В прошлом году немало переживаний ресторанному бизнесу доставила отмена ЕНВД — единого налога на вмененный доход — и вынужденный переход на другие системы налогообложения (чаще всего УСН или патент). Параллельно ФНС начала разработку нового механизма налогообложения для малого и микробизнеса, так называемой АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения).
Законопроект о ней опубликован на сайте Госдумы, его рассмотрение запланировано на декабрь. Если решение будет положительным, новый режим начнет действовать уже ближайшим летом. Что же это за система?
Когда и где будет действовать новый режим?
АУСН в экспериментальном режиме будет введен с 1 июля 2022 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. В случае успеха может быть распространен на другие регионы.
Кто сможет перейти на АУСН?
Юр. лица и ИП с годовым доходом до 60 млн рублей в год и штатом не больше 5 человек, без филиалов или обособленных подразделений
Сколько придется платить по АУСН?
1. Можно будет выбрать одну из двух схем налогообложения:
- «доходы», ставка — составит 8%
- «доходы минус расходы», ставка — 20%
(Эти же схемы применяются в действующей сейчас «упрощенке» УСН. О разнице между ними и о том, какую лучше выбрать, можно почитать в этой статье)
2. Эти ставки выше, чем в нынешней УСН (там 6% и 15% соответственно).
Но! Плательщики АУСН будут освобождены от уплаты страховых взносов.*
Пенсионных, медицинских, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Придется платить только фиксированный взнос на травматизм - 2040 р.в год.
Как перейти на АУСН?
Нужно уведомить об этом ФНС в личном кабинете налогоплательщика, указав объект налогообложения, который нужно перевести на АУСН. Действующие бизнесы должны делать это до 31 декабря, вновь открывающиеся — в течение месяца с момента постановки на учет в налоговой.
В чем отличия от обычной УСН?
- Автоматический расчет налогов силами ФНС. Для этого налоговики будут использовать данные банков и оператора фискальных данных (а плательщик должен дать на это разрешение).
- Не нужно подавать налоговую декларацию.
- Освобождение от уплаты страховых взносов (и, соответственно, сдачи отчётов по ним).
- Упрощение сотрудничества с самозанятыми (из-за отмены страховых взносов разница между ними и работниками, оформленными по трудовому договору, сведется к минимуму).
Зачем вводится АУСН?
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту — для того, чтобы освободить бизнес от целого ряда отчетов и тем самым снизить «непроизводственные издержки» (т.е., условно говоря, расходы на бухгалтера).
Эксперимент должен показать, будет ли АУСН востребован у предпринимательского сообщества и экономически эффективен для государства. Ну и, конечно, поспособствовать выходу бизнеса из тени.
Комментарии