Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Вежливый отказ. Как японские власти попытались закрыть рестораны в 20:00 и что из этого вышло
Опыт рестораторов
Новости

статья

Вежливый отказ. Как японские власти попытались закрыть рестораны в 20:00 и что из этого вышло

22 янв. 2021
3097
4 мин

«Гонпачи» - один из самых знаменитых ресторанов Токио. Его видели даже те, кто никогда не был в Японии: именно в этом заведении снималась одна из самых ярких боевых сцен в культовом фильме Квентина Тарантино «Убить Билла».

Несмотря на то, что с начала января в Токио введен режим ЧС, который отнюдь не предполагает ночной работы общепита, гостей в «Гонпачи» можно увидеть далеко за полночь. Но где же ночные облавы, полиция и местные аналоги Росгвардии и Роспотребнадзора?


Ситуация с Covid-19 в Японии сейчас довольно тяжелая (и даже ходят слухи об отмене летней Олимпиады в Токио). При этом число летальных исходов в стране по сравнению с мировой статистикой довольно низкое - всего 4,8 тыс. на 350 тыс. заболевших (для сравнения: в России сейчас 3,7 млн заболевших и 68 тысяч смертей). 

Из-за этого многие говорят о "японской модели” борьбы с Covid-19:  кластерный подход (быстрое отслеживание и изоляция “нулевого” заболевшего и списка его контактов), правило трех З (избегать закрытых помещений с плохой вентиляцией, заполненных людьми мест и задушевных разговоров лицом к лицу), а также привычка носить маски и традиционный японский этикет (например, общаться в переполненном поезде считается дурным тоном). 

Все это помогло Японии в первую волну пандемии, однако вторая оказалась тяжелее: с января в 11 из 47 префектур (в том числе в Токио) из-за Covid-19 объявлен режим ЧС, въезд в страну запрещен всем иностранцам-нерезидентам.

Режим ЧС предполагает, что людей просят без надобности не выходить из дома, работодателей - переводить сотрудников на удаленку, а рестораны - закрываться не позже 20:00 и за час до этого прекращать продажу алкоголя. При этом, в отличие от многих западных стран, власти Японии не могут сделать эти требования обязательными: все меры носят рекомендательный характер, а к нарушителям не применяют никаких санкций.


То, как в этих обстоятельствах ведет себя бизнес, заслуживает отдельного внимания. Японские власти настаивают на том, что заведения общепита - основной источник распространения коронавируса, но за неимением кнута используют пряник: тем, кто выполняет требования о закрытии в 20:00, выплачивают государственные субсидии (в Токио они составляют до 1,8 млн йен, т.е. около 1,3 млн рублей в месяц). При этом финансовая помощь одинакова для всех: она не учитывает размеры бизнеса и численность штата в заведении. Кроме того, на субсидию могут рассчитывать только мелкие и средние независимые заведения: крупным сетям и большим фешенебельным ресторанам в центре Токио ждать помощи от государства не приходится.

В первую волну пандемии это сработало: социальная ответственность бизнеса в Японии очень высокая. Однако теперь многие ресторанные холдинги и крупные сети одна за другой заявляют, что не видят смысла в дальнейшем сотрудничестве с государством. 

Так, отказалась сокращать рабочие часы для своих заведений Global-Dining Inc (именно в ее управлении находится «Гонпачи»). А компания Ikka Dining Project Ltd, управляющая более чем 70 ресторанами в Японии, официально заявила, что считает своей главной социальной ответственностью не соблюдение требований властей, а сохранение рабочих мест. 

Тут важно отметить ключевую историческую особенность японской модели управления бизнесом: для нее нет ничего важнее социального менеджмента. В этой модели главная ценность - не прибыль как таковая, не отношения с государством, а человеческий капитал. Это чистый расчет: лояльный сотрудник в итоге приносит компании прибыль на протяжении многих лет. И этим обусловлен высокий уровень корпоративной культуры в Японии: до сих пор часто можно увидеть примеры пожизненного найма работников, а  гиперответственное отношение сотрудников к своим обязанностям стало притчей во языцех: ведь они действительно считают себя носителями корпоративной миссии даже за пределами офиса. 

К чему приведет «японская модель», покажет время (тут уместно вспомнить про пресловутый «шведский путь», который в итоге обернулся плачевным последствиями). Но в любом случае полезно знать, что  «социальная ответственность», о которой не устают напоминать и российские власти, может трактоваться совершенно по-разному.

 

Читайте также:


 


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь