Закрыть ресторанный бизнес – крах или новый шанс?
Управление

статья

Закрыть ресторанный бизнес – крах или новый шанс?

16 нояб. 2020
214
0 дочитываний
5 мин


Ресторанная отрасль является нестабильной сферой, как и значительная часть бизнес-проектов в сфере услуг и развлечений. Однако, несмотря на очевидность этого, по всей матушке-России ежегодно открывалось и открывается много новых заведений.

Опять же не смахиваем со счетов и то, что в нынешних реалиях ресторанный бизнес перестал быть высокомаржинальным. До весны 2020 года в этой сфере на территории РФ работало около полутора миллионов сотрудников на 125 тысячах предприятий ресторанной отрасли (и это только официально, реальные цифры по задействованным сотрудникам гораздо выше). На данный момент времени уже треть ресторанов/кафе/баров/столовых закрылись. Основная причина по большей части связана с карантином, введёнными ограничениями и запретами на деятельность, а также отсутствием обещанной и удобной в получении помощи от государства.

И вот, допустим, так случилось, что вы приняли решение (или вас удалось убедить или решение принято за вас) о закрытии ресторана/кафе/бара. Есть несколько вариантов, которые изложены в ст.61 ГК РФ. Прежде чем приступить к данной процедуре, необходимо знать, что существует несколько альтернативных способов ликвидации. 

  1. Ликвидация.

    Один из вариантов – очень долгий, который растянется на полгода и более, и вы будете постоянно участвовать в процессе закрытия – это порядок, предусмотренный Гражданским кодексом. Согласно такому варианту будут проведены ревизия деятельности, проверки по бухгалтерским отчетам и прочее, прочее. Плюс данного варианта только один – он абсолютно законен и ваше ООО удаляется из Единого государственного реестра.

    Как шпаргалку можно использовать ниже приведенную пошаговую последовательность:
    -
     принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии;
    - уведомление о начале ликвидации налоговой службы;
    - публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации;
    - уведомление о факте ликвидации кредиторов;
    - уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении;
    - подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС;
    - составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса;
    - расчеты по имеющимся у организации долгам;
    - подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО;
    - подача в ИФНС окончательного пакета документов.
         
  2. Поглощение/слияние.

    Второй вариант – реорганизация путём поглощения/слияния с другим ООО. Один из самых быстрореализуемых способов – смена руководства. Передать «своё детище приемным родителям», то есть стороннему лицу со сменой учредителей. Процедура проста в своей реализации и занимает от силы неделю-другую.
    Необходимо иметь в виду, что при слиянии все задействованные фирмы принимают участие на равных – они прекращают своë существование, а по итогу «рождается» абсолютно новое юридическое лицо.

    Поглощение же подразумевает приоритет одной из реорганизуемых фирм, которая продолжит деятельность под тем же именем и с тем же статусом, что и до проведения данной процедуры. В свою очередь присоединяемая компания прекращает своë существование и передаëт права и обязанности главенствующей фирме.
    Отмечу, что слияние и поглощение приблизительно одинаковые по своей сути процедуры за исключением лишь объëма работ и затрачиваемого времени на реализацию самой процедуры.

    Преимущества процедуры слияния – это:
    -
    возможность избежать налоговых штрафов, наложенных после реорганизации на обе фирмы;
    - возможность избавиться от негативной репутации на ресторанном рынке – ведь новое юридическое лицо может иметь новое название;
    - как учредители, так и члены управляющих органов войдут в состав новой фирмы на равных правах, что можно определить заранее подписанным договором.

    Недостатки процедуры слияния:
    -
    по сравнению с процедурой присоединения в несколько раз возрастут трудозатраты самого процесса и, что неизбежно, временные потери: абсолютно по всем сливающимся фирмам проводится
    инвентаризация, составляется передаточный акт и бухгалтерский отчёт;
    - по обеим фирмам (вместо одной, как при присоединении) утрачивается действие лицензий (кроме тех, что были одновременно у обеих фирм, но и их вы вынуждены будете переоформить);
    - не удастся избежать переоформления кредитов по обеим фирмам, банк, как правило, вновь будет оценивать их платёжеспособность;
    - так же неизбежно переоформление имущества, требующего государственной регистрации перехода прав, по обеим объединяющимся фирмам.

    Преимущества при процедуре поглощения:
    -
    существенно меньшие трудовые, временные и финансовые затраты, связанные с бюрократией переоформления;
    - возможность (как правило иллюзорная) сохранить деловую репутацию одной из фирм;
    - возможность сохранить как наименование, так и лицензии и прочего вороха полученных разрешительных документов, которые, как и прежде, не теряют своей юридической силы и продолжают - действовать;
    - освобождение от уплаты НДС при имеющейся дебиторской задолженности.

    Недостатки данной процедуры:
    а) органы управления присоединяемой фирмы теряют существенную часть своего влияния;
    б) для присоединяемых фирм потребуется переоформить: все лицензии, кредиты (вновь с проверкой платёжеспособности), имущество, требующее государственной регистрации.

    Резюмируя информацию, можно отметить, что в случае слияния все этапы необходимо будет пройти в отношении каждой из объединяющихся фирм. Датой окончания объединения при слиянии считается дата регистрации нового юридического лица.
    В случае же процедуры присоединения действия проводятся только в отношении поглощаемой фирмы. Датой окончания при поглощении является дата ликвидации поглощаемой фирмы.
     
  • Принудительная ликвидация.

    Есть вариант и принудительного закрытия ресторана (фирмы)… На основании решения суда – на сегодняшний день уже довольно-таки не редкое явление и регулируемое судебными приставами в зависимости от разных причин. В случае банкротства также все проходит через судебный процесс.

    Процесс ликвидации ООО по решению суда в целом схож с процедурой добровольного прекращения. Основное отличие заключается именно в порядке принятия решения о закрытии и длительности самой процедуры: при добровольной процедуре это делает общее собрание участников, и длится она около года-полутора, а при судебной – арбитражный суд, назначающий ликвидатора, к которому переходят все функции по управлению компанией в период прекращения, и сроки размыты.

    Таким образом, законодательство в данной сфере довольно обширное и вникать самому во все его нюансы чревато неверным толкованием, поэтому неизбежно обращение к профессиональному юристу. 
    Какой бы вариант вы ни выбрали, в любом случае, будут финансовые (не исключено, что и репутационные) потери. Вы и их можете свести к адекватному минимуму – но это тема уже для другой статьи.

    И помните, что зачастую вовремя принятое решение о закрытии ресторана/бара, – это шанс создать новый и сильный проект. Потеря фирмы – шанс организовать что-то лучшее и более востребованное. Позвольте себе научиться смотреть на крах фирмы не как на финал, а как на возможность.

    Советуем к изучению:

    - Как закрыться, чтобы вновь открыться?

    - Как не закрыться навсегда: инструкция по выживанию накануне нового локдауна

    - Как вымирание поможет ресторанному бизнесу?


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь