Электронные чаевые — один из заметных современных трендов ресторанного бизнеса. Мы поговорили с несколькими рестораторами о том, из каких соображений они подключились к одному из таких сервисов и какие результаты это принесло.
Кирилл Мартыненко, управляющий партнер и бренд-шеф сети ресторанов Torro Grill и Boston Seafood:
Когда-то очень давно мы с Антоном Лялиным думали, как разумнее поступать с чаевыми. Пытались их контролировать, собирали в общий котел, четко распределяли между залом, кухней и баром. В общем, перепробовали разные варианты, в связи с чем возникали различные ситуации. При этом 10-12 лет назад можно было по выручке нормально работающего официанта за смену высчитать, что примерно 7% от нее — это чаевые. Приблизительно такую сумму всегда можно было заработать в ресторане. Встречались и такие официанты, кто получал 10, а то и 12%. И даже больше. Но официальной информацией мы не обладали, а слухи никак нельзя было проверить. И уж тем более не представлялось возможным увидеть реальные цифры.
Важно ли знать, кто сколько заработал? По-своему это полезные сведения, поскольку уровень дохода сотрудников формирует их зону комфорта. В то же время, если я понимаю, что они мало зарабатывают, есть опасение, что кто-то из них задумается о смене места работы. И с этой точки зрения информация о полученных сотрудниками чаевых полезна и интересна. Она, в частности, позволяет принимать решение, какие меры необходимы для того, чтобы мотивировать сотрудников, удержать их. Тем более сейчас, когда количество и качество сотрудников в ресторанном бизнесе снизилось в разы. А, значит, хорошими специалистами нужно дорожить. Сейчас найти профессионала гораздо сложнее, чем 1,5 года назад. И мы понимаем, что в наши дни за каждого из них надо бороться. И не секрет, что чаевые продолжают оставаться существенной частью дохода, например, официантов. Вот почему мы заинтересованы в том, чтобы они получали достойные чаевые.
Активно стали вводить электронные чаевые еще до начала пандемии. Когда выбирали платформу, выяснилось, что все сервисы примерно одинаковы. Начинали работать со «С«бером», но на тот момент у них было достаточно много глюков и сбоев, а техническая служба на это не очень оперативно реагировала. Поэтому перешли на «Нетмонет» от Альфа-Банка.
Как показала практика, данный сервис удобен: понятный интерфейс, все функционирует четко и быстро. Нравится, что можно оценить работу официанта: система — аналогичная той, что существует в других приложениях, пять звездочек. Плюс гости имеют возможность оставить отзыв о работе ресторана, а нам платформа позволяет эти отзывы отслеживать, анализировать их и даже составлять рейтинги. Информация по сумме чаевых, полученных официантом, не является конфиденциальной, так что можно узнать сумму чаевых и оценки, которые сотрудник получил от гостей.
Важно, что посетитель, оставляя электронные чаевые, попадает через приложение непосредственно на личную страничку официанта, а не просто бросает их в никуда. У денег есть конкретный получатель. Причем гостю на выбор предлагается либо фиксированная сумма чаевых — 10-15-20% — либо он сам может написать сумму, которую считает нужной.
Как официанты восприняли нововведение? Насколько я знаю, они не против такой формы поощрения. По крайней мере, ни от одного сотрудника не слышал жалоб на то, что электронные чаевые — это неудобно. А можно посмотреть на ситуацию иначе. Есть два варианта: либо не получить чаевых вовсе, либо увидеть их у себя на карте. Выбор очевиден.
Так что сейчас мы с ними работаем уже достаточно активно. Это связано еще и с тем, что количество наличных на руках у гостей становится все меньше и меньше. По крайней мере, в наших ресторанах количество транзакций по банковским картам составляет порядка 85-90%. Однако желание гостей отблагодарить сотрудников никуда не делось. Они по-прежнему хотят оставить чаевые и при этом не связываться с мелкими деньгами, разменами. Сам неоднократно оказывался в подобной ситуации.
Что поменялось для наших ресторанов с введением электронных чаевых? Для нас как для владельцев ресторанов данная платформа — дополнительный источник информации и еще один канал обратной связи с гостями. Так что в целом опыт, как минимум, интересный, и думаю, этот рынок будет расти.
Елена Кузнецова, совладелец пяти петербургских ресторанных проектов: CAFFE VENEZIA, CAFFE ITALIA, EVO MUSIC BAR, CAFFE 500 и LA MENSA:
Мы ввели электронные чаевые в первую волну пандемии. Компаний, которые предлагают данный сервис, несколько; мы подключились к «Нетмонет». В принципе, это рабочий инструмент: есть сотрудники, им пользующиеся, и какая-то сумма денег приходит. Но, на мой взгляд, электронные чаевые никогда не смогут заменить бумажный «чай», потому что для гостя система все равно непростая: нужно перейти по ссылке, ввести данные банковской карты. Согласитесь, далеко не каждый будет это делать.
