Заметки официанта. 11 типов гостей, которые бесят
Опыт рестораторов

статья

Заметки официанта. 11 типов гостей, которые бесят

05 авг. 2021
2440
0 дочитываний
8 мин

Это мой личный топ ненавистных типов гостей; уверен, что они знакомы любому официанту и вызывают у него схожие эмоции.  

1. Итальянцы в России 

«Экспрессо». Как много боли в этом слове. И с какой уверенностью произносят его люди по утрам. Сейчас я тихо смеюсь в седеющие усы, но раньше меня просто разрывало от желания выжечь правильное произношение на груди этих кофеманов. Гнев вызывает даже не слово, а желание покрасоваться и сверкнуть своими познаниями. Приведу один из самых ярких примеров, в котором участвовал мой хороший друг и коллега.  

Однажды приятным летним вечерком он вынес заказ для большой компании — пиццу Маргарита. Одна из девушек решила «сверкнуть» и, улыбаясь произнесла: 

Альденте!

Если бы она использовала вопросительную интонацию, это еще хоть как-то можно было бы оправдать (пицца al dente, новое слово в гастрономии...). Но коллега с уверенностью заявляет, что звучало это как «спасибо». Вроде как:

Альденте вам  большое, что принесли нам пиццу! 

Отдельно стоит выделить грузинскую кухню. Я даже не буду ехидничать, ведь эти названия и правда очень тяжело выговорить. Но когда тебе заказывают «хачапури по-императорски» вместо «хачапури по-имеритински», невольно начинаешь давиться от смеха, представляя новоиспеченных коронованных господ, уплетающих жирную лепешку с сыром.

Также «итальянцами» я называю тех, кто, один раз слетав в Милан или Верону, пытается найти вкус итальянских блюд и их цены в реалиях российских ресторанов.

Я вот был в Бергамо, в  маленьком ресторанчике, так вот там паста вкуснее, щечки копченее, а яйца прям желтые. И вино там за 5 евро, а у вас 2 тыщи рублей.  

Вот вы смеетесь, а таких гостей невероятно много. Приходится оправдываться санкциями, расходами на таможне и дороговизной акцизных марок (хотя официант вообще не должен за это оправдываться).

2. Халявщики и дегустаторы

Ох, что же люди творят ради различных бесплатных бонусов! Я даже помню гостью, которая несколько дней подряд приходила в ресторан и специально рвала колготки.

Я их порвала о ваш стул, хочу бесплатный десерт!

Повторялось это раза три-четыре, и каждый раз возникал резонный вопрос: что это за крайне недорогие колготки, которые можно рвать ради пары макарони? 

Кто-то может съесть половину блюда, а после по чистой случайности найти в нем волос, муху, салфетку, — так сказать лишний ингредиент. Менеджер, естественно, в данной ситуации кланяется в ноги: 

Мы не хотели, первый случай, извиняемся, за это платить не нужно. 

И можно поверить в муху, но, когда она появляется в еде у одних и тех же гостей с завидным постоянством, начинаешь задумываться (я не говорю про гостей, которым в еде действительно попадался волос, это ужасная ситуация, сам бывал в ней несколько раз).

3. "Бегуны" 

Не те славные спортсмены, которые защищают честь города и страны на соревнованиях. Напротив, это абсолютно лишенные совести гости, сбегающие из ресторана, не заплатив. И к тому же прикарманив перечницу, тарелку и пару ножей. Кто оплачивает счет? Все  верно – официант, который их обслуживал.

 Принесите чек, я быстро в туалет схожу.  

Ага, в туалет. Туалет другого ресторана, судя по всему. Счета у таких «бегунов» обычно немаленькие, и вся смена уходит псу под хвост. Если вы наивно полагаете, что ресторан — одна большая семья, которая помогает своим членам в такой ситуации, то вы глубоко заблуждаетесь. 

Как-то парочка ребят стащила все освежающие баллончики из уборной, те, что ставятся в автоматическую распылительницу. Те, что в супермаркете по 150 рублей. «Зачем?», - спросите вы. Я до сих пор не смог понять. Это выше моих сил. Скорее всего, это  была диверсионная группа из ресторана-конкурента. Ресторанный бизнес жесток и непонятен. 

