестораны - закрываться не позже 20:00 и за час до этого прекращать продажу алкоголя. При этом, в отличие от многих западных стран, власти Японии не могут сделать эти требования обязательными: все меры носят рекомендательный характер, а к нарушителям не применяют никаких санкций.
То, как в этих обстоятельствах ведет себя бизнес, заслуживает отдельного внимания. Японские власти настаивают на том, что заведения общепита - основной источник распространения коронавируса, но за неимением кнута используют пряник: тем, кто выполняет требования о закрытии в 20:00, выплачивают государственные субсидии (в Токио они составляют до 1,8 млн йен, т.е. около 1,3 млн рублей в месяц). При этом финансовая помощь одинакова для всех: она не учитывает размеры бизнеса и численность штата в заведении. Кроме того, на субсидию могут рассчитывать только мелкие и средние независимые заведения: крупным сетям и большим фешенебельным ресторанам в центре Токио ждать помощи от государства не приходится.
В первую волну пандемии это сработало: социальная ответственность бизнеса в Японии очень высокая. Однако теперь многие ресторанные холдинги и крупные сети одна за другой заявляют, что не видят смысла в дальнейшем сотрудничестве с государством.
Так, отказалась сокращать рабочие часы для своих заведений Global-Dining Inc (именно в ее управлении находится «Гонпачи»). А компания Ikka Dining Project Ltd, управляющая более чем 70 ресторанами в Японии, официально заявила, что считает своей главной социальной ответственностью не соблюдение требований властей, а сохранение рабочих мест.
Тут важно отметить ключевую историческую особенность японской модели управления бизнесом: для нее нет ничего важнее социального менеджмента. В этой модели главная ценность - не прибыль как таковая, не отношения с государством, а человеческий капитал. Это чистый расчет: лояльный сотрудник в итоге приносит компании прибыль на протяжении многих лет. И этим обусловлен высокий уровень корпоративной культуры в Японии: до сих пор часто можно увидеть примеры пожизненного найма работников, а гиперответственное отношение сотрудников к своим обязанностям стало притчей во языцех: ведь они действительно считают себя носителями корпоративной миссии даже за пределами офиса.
К чему приведет «японская модель», покажет время (тут уместно вспомнить про пресловутый «шведский путь», который в итоге обернулся плачевным последствиями). Но в любом случае полезно знать, что «социальная ответственность», о которой не устают напоминать и российские власти, может трактоваться совершенно по-разному.
Читайте также:
- Новые звезды «Мишлен»-2021: мэтры и «зеленые» новички
- Оптимизировать, чтобы выжить. Как перестроить ресторанный бизнес в эпоху пандемии
- Как увеличить прибыль в ресторане в период пандемии?
Комментарии