На данный момент электронный «чай», который мы, к слову, делим на всех, — дополнение к основному заработку, альтернатива, работающая в том случае, когда у гостя нет наличных.
Существует, кстати, еще один нюанс: живыми деньгами при хорошей работе официант может получить и 500 рублей, даже если «классические» 10% составляют 350. Такой вариант вполне реален, особенно, если у посетителя нет мелких купюр. В случае же с электронными чаевыми гостю предлагается выбрать один из нескольких вариантов: «5%», «10%» и «больше». Недостаток первых двух в том, что они фиксированные, а последняя опция выбирается реже, поскольку требует от человека дополнительных переходов.
Между тем, размер чаевых сейчас упал до 5-6%. Как их увеличить? На мой взгляд, чтобы гость легче расставался с деньгами и не чувствовал при этом дискомфорта, лучше настроить электронные чаевые так, чтобы он не видел цифру в рублях. Тогда официанту придет больше денег.
При этом сама система «электронных чаевых», по-моему, не из простых: полученные от гостей деньги нужно доставать, перечислять на карты и т.д. Так что пока большого будущего за электронным чаем я не вижу.
Андрей Грязнов, учредитель и генеральный директор компании GRYAZNOV RESTOGROUP рассказывает:
В ресторанах нашей группы принимаются электронные чаевые, используем платформу «Нетмонет». Не могу сказать, что все работает идеально. При этом гостей, которые таким образом хотят отблагодарить официантов, много. Когда такой опции не было, с учетом того, что подавляющее большинство посетителей (порядка 90%) сегодня расплачивается банковскими картами, официанты сетовали, что чаевых либо не оставляют вовсе, либо они чисто символические. С появлением платформы, суммы стали значительно больше. Причем деньги поступают непосредственно на счет конкретного официанта.
Естественно, нововведение сотрудникам пришлось по душе. Сама система работает просто: гость получает QR-код, отпечатанный прямо на чеке. Там же прописана и сумма чаевых. Так что теперь фраза: «У меня нет наличных» практически уже не звучит. Те, кто хочет оставить чаевые, делают это.
Вообще за время пандемии гости разделились: одни сильно экономят, другие наоборот, понимая, насколько ресторану и его сотрудникам сейчас приходится нелегко, вместо прежних ста рублей чаевых оставляет триста.
Дмитрий Кирилин, управляющий кафе-клуба «Графин», кафе «Старый Мельник» и соучредителя Ассоциации кулинаров Рязанского края:
Пользуемся платформой «Нетмонет» мы пользуемся около полугода. Поначалу некоторые официанты высказывали опасения, что электронные чаевые будут облагаться налогом, а гости перестанут оставлять вознаграждение и т.д. Всем сомневавшимся на тот момент я предложил альтернативу: мы сделали QR-код, с которого можно было перейти в обезличенный «общий кабинет», что позволило при желании оставаться бойцом невидимого фронта. Случалось даже, что некоторые официанты просто отрезали QR-код.
Со временем все встало на свои места, и теперь сомневающихся нет. Благо каждый официант убедился, что полученные им чаевые на законном основании не облагаются налогом (это считается актом дарения со стороны гостя). Плюс сотрудник вправе самостоятельно и быстро перевести вознаграждение на свою карту, причем от 2000 рублей вообще без комиссии, а до двух тысяч — с минимальной комиссией. Можно и вовсе не переводить, а пользоваться накоплениями как электронным деньгами и оплачивать покупки, например, в магазинах. И даже эквайринг в подавляющем большинстве случаев оплачивает гость (таковы базовые настройки платформы). И лишь в редких, я бы сказал исключительных, случаях (таких порядка 1%) это делает сам сотрудник, если посетитель при оплате чаевых меняет настройки. Так что во всех смыслах платформа удобная.
Когда мы просили рестораторов поделиться своим опытом, оказалось, что подавляющее большинство из опрошенных нами пользуется одним и тем же сервисом (хоть и довольны им в разной степени). Так что для более объективной картины мы пообщались с пользователем других сервисов.
Маргарита Пахомова, директор по маркетингу краснодарского ресторанного холдинга Boroda Group:
Системой электронных чаевых «Чаевые просто» от «Яндекса» мы пользуемся уже около трех месяцев. И, надо сказать, что официанты довольны, даже при том, что они сами оплачивают эквайринг. К тому же, чем больше сумма, которую снимаешь, тем меньше процент. Плюс каждый официант получает свой чай. И для ребят это классно. Да и ситуация в стране в целом изменилась: сегодня далеко не у всех гостей есть с собой наличные, многие осознанно переходят на электронные деньги.