4. Любители ночного общения

Воистину, это самый ненавистный вид гостей. Люди, которые считают нормальным засидеться за непринужденной беседой после закрытия ресторана. Ведь работа идет «ДО ПОСЛЕДНЕГО ГОСТЯ». Эта сакральная фраза воспринимается некоторыми слишком буквально. Прогонять и выпроваживать гостей ни в коем случае нельзя. По-хорошему, запрещено даже намекать, что пора на выход. Если это богато отдыхающие, солидные люди, с большим чеком, заранее оставившие тебе чаевых – конечно, это воспринимается попроще: с такими гостями можно и задержаться. А если это двое «бизнесменов», обсуждающие какие-то невероятные сделки и астрономические суммы денег до четырех утра за одним чайником чая? 

5. Люди, катастрофически нуждающиеся в скидках

Этот тип гостей известен как «да я вашему «главному» ща позвоню, он прикажет мне скидку сделать». Неопытный официант сразу потеряется и начнет ловить воздух ртом. Но повидавший и не такое прожжённый «солдат» скажет:

Звоните. Я вам даже номер дам. Я даже сам позвоню. Как вас представить?

После этого, от прежнего гонора не остаётся и следа, ибо «главного» такие гости, естественно, не знают. 

6. Вампиры

Еще один крайне неприятный подвид. Вампиры приходят в ресторан не за едой и напитками. Их единственная пища – хорошее настроение других людей. Они следят за самыми мелкими просчётами сотрудников и используют их как повод для скандала. Порой этих косяков даже не существует, но грамотный вампир всегда найдет, к чему прицепиться и сделать жизнь официантов невыносимой.

На моей памяти было несколько кровососов, и далеко не всем я вбил осиновый кол в сердце. Часть особей сбежали и до сих пор терроризируют другие рестораны города

7. Гангстеры 

Практически у каждого ресторана большой сети, в которой я трудился, были свои «криминальные» гости. Обычно это один «авторитет» и его команда (телохранители, адвокаты, приспешники и т.д). Такие любят решать вопросы за едой, хотя заказывают крайне мало: чаще пьют чай и сурово смотрят в телефон или на собеседника. Чаевых с таких «корлеоне» перепадает крайне мало, а холодное общение и тяжелый взгляд отбивает все желание подходить к столу. Особенно неприятно, когда эти товарищи начинают напиваться, и становится немного страшно за свое счастливое и здоровое будущее. Перестрелок я не видел, но из надежных источников знаю, что бывало всякое.  

8. Артисты, певцы и прочая богема 

Если мне не изменяет память, моим первым «звездным гостем» был Розенбаум. Тогда я немного опешил, так как в первый раз общался с медийной личностью. Было очень неловко, когда в конце я вынес ему счет, попросил на нем расписаться (для отчетности в кассе, так как у него была скидка). А Розенбаум подумал, что я попросил  автограф, и написал на смятом чеке «Егору. А. Розенбаум». 

Я, конечно, очень смутился, но виду не подал. Тем более, я действительно люблю несколько песен из его репертуара. 

«Так почему артисты?» — спросите вы. Дело в том, что не все так спокойны, рассудительны и щедры на чаевые, как Александр Яковлевич. Несколько раз я встречался с откровенно хамоватыми личностями, которые вели себя просто отвратительно. Не в качестве гостя ресторана, а просто с точки зрения здравого смысла и банальной вежливости.

Приведу простой пример. Выйдя в очередной раз на смену, узнаю, что сегодня буду обслуживать день рождения одного известного комика, который в мои детские годы неплохо так веселил народ с экранов телевизоров. Как и полагается имениннику он пришел первый и решил заказать закуски «в стол», чтобы к приходу гостей все уже было готово. Как только он заговорил, мои приятные воспоминания рассыпались в прах. Вместо интеллигента, которого я нарисовал в своем воображении, передо мной оказался скупой, хитрый, мелочный и крайне вредный дядька, старающийся заказать подешевле и поменьше, постоянно приговаривая при этом: 

Этого же должно хватить? А можно половину порции? А гарниры к блюдам идут? А  почему нет? А вино можно свое?

Гости, кстати, оказались ничуть не лучше. Петь дифирамбы имениннику и свалить, как только он попросил счет – это сильно. Чаевых, кстати, мне прилетело столько, что меня еще долго потом передергивало. 

Конечно, не все селебрити такие. Есть прекрасно воспитанные люди, которые ведут себя в ресторане не как кумиры тысяч, а как люди, пришедшие в ресторан, чтобы хорошо провести время и вкусно поесть.  