Пожалуй, единственная сложность состоит в том, что пока не все наши посетители понимают, как пользоваться системой электронных чаевых. Но это вопрос времени. В остальном все хорошо, нареканий нет, да и жизнь ресторанов холдинга после введения электронных чаевых никак не изменилась.
Кирилл Чистов, директор по маркетингу и PR ресторанов FRANK by БАСТА (Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар), ресторана Gorilla by Баста (Москва), ресторанов FRANK (Санкт-Петербург).
Электронными чаевыми в своих проектах мы начали пользоваться года полтора назад. Выбрали CloudTips от банка «Тинькофф», по сути, сразу, как только продукт появился на рынке. В принципе в тот момент все существовавшие платформы были примерно похожи по функционалу. Не скрою, для нас одним из определяющих факторов был процент за эквайринг. Поскольку банк «Тинькофф» создавал данный инструмент под себя, то для держателей их карт условия предлагались очень хорошие.
На старте нам имевшегося функционала вполне хватало. Затем мы решили интегрировать платформу электронных чаевых в наше мобильное приложение, что с успехом и сделали. Причем не пришлось даже никак менять действующую систему распределения чаевых: они у нас общие и делятся в зависимости от отработанных смен. Кстати, именно по этой причине нам не пригодилась возможность создания личного кабинета на каждого сотрудника. Позже, на определенном этапе, стало понятно, что в интерфейсе пользователя не хватает опции подтверждения гостем его готовности взять оплату процента за эквайринг на себя. Сейчас ее реализовали все игроки данного рынка, а тогда нам пришлось думать, что делать. В качестве эксперимента решили в Петербурге проверить эффективность платформы «Нетмонет» от Альфа-Банка.
Мне как директору по маркетингу сервис CloudTips нравился и нравится больше. Во-первых, он позволяет создать интерфейс специально под нашу сеть ресторанов, с учетом ее корпоративных цветов и т.д., чего «Нетмонет» ( по краайней мере, тогда) не делала. Во-вторых, сервис CloudTips достаточно эффектно выглядел в нашем мобильном приложении, в том числе при переходе на него с QR-кода.
И есть еще один важный технический момент: для корректной работы сервиса «Нетмонет» в наши петербургские рестораны пришлось дополнительно закупить несколько современных мобильных банковских терминалов. С прежним оборудованием реализовать интеграцию для пречеков оказалось технически невозможно.
К слову, сейчас мы еще ведем переговоры с «Чаевые просто» от «Яндекса», поскольку там есть интересная опция: cashback гостю (через «Яндекс.Плюс») с тех чаевых, которые он оставляет.
Что касается реакции официантов на внедрение платформы электронных чаевых, то недовольных точно не было. Они восприняли такой шаг с интересом и оценили положительно. Ничего удивительного, поскольку электронные чаевые — веление времени. К тому же, для линейного персонала лучше получить электронные чаевые, чем остаться вообще без вознаграждения от гостя. И, повторюсь: у нас в ресторанах действует система, когда любые чаевые собираются в один котел и распределяются по-честному. У нас в команде приняты именно такие правила. А наша ресторанная группа всегда стремится следовать современным трендам. Электронные чаевые — один из них.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Сергей Миронов, основатель сети «Мясо & Рыба», омбудсмен ресторанного рынка Москвы, сопредседатель экспертного совета при Корпорации «МСП»:
На данный момент мы не используем электронные чаевые. Но, вполне возможно, будем. Почему не определились? Потому что пока нет четкой позиции налоговой службы в этом вопросе. На мой взгляд, существует определенная проблема: официант, являющийся штатным сотрудником ресторана, предлагает гостю заплатить. Следовательно у посетителя возникают отношения с рестораном. И в теории эта сумма может подлежать налогообложению. Поскольку факт передачи денег от одного человека другому зафиксирован документально. Это совсем не то, что вытащить купюру из кармана и вручить ее лично официанту (данное действие налогом не облагается). Так что, пока мы выясняем все нюансы, общаюсь с центральным аппаратом ФНС, чтобы до конца прояснить эту ситуацию. Ведь не исключено, что налоговая служба может в любой момент задаться вопросом, почему не уплачены взносы с суммы, перечисленной на счета ресторана. И не важно, что это чаевые. Их же могут посчитать, например, прибылью, которая по закону должна облагаться соответствующим налогом. Тем более, что на каждом чеке, который является платежным документом, сумма отражена.
Словом, существует правовая коллизия. Если получим официальные разъяснения, узнаем, какой позиции придерживается ФНС и поймем, что препятствий нет, перейдем на электронные чаевые. По крайней мере, мы двигаемся в этом направлении.
Читайте также:
Комментарии