9. Знатоки 

Эти чудесные люди знают все обо всем. Как приготовить суп, какой сыр класть в хачапури, сколько мариновать шашлык и почему к устрицам нужно подавать сливочное масло. И все бы ничего, но они непременно делятся с официантами этими знаниями, и не для просвещения старждущих, а исключительно для удовлетворения своего эго. Они слегка похожи на вышеупомянутых «итальянцев», так как все время сравнивают и пытаются найти недостатки. Если же такие гости выбирают вино, сомелье в принципе не нужен, так  как после обсуждения всех достоинств виноградников Бургундии и лучших десертных вин Trockenberrenauslese в бокалах все равно оказывается самое дешевое шардоне. 

10. Дамские угодники 

Мне кажется, в наше время женщин в ресторанах снимают только крайне ленивые и неуверенные в себе особи мужского пола. Может, и есть шарм в заказе для женской компании лишней бутылки вина, фруктовой или сырной тарелки, а то и оплате всего счета, но в современных реалиях такое отношение попахивает оскорблением (на мой взгляд).

Очень многое зависит от того, как этот жест был сделан и как он был принят. В моем первом ресторане был пренеприятнейший тип, который каждый вечер оплачивал счета незнакомых девушек, надеясь на ответное внимание. И все бы ничего, но перед этим он уточнял у официантов сумму их счета, и, если он был больше тысячи рублей, его пылкий интерес к дамам сразу угасал.  

Самое паршивое в таких «дамских угодниках» — злость, появляющаяся в случае отказа и выливающаяся на персонал. Я думаю, что это защитный механизм, ведь слухи об их позоре быстрее пули разлетятся по ресторану (по крайне мере, они так считают). 

11. Женские компании

Официально заявляю: я прекрасно отношусь к женскому полу. Но несколько раз я сталкивался с ситуациями, которые вынудили меня написать следующий раздел.

Женские компании (как и любые другие) бывают совершенно разными. За прошедшие годы я провел множество скрупулезных исследований и выявил главные причины, которые объясняют тяжелый вздох официанта, которому на поляну посадили шумную, веселую и такую красивую женскую компанию. 

  • Невероятно долгие посиделки.
    Женщина наделена способностью самых могущественных богов вселенной MARVEL – управлением временем. Она может растягивать свой цезарь с курицей на несколько миллиардов лет. Даже если в заказе только чашка ристретто (самый маленький кофе в  мире, примерно 15 мл), то и здесь сверхспособности сделают свое дело. Женщина умна, коварна и закажет то, что несколько часов может лежать на тарелке, не теряя товарный вид, в то время как заказчица, не обращая на тарелку внимания, ведет содержательную беседу. 
  • Маленький чек. 
    Давайте примем как факт, что среднестатистическая женщина ест меньше мужчины и редко заказывает больше одного блюда. Мало блюд – маленький счет – мало чаевых. Чистая логика, господа.
  • Женщины оставляют меньше чаевых, чем мужчины.
    Это так, спорить со мной бесполезно. Мужчины расстаются с деньгами легче, так как, помимо еды, больше тратить их не на что. 
    Знаете, что самое неприятное? Если кавалер привел свою даму в ресторан, рассчитался, положил в папочку чаевые и отошел в туалет, некоторые особо бережливые женщины считают своим долгом забрать все эти чаевые себе. Зачем они официанту, у него ведь есть зарплата? Единственная возможность исправить ситуацию – опередить воровку. Поэтому рефлексы у офиков лучше, чем у хоккейного вратаря.
  • Проблема раздельных счетов. 
    Если так уж сложилось, что вы, женщины, пришли большой компанией в ресторан, и вам нужен отдельный счет для каждого – скажите об этом официанту сразу. На деле это происходит в самом конце, и начинается скандал: «Ой, я этого не заказывала!», «Ой, у меня только карта!», «Ой, я заказывала маленький  капучино!». Сделайте милость, упростите жизнь себе и персоналу. 
     

Естественно, есть еще много видов, подвидов и категорий гостей. О них можно говорить вечно. Как-то на смене мы с другом даже сделали огромную таблицу, где подробно  расписали все виды посетителей ресторана. Жаль, что она не сохранилась... 

Продолжение следует.

А вот другой взгляд на типажи гостей ресторана  — глазами маркетолога:